Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 30 — Правило 10 — Часть 1 — Детали закона злоязычия в делах между человеком и его ближним

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2227

Законы лашон а-ра: Правило 10 (начало)

Это правило разъясняет часть деталей закона злоязычия в делах между человеком и его ближним, а именно: если один газаль [отнял имущество] у другого, ашак [обобрал его, например, неплатежом зарплаты] и т. п., или сделал такое самому рассказчику, либо поносил кого-то, – каким образом можно открывать это другим людям. В этом правиле 17 пунктов.

Выше, в правиле 4, мы объясняли закон злоязычия в сфере отношений между человеком и Всевышним. А теперь мы начинаем, с Б-жьей помощью, объяснение этого закона в сфере отношений между человеком и его ближним, выделив это в отдельное правило, поскольку закон отличается в различных ситуациях.

(1) Если один человек видел другого, делающего зло и несправедливость своему ближнему, например, как он присваивает его имущество, обирает или наносит ему ущерб (независимо от того, знает об этом жертва преступления или нет), или позорит его, или причиняет ему страдания или обиду словами. Видевший это точно знает, что тот человек не вернул отнятое, и не возместил ущерб, и не просил свою жертву простить ему тот грех. И тогда он, даже если видел все это один, может рассказывать о том, что видел, другим людям, чтобы помочь пострадавшему и осудить злые дела перед всеми. Но при этом он должен остерегаться, чтобы были исполнены следующие семь условий [приведенные в пункте 2].

(2) 1. То злое дело он должен был видеть сам, а не слышать о нем от других, если только не выяснилось после, что то, что он слышал от других, истинно.

2. Видевший должен чрезвычайно остерегаться, чтобы не принимать сразу окончательного решения, что здесь действительно было присвоение чужого, или кто-то кого-то обирал, или наносил ущерб и т. п. Нужно внимательно присмотреться к сути дела, было ли здесь все это по букве закона.

3. Вначале нужно высказать грешнику укор и поучение в мягкой форме, в надежде, что это подействует и приведет к исправлению. И только если тот не станет слушать, можно огласить публично его вину и рассказать, какое зло он причинил ближнему.

О ситуации, когда видевший знает, что тот грешник не будет принимать его упреков и поучений, мы поговорим, если будет на то воля Всевышнего, несколько позднее (в п. 7).

4. Нельзя преувеличивать, представляя сделанное зло большим, чем оно было на самом деле.

5. Рассказывать следует ради пользы, которую принесет рассказ, как это мы будем объяснять в п. 4, но не ради собственной выгоды, не дай Б-г, извлекаемой из разоблачения дурных качеств ближнего, и не из-за ненависти, которую рассказывающий питал к нему прежде.

6. Если ту же пользу можно принести каким-то иным образом, без того, чтобы нужно было рассказывать о человеке дурное, то нельзя рассказывать никоим образом.

7. Нельзя причинять посредством рассказа больший ущерб обсуждаемому, чем положено ему по закону, – то есть чем ущерб, который он претерпел бы, если бы о его делах было дано свидетельство в суде Торы. Объяснение этого см. ниже, в Илхот Рехилут, правило 9, поскольку там оно будет на своем месте.

(3) Все это верно, если тот, кто видел, лучше того, о ком он рассказывает. Но если он такой же грешник и совершает те же проступки, то ему нельзя оповещать о грехах другого. Ведь такой человек, раскрывая чужие тайны, действует не из стремления к добру и страха перед Небесами, а только из желания порадоваться падению ближнего и опозорить его. Об этом сказано (Ошеа, 1:4): «И взыщу Я с дома Йеу кровь Изреэля» [то есть дома Ахава, согласно сказанному (Млахим 2, 10:11): «И перебил Йеу всех оставшихся из дома Ахава в Изреэле»; см. подробнее об этом в книге «Шмират а-Лашон», «Шаар а-Твуна», гл. 17]. Хотя Йеу исполнил заповедь, перебив всех в доме Ахава в Изреэле, поскольку так приказал ему пророк, и дан было ему за это трон на четыре поколения, как сказано (Млахим 2, 10:30): «И сказал Г-сподь Йеу: за то, что хорошо сделал ты, праведное в очах Моих, совершив над домом Ахава все, что было на сердце у Меня, – сыновья твои до четвертого поколения будут сидеть на престоле Израильском», – в конце концов, взыскано было с него за кровь Ахава, поскольку он тоже был большим грешником.

(4) Пятое условие, упомянутое выше в п. 2, относится не только к очевидному случаю, когда слушающие могут помочь пострадавшему – нет сомнения, что в этом случае следует рассказывать. Но даже если рассказ не принесет пользы пострадавшему, и рассказчик желает только того, чтобы люди отдалились от путей зла, услышав, что все осуждают злодея, и, быть может, сам тот злодей сойдет со своих дурных путей и исправится, услышав, что все его осуждают, – в таком случае рассказ тоже не является злоязычием и считается полезным. Ведь рассказчик, во всяком случае, не ищет выгоды и пользы для себя от того, что открывает изъян у ближнего, и действует только из стремления к справедливости и в надежде на пользу в дальнейшем.

[Примечание автора. И в этом последнем случае [когда не предвидится прямой непосредственной пользы для пострадавшего] разрешается рассказывать только тогда, когда дело уже известно пострадавшему. Но если все это еще не открылось ему, то представляется, что нельзя рассказывать другим, как это объясняется далее в законахрехилут от имени законоучителей. И это потому, что запрет рехилут распространяется также и на случай, когда постороннему рассказывают о том, что такой-то человек говорил о таком-то или делал ему, – вдруг это станет известным пострадавшему через друзей и знакомых, и он возненавидит ближнего.]

Но если рассказывающий полагает, что от рассказа наверняка не будет никакой пользы, например, когда сидящие перед ним сами грешники, не раз делавшие людям те же злые дела, так что поступок обсуждаемого вообще не считается у них грехом, – нужно остерегаться и не рассказывать им о такого рода деле. Ведь кроме того, что от рассказа не будет пользы, из него выйдет большой вред: они пойдут и расскажут тому, который отнимал, обирал или позорил, нарушив тем самым запрет (Ваикра, 19:16): «Не ходи как рахиль в народе твоем», и часто возникают после этого большие раздоры. Особенно же надо остерегаться, если дело может дойти до доносов. Во всех таких случаях, даже если все описанные выше условия исполнены, все равно запрещено что-либо рассказывать. И знай, что нет различия в отношении всех этих условий, просил ли тот ограбленный, потерпевший ущерб или опозоренный, чтобы потребовали в его интересах возмещения ущерба или того зла, которое ему было причинено, или не требовал этого. Когда можно рассказывать [при исполнении условий], то можно и без указанной просьбы, а когда нельзя, поскольку условия не исполнены, тогда даже и просьба не поможет, и даже родственнику пострадавшего запрещено рассказывать. В этом последнем оступаются очень многие. Услышав, что такой-то человек сделал что-то их родственнику, они, даже не выяснив еще, правда ли это, и в чем была причина, сразу идут к обидчику и воздают ему злом, думая, что исполняют этим заповедь (Йешаяу, 58:7): «И от родственника твоего не отворачивайся». Тем самым они совершают большую ошибку, поскольку нет различия между родственником и чужим во всех приведенных выше законах, и не для того сказал пророк слова свои, чтобы разрешить нечто запрещенное, не дай Б-г.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=15922