Хаей Адам — 43 — Будни — Повторение молитвы ведущим, и закон о том, кто достоин вести молитву — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1969
повторение молитвы молитва в миньяне

Глава 29. Законы, связанные с повторением молитвы ведущим, и закон о том, кто достоин вести молитву (начало).

1. Ведущий (шац — шалиах цибур) повторяет молитву «Шмоне Эсре», и все должны внимать ему и отвечать «Амен» на каждое благословение [изначально следует внимательно слушать целиком всё благословение, а не только конец благословения («Мишна Брура», 124:18)].

А если нет девяти человек, которые внимают и отвечают, то все благословения, которые он произносит, являются «напрасными» (ле-ватала), и его ожидает очень серьезное наказание [в кодексе «Шулхан Арух» сказано, что в таком случае благословения ведущего «близки к тому, чтобы быть напрасными» (124:4)]. Поэтому при повторении молитвы ведущим все должны молча слушать, и даже изучать Тору в это время запрещено. [В кодексе «Шулхан Арух» также указано, что «каждый человек должен вести себя так, как будто без него нет девяти», внимающих ведущему и отвечающих «Амен» на его благословения — тогда он будет внимать ведущему должным образом (там же).] Есть законоучители, считающие, что во время повторения молитвы ведущим все обязаны стоять. А если есть только девять присутствующих, но один из них заснул, следует разбудить его, чтобы он тоже слушал. И если один из девяти еще молится, то следует подождать, пока он закончит. А задним числом (бе-ди-авад), если ждать невозможно, он засчитывается девятым, но так засчитывается только один [молящийся].

2. [Завершив свою личную молитву, и отступив назад три шажка, ведущий] должен оставаться на месте короткий отрезок времени, необходимый для того, чтобы пройти расстояние в четыре локтя, прежде чем он возвратится на свое место.

А затем уже он возвращается. [Перед тем, как начать повторение молитвы вслух], он должен произнести стих ה’ שְׂפָתַי תִּפְתָּח («Г-сподь, мои уста открой…»). Но отрывок יִהְיוּ לְרָצוֹן («И будут угодны…») [в конце молитвы] он произносить не обязан, так как в «Кадише» он еще скажет תִּתְקַבַּל צְלוֹתְהוֹן («Прими нашу молитву»). Но верным было бы, если бы он произнес и это (т.е. отрывок יִהְיוּ לְרָצוֹן).

3. Во всех местах, в которых человек в своей личной молитве в случае ошибки возвращается и молится снова, ведущий тоже возвращается при повторении молитвы, кроме случая, когда он забыл произнести вставку יַעֲלֶה וְיָבוֹא («пусть поднимется и придет») в утренней молитве новомесячья [и таков закон в отношении этой вставки в холь а-моэд («Беур Алаха», 126:3, «Хуц»)].

В этом случае его не возвращают, если он уже завершил всю молитву. А если он спохватился прежде, чем завершил, пусть начнет с благословения רְצֵה («Отнесись благосклонно»).

И таков же закон в отношении утренней молитвы Шаббата или йом-това. Но именно в утренней молитве, так как в этом случае вступают в силу два фактора. Во-первых, человек затем будет читать «Мусаф» и упомянет в нем о святости этого дня. К тому же, [если бы его обязали еще раз повторить утреннюю молитву], это было бы тяготой для общины. Но [в случае серьезных ошибок] в других молитвах он всегда обязан вернуться.

4. А если ведущий ошибся в своей личной молитве, которая произносится шепотом, то, когда он совершил ошибку в первых трех благословениях, он возвращается, как и всякий молящийся.

Но при ошибке в других благословениях, и даже в трех последних, он не возвращается, чтобы не утруждать [ожиданием всю] общину. В таких случаях он полагается на молитву, которую будет произносить вслух. [Но в вечерней молитве он возвращается, так как тут ему не на что положиться (ведь в вечерней молитве ведущий не повторяет «Амиду» вслух). И только в вечерней молитве Шаббата он может положиться на благословение «ме-эйн шева», которое ведущий произносит при наступлении Шаббата после того, как община завершает «Амиду» («Мишна Брура», 126:16).] И даже при ошибке в первых трех благословениях, если он не спохватился до того, как завершил свою молитву, он возвращаться не должен. А тот, кто полагается на законодательное решение Тура и вообще не возвращается даже при ошибке в первых трех благословениях, ничего не потеряет (1).

5. В общественные посты ведущий произносит между благословениями גּוֹאֵל יִשְׂרָאֵל («Избавляющий Израиль») и רְפָאֵנוּ («Исцели нас») вставку поста עֲנֵנוּ («Ответь нам»), завершая словами הָעוֹנֶה בְּעֵת צָרָה («Отвечающий в час беды») — и именно так нужно произносить.

А если он забыл и начал благословение רְפָאֵנוּ («Исцели нас»), но спохватился прежде чем произнес завершающую часть этого благословения, пусть скажет вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам»), а потом уже [снова произнесет] благословение רְפָאֵנוּ («Исцели нас»). А если он не спохватился до того, как произнес בָּרוּךְ אַתָּה ה’ («Благословен Ты, Г-сподь…»), то, хотя он еще не сказал רוֹפֵא חוֹלֵי («Исцеляющий больных…»), уже запрещено произносить вставку здесь. Но пусть произнесет вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам») в благословении שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה («Внимающий молитве»), где ее произносят при индивидуальной молитве, и пусть завершит בָּרוּךְ אַתָּה ה’ שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה («Благословен Ты, Г-сподь, внимающий молитве!»). А если он забыл произнести вставку и в благословении שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה («Внимающий молитве»), то тогда после того, как он завершит последнее благословение словами הַמְבָרֵךְ אֶת עַמּוֹ יִשְׂרָאֵל בַּשָּׁלוֹם («Благословляющий Свой народ Израиля миром»), пусть произнесет вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам»), завершив словами הָעוֹנֶה בְּעֵת צָרָה («Отвечающий в пору бедствия»). [В кодексе «Мишна Брура» указано, что в таком случае вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам») произносят без завершающего благословения בָּרוּךְ אַתָּה ה’ הָעוֹנֶה בְּעֵת צָרָה («Благословен Ты Г-сподь, отвечающий в пору бедствия») (119:19).] А если он произнес вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам») перед благословением רְאֵה («Взгляни»), [которое завершается словами גּוֹאֵל יִשְׂרָאֵל («Избавляющий Израиль»)], то он должен еще раз произнести его после благословения רְאֵה («Взгляни»), ведь запрещено изменять порядок молитвы, установленный нашими мудрецами. [В кодексе «Мишна Брура» указано, что в таком случае вставку עֲנֵנוּ («Ответь нам») не повторяют. Но если он желает, то может произнести эту вставку позже, в благословении שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה («Внимающий молитве») (119:17).]

6. Если ведущий почувствовал сильную слабость при повторении молитвы [вслух] и не может ее закончить, то пусть другой его сменит [желательно вызвать на замену того, кто сосредоточенно внимал молитве ведущего, не отвлекаясь на разговоры; и тому, кого просят выйти на замену, не следует отказываться (126:8-9)] и продолжит с начала того благословения, на котором предыдущий прервался — если он был в средних благословениях.

Но если он был в трех первых благословениях, то пусть начнет с самого начала молитвы, а если в трех последних — то пусть начнет с благословения רְצֵה («Отнесись благосклонно»). Поэтому в Рош а-Шана и в Йом Кипур, когда бывает, что ведущий ослабевает во время произнесения пиютов (поэтических гимнов), и другой выходит вместо него, нужно проследить, чтобы он начал с начала благословения, т.е. со слов אַתָּה בְחַרְתָּנוּ («Ты избрал нас»), но он не должен еще раз повторять пиюты. А если ведущий прервался в трех первых благословениях или в трех последних, то следует поступить, как я написал выше.

А если он замолчал в благословении יוֹצֵר הַמְּאוֹרוֹת («Создавший светила»), [которое предшествует чтению «Шма»], то если это произошло уже после того, как община ответила קָדוֹשׁ קָדוֹשׁ קָדוֹשׁ («Святой, Святой, Святой»), это подобно новому благословению, и пришедший на замену пусть начнет со слов לְאֵ-ל בָּרוּךְ («Б-гу благословенному») и т. д. Но мне видится, что этот закон относится к тем временам, когда благословение, произнесенное ведущим, засчитывалось всем членам общины, однако в наше время так не поступают. [Тогда пришедший на замену мог начать с середины этого благословения, так как первую половину благословения он как бы уже произнес до этого устами ведущего. Но в наше время, когда каждый молящийся благословляет самостоятельно, с середины благословения не начинают («Беур Алаха», 59:5, «Им таа»). Однако если сам пришедший на замену уже произнес первую половину этого благословения, то теперь, в качестве ведущего, он может продолжить со второй половины (примеч. редактора).]

7. Если молитву вел коэн, и во время молитвы стало известно, что в смежном помещении кто-то умер.

Если возможно закрыть двери и окна синагоги или помещения, где находится умерший, то, хотя, согласно постановлению мудрецов, еще остается тума (духовная нечистота), нет необходимости сообщать ведущему до того, как он завершит свою молитву. Но если невозможно остеречься в этом (т.е. закрыть все входы), он должен выйти даже посередине молитвы.

[В кодексе «Шулхан Арух» указывается: «Коэну запрещено заходить под крышу, где находится умерший. И даже если это помещение очень большое, и даже в другой дом или на верхний этаж, если они соединены с этим помещением отверстием размером «кулак» (тефах) на «кулак». …Но если это отверстие плотно закрыли (чем-то, что не принимает туму), то ему разрешено заходить в другой (т. е. в смежный) дом (или комнату), потому что затычка является препятствием [для тумы]» («Шулхан Арух», «Йоре Деа», 371:1). Однако и в таком случае смежные помещения считаются нечистыми по постановлению мудрецов (ми-де-рабанан) (Шах, 372:2, «Баэр Эйтев»). Поэтому, даже если смежное помещение с мертвым закрыто, коэн должен уйти, но в таком случае ему разрешено закончить повторение молитвы вслух. Однако если ведущий уже завершил свою личную молитву и еще не начал повторение молитвы вслух, его, безусловно, следует предупредить, чтобы он вышел – и другой повторит молитву вместо него («Мишна Брура», 126:11).]

Дополнительный комментарий

(1) Чтобы общине не пришлось ждать

В своде законов «Арбаа Турим», составленном выдающимся законоучителем р. Яаковом, сыном Роша (его называют также Бааль а-Турим или просто Тур), постановлено: «Если ведущий молитву ошибся, когда молился «Шмоне Эсре» шепотом, он не возвращается и не молится еще раз, чтобы не утруждать [ожиданием] общину. Но он полагается на молитву, которую будет произносить вслух» (126). Этот закон приведен в своде Тура от имени Рамбама.

В кодексе «Шулхан Арух» тоже приведено это постановление Тура, но с небольшим добавлением: «Однако закон таков, только если он не ошибся в первых трех благословениях. А если он ошибся в них, то всегда возвращается, так же, как и любой молящийся» (126:4).

И наконец, составитель книги «Хаей Адам», которую мы сейчас изучаем, приводит этот закон в редакции кодекса «Шулхан Арух», но в конце уточняет: «И даже при ошибке в первых трех благословениях, если он не спохватился до того, как завершил свою молитву, он возвращаться не должен». А в заключение он отмечает, что «тот, кто полагается на законодательное решение Тура и вообще не возвращается даже при ошибке в первых трех благословениях, ничего не потеряет» (29:3). И в книге «Мишна Брура», по которой в наше время, как правило, определяют практические законы, этот закон приведен именно в таком виде — со ссылкой на составителя книги «Хаей Адам».

Как же все-таки следует поступить ведущему в случае такой ошибки — повторить молитву шепотом или положиться лишь на повторение вслух, как рекомендует Тур?

В сборнике законов молитвы «Ишей Исраэль», составленном уже в наши дни, указано, что во всех молитвах буднего дня (кроме вечерней) в таких случаях не следует возвращаться, но можно положиться на повторение вслух. И только если ведущий пропустил вставку новомесячья יַעֲלֶה וְיָבוֹא (яалэ ве-яво «пусть поднимется и придет») и еще не закончил свою личную молитву, то по ряду мнений, ему следует возвратиться к благословению רְצֵה («Благоволи»), в котором находится эта вставка — ведь для общины это не будет большой задержкой (24:60/181/).

Однако некоторые законоучители полагают, что при ошибке, из-за которой в личной молитве обязаны возвращаться, — например, упоминание летом о дожде и т. п., ведущему следует прерваться и возвратиться назад, как и любому молящемуся. А если из-за него общине придется долго ждать, он может намекнуть кому-то другому, чтобы тот стал недалеко от него и повторил молитву вслух вместо него (см. «Пискей Тшувот», 126:5).

Понятно, что практическое решение зависит от конкретной ситуации и от отношения ведущего к своей молитве. И, конечно, предпочтительно молиться насколько возможно более сосредоточенно, чтобы вообще не попадать в такие проблемные ситуации.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, согласно всем мнениям, при ошибке в вечерней молитве ведущий возвращается назад, как и любой молящийся, ведь в этом случае ему не на что положиться, поскольку в вечерней молитве «Шмоне Эсре» не повторяют вслух. И только в вечерней молитве Шаббата он может положиться на благословение «Ме-эйн шева», которое ведущий произносит при наступлении Шаббата после того, как община завершает «Амиду» («Мишна Брура», 126:16). Но повторить молитву ему следует не сразу, а только после завершения всей общинной молитвы — уже после того, как он произнесет «Кадиш» и «Барху», а община скажет «Алейну», — чтобы он не задерживал остальных («Ишей Исраэль», 24:60/177/ от имени р. Х. Каневского).

Продолжение следует
Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».

http://www.beerot.ru/?p=36250