Хаей Адам — 49 — Будни — Законы о чтении свитка Торы и уважении к свитку Торы — Часть 5

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

2346
нет кошерного свитка

Глава 31. Законы о чтении свитка Торы и уважении к свитку Торы и к другим книгам (продолжение)

32. По свитку Торы читают только в том случае, если он написан, как установлено законом о свитке Торы и как разъясняется в сводах, посвященных этим законам. (20)

И даже если свиток написан в соответствии с законом, но в нем обнаружили три ошибки, по нему запрещено читать, пока он не будет проверен. А до этого такой свиток считается содержащим ошибки, [даже если найденные три ошибки уже исправлены] («Йорэ Деа», гл. 279). (21) Мне видится, что таков же закон в случае, если в нем обнаружились три буквы, небольшие части которых стерлись. И если в нем порвался один из листов пергамента, то, пока его не зашили, запрещено по нему читать – и даже если порвалось только между двух строк. Мне видится, что таков же закон, если порвалась лишь одна строка. А если лист зашили или приклеили заплату, то, даже если разрыв охватывал три строки, свиток пригоден. (22) Но если было отверстие, и его заклеили кусочком ткани, написав часть буквы на этой заплате, а часть буквы осталась на самом пергаменте – такой свиток непригоден («Йорэ Деа», гл. 279; смотри в комментарии Шаха, который написал там не так, как Рамо). Ведь необходимо, чтобы было соблюдено сказанное в стихе «Тора Б-га цельна» (Теилим, 19:8) (в данном случае имеется в виду, что она вся целиком должна быть написана на пергаменте). Тем не менее, мне видится, что только изначально (лехатхила) не читают по такому свитку. Но если по ходу чтения обнаружилось, что часть буквы написана на заплате из ткани, другой свиток не выносят, ведь Таз считает такой свиток пригодным даже изначально (см. «Йорэ Деа»).

И также если порвались швы на одном из листов пергамента, то свиток как бы не целен – кроме случая, когда там осталось пять или шесть стежков, или большая часть листа остается пришитой.

33. Если в свитке Торы обнаружилась ошибка. Согласно решению мудрецов последних поколений, если ошибка обнаружилась по ходу чтения, и в этой общине нет установившегося обычая [по поводу таких случаев], пусть прочтут ошибочно написанное слово по памяти – и даже если еще не прочитали трех стихов.

(И хотя слова Письменной Торы запрещено читать по памяти, в данном случае, поскольку речь идет лишь об одной букве или об одном слове, не имеющем самостоятельного значения в отрыве от остального текста, это «словами» не называется.) Пусть завершит три стиха и благословит после них, а затем вынесут другой свиток и по нему прочтут для остальных вызванных. [В кодексе «Мишна Брура» это законодательное решение отвергается. И в общине, где нет установленного обычая, нужно действовать в соответствии с законодательным решением Рамо, которое изложено далее в этом же пункте книги «Хаей Адам» («Беур Алаха», 143:4, «Им нимца»).] А если остается менее трех стихов до следующего абзаца и запрещено прерываться, или человек вызван третьим в будний день или четвертым в новомесячье или в будни праздника (холь а-моэд), когда запрещено добавлять еще вызываемых, пусть завершит главу по непригодному свитку и благословит после чтения, а другой свиток не достают. (А вопрос о том, как в таком случае поступают при чтении отрывков о Десяти Речениях и Песне на море, а также восьми последних стихов Торы, еще требует углубленного изучения; «Элия Раба».) Но если он вызван последним в Шаббат, то, поскольку разрешено добавлять вызванных, можно прерваться, чтобы другой прочитал по пригодному свитку. И даже если этот последний вызванный был коэном, разрешено вызвать после него коэна или обычного еврея, исраэля («Элия Раба»).

Однако в общине, в которой установился обычай действовать в таких случаях в соответствии с законодательным решением Рамо, если вызванный уже прочел три стиха или хотя бы начал читать одно слово из третьего стиха, пусть завершит его и благословит после него. А если остается всего два стиха до конца абзаца, пусть дочитает до конца абзаца. Но если он еще не начал читать третий стих, то пусть прервется и не благословляет после чтения. Тогда достают другой свиток, и он не должен благословлять перед чтением, и пусть продолжит чтение по пригодному свитку Торы. И даже если ошибка обнаружилась только после того, как прочли еще несколько стихов от места ошибки, не нужно снова начинать читать [по пригодному свитку] с того места, [где была найдена ошибка], ведь всё прочитанное до того, как ошибка обнаружилась, постфактум (бедиавад) засчитывается («Маген Авраам»). И даже если уже было известно, что этот свиток Торы непригоден, но, забыв об этом, его вынесли и читали по нему, то прочитанное засчитывается («Элия Раба»).

Мне видится, что следует поступать, как указали Таз и «Маген Авраам»: если ошибка обнаружилась во время чтения седьмым вызванным, после того как он уже прочел три стиха, то пусть он дочитает до конца главы, и этот отрывок засчитывается также в качестве мафтира. А Кадиш пусть скажут не после седьмого вызова, а после афтары (т.е. чтения отрывка из пророков). А если уже сказали Кадиш [сразу после седьмого вызванного], то пусть он прочтет на мафтир три стиха по непригодному свитку, но пусть не благословляет на чтение Торы.

[Многие законоучители считают, что в этом отношении нет различия между седьмым вызванным и другими. И поэтому, если седьмой еще не прочел три стиха, то должен завершить свое чтение уже по пригодному свитку. А если он уже прочел три стиха, то пусть прервется и благословит. Затем следует вызвать еще одного и прочитать по пригодному свитку с того места, где он прервался и дальше. И в общине, где нет установленного обычая, следует поступать именно так («Мишна Брура», 143:23).]

Когда выносят два свитка Торы, и ошибка обнаружилась во втором, то, поскольку чтение второго – это обязанность того дня, закон таков же, как и при любом чтении по свитку: если ошибка обнаружилась прежде, чем прочли три стиха, то выносят другой свиток Торы (смотри в «Маген Авраам», в гл. 143, п. 4, и в гл. 282, п. 16).

Если после того, как уже вызвали семерых, и седьмой уже благословил после чтения, но все еще не прочли всю недельную главу, а обнаружили ошибку в середине главы, то, как мне видится, согласно всем мнениям, нужно вынести другой свиток – ведь в любом случае необходимо дочитать недельную главу до конца. Пусть читают по другому свитку с благословением, и можно добавить еще вызываемых, как и в другие Шаббаты. А если ошибка обнаружилась после благословения, при самом начале чтения, то мне видится, что не нужно снова благословлять (смотри в «Йорэ Деа», гл. 279, в комментариях Таза).

Дополнительный комментарий

(20) Если нет кошерного свитка…

В месте, где вообще нет свитка Торы, или свиток был, но стал непригодным, то в Шаббат один из членов общины должен стоя прочитать всю недельную главу вслух по книге с напечатанным текстом Пятикнижия на святом языке. Это делается для того, чтобы заповедь чтения Торы не забылась в этой общине. Но на такое чтение не благословляют. Однако и после него следует произнести Хаци-Кадиш, как и после чтения по свитку, а затем прочесть соответствующую афтару – отрывок из книги пророков («Мишна Брура», 143:9; «Ишей Исраэль», 38:23).

(21) Свиток, содержащий ошибки

В кодексе «Шулхан Арух» указано, что если в свитке Торы обнаружили три ошибки, по нему запрещено читать, даже после того, как эти три ошибки исправлены. Но необходимо проверить весь свиток – от начала и до конца («Йорэ Деа», 279:3; см. «Питхей Тшува» 7, а также Софрим, 3:7, «Беурей Софрим», 8-9).

Для того, чтобы обеспечить неизменность текста Торы, было введено еще одно важное правило: «Свиток Торы, в котором не исправлены замеченные ошибки, запрещено оставлять в таком виде более тридцати дней. Следует либо исправить ошибки, либо изъять этот свиток и похоронить его в земле» (Рамбам, «Сефер Тора», 7:12; см. Ктубот, 19б, Раши). И еще правило, определяющее максимальное количество ошибок, при котором свиток еще можно исправить: «Если на каждом листе свитка Торы замечено по три ошибки, то их можно исправить. Но если замечено по четыре ошибки, свиток следует изъять и похоронить в земле. Однако, когда основная часть свитка исправна и лишь в небольшой его части замечено по четыре ошибки на листе, то, если в той испорченной части есть хотя бы один лист без ошибок, остальные листы можно исправить» (Рамбам, «Сефер Тора», 7:12; «Шулхан Арух», «Йорэ Деа», 279:4; см. Менахот, 29б).

(22) Заклеивание заплатой

Если свиток Торы порвался, разрешено заклеить его с обратной стороны заплатой (Софрим, 2:10). Это закон, полученный Моше с горы Синай, алаха ле-Моше ми-Синай (Рош, «Сефер Тора» 14; «Беур Агро», «Йорэ Деа», 280:5). Заплата должна быть из того же материала, что и сам свиток (см. Рамо, 280:1).

А если на месте разрыва была буква или часть буквы, то необходимо спросить серьезного знатока Торы, как в таком случае поступить (см. «Шулхан Арух», «Йорэ Деа», 280:1, Рамо и «Питхей Тшува», 5).

Продолжение следует

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора ЛиШма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=39900