Шмитат ксафим 1 — аннулирование долгов — Законы седьмого года

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

4971

Введение

Помимо законов, связанных с обработкой земли и плодами, в седьмой год существуют специальные законы, связанные с погашением долгов – шмитат ксафим. Тора, с одной стороны, запрещает отказать ближнему, который нуждается в ссуде, и не дать взаймы только из-за того, что год шмиты аннулирует долг, и ссудивший не получит своих денег обратно (Дварим, 15:9). С другой стороны, она обязывает нас по истечению года шмиты полностью простить все долги. Существует также особый запрет требовать возвращения долгов после окончания года шмиты (Дварим, 15:1-3).

Шмитат ксафим так же, как и другие законы седьмого года, в наше время является постановлением мудрецов.

Заповедь о прощении долгов распространяется и на страны диаспоры.

Долги аннулируются в конце 29 дня месяца Элуля седьмого года, то есть в последнее мгновение субботнего года. В течение всего года шмиты взимать долги не возбраняется. Седьмой год аннулирует как те ссуды, которые были взяты до наступления года шмиты, так и те, которые были получены в сам седьмой год.

Даже если человек дает деньги в долг только при условии, что год шмиты не погасит ссуду, все равно после окончания седьмого года долг будет аннулирован. Закон гласит, что в год шмиты долги прощаются, и условие, противоречащее законам Торы, не имеет никакой силы. Если берущий ссуду не желает воспользоваться возможностью неуплаты долга и хочет его вернуть, ему не только разрешено это сделать, подобно любому другому подарку, но такой поступок поощряется мудрецами Торы. Когда по истечению года шмиты он будет пытаться вернуть долг, заимодатель обязан сказать: «Долг я аннулирую». Если и после этих слов получивший ссуду заявляет о своем желании выплатить данную сумму в качестве подарка, разрешено давшему ссуду взять деньги.

Заповедь о прощении долгов распространяется не только на денежные ссуды, но и на любые предметы, которые взявший взаймы использует, а затем возвращает вместо них другие, как, например, в случае одалживания продуктов питания или предметов, предназначенных для одноразового использования.

 

Ситуации, при которых не происходит аннулирования долгов

Если долг был взят на определенное время, и дата его выплаты приходится на восьмой год либо позже, такой долг не аннулируется. В случае, если ссуда была дана под залог, также не происходит аннулирования долга, так как предоставление вещи в залог расценивается как получение денег в обмен на эту вещь с условием, что если взявший ссуду захочет получить ее обратно (выкупить), он может это сделать, возвратив полученную сумму.

Тот, кто покупает в магазине товары в рассрочку, обязан выплатить хозяину магазина все, что ему причитается, поскольку это является платой за товар, а не ссудой.

Не выплаченная в срок заработная плата не считается ссудой, и работодатель обязан выплатить ее также после завершения седьмого года.

Запрет взимания долгов и повеление аннулировать ссуды касается только частных лиц. Раввинский суд вправе взимать долги, и поэтому, если давший ссуду передал полномочия по взиманию долга раввинскому суду и предоставил ему долговые письма, суд вправе взыскать долг, даже если тем временем прошел год шмиты.

 

Прозбол

Глава еврейского народа, великий мудрец Илель а-Закен видел, что даже после того, как Всевышний, Которому принадлежит все, и от Которого зависят все доходы, заповедует не отказывать в ссуде нуждающимся из-за того, что седьмой год аннулирует долги, – все же людям очень тяжело отказаться от нажитых с великим трудом денег. Для того чтобы евреи продолжали одалживать нуждающимся в ссуде, он решил прибегнуть к особому постановлению, получившему название прозбол.

Слово прозбол составлено из трех слов: прозболей и ботейПроз – постановление;болей – бедняки; ботей – богачи. То есть суть прозбола – постановление, направленное на то, чтобы у любого нуждающегося в ссуде («бедняка») была возможность с легкостью ее получить, поскольку те, кто им ее дает («богатые»), смогут получить свои деньги обратно.

Выше упоминалось, что тот, кто передает долговые письма раввинскому суду с тем, чтобы раввинский суд взимал его долги, после седьмого года не лишается права получить деньги, которые он ссудил. На основе этого закона было принято постановление о прозболе. «Новшество» прозбола заключалось в том, что оформившийпрозбол не обязан передавать раввинскому суду долговые письма, что делает возможным взимать и те суды, которые не были оформлены письменно. [Прим. ред.  Хотя по закону Торы прозбол не является полноценной передачей долгов, у мудрецов есть сила для такого постановления либо потому, что в наши дни законы, связанные со шмитой – это их постановления, либо в силу того, что выводится из Писания «эфкер бейт дин эфкер». Т. е. суд имеет право и силу конфисковать и передать другому имущественные права еврея.]

Члены раввинского суда не должны состоять между собой в родственных связях, но могут являться родственниками давшего или взявшего ссуду.

Прозбол разрешено заверять ночью.

Поскольку и женщины обязаны исполнять заповедь «шмитат ксафим», то женщина, ссудившая деньги еврею, которая не хочет, чтобы долг аннулировался после года шмиты, должна написать прозбол. Замужняя женщина, у которой есть отдельный от мужа счет в банке или ссуды, которые она выдавала, из денег, не находящихся во владении ее мужа, обязана составить отдельный прозбол.

Прозбол действителен и в том случае, когда он оформляется не самим заимодателем, а по его поручению другим человеком. Поэтому тот, у кого нет возможности оформитьпрозбол самолично, может поручить это своему знакомому. При этом в прозболе вместо «предстал перед нами такой-то», пишут «предстал перед нами такой-то, который является представителем такого-то». Муж может оформить прозбол по поручению жены.

На те ссуды, на которые в прошлую шмиту оформили прозбол, и они все еще не погашены, нет обязанности составлять новый прозбол.

Прозбол действителен только в том случае, если он был заверен в такое время, когда заимодатель мог востребовать долги, то есть до наступления восьмого года. Если давший ссуду и получивший ее находятся в странах с разными временными поясами, время написания прозбола должно быть не позже, чем заход солнца последнего дня седьмого года в месте, где находится тот, кто взял деньги в долг.

Некоторые в качестве устрожения помимо прозбола, который, как обычно, составляют в конце седьмого года, оформляют также прозбол и в конце шестого года, учитывая мнение тех, кто считает, что в течение седьмого года востребование долгов запрещено.

Все ссуды, которые были даны после того, как был заверен прозбол, не включены в него и для них нужно оформить новый прозбол.

Прозбол, в котором по ошибке указана дата, предшествующая времени его оформления, действителен. Упредив дату прозбола, заимодатель ущемляет свои права – те ссуды, которые он давал после указанного числа, не включены в прозбол, и если не будет оформлен новый прозбол, они будут аннулированы. Прозбол, в котором по ошибке указана более поздняя дата, чем та в которую его оформили, недействителен.

Тот, кто вспомнил о том, что не написал прозбол, или узнал об этом законе перед самым заходом солнца конца седьмого года, может его составить сейчас, так как долги еще не аннулированы. В случае, если составить прозбол в письменной форме не успевают, он может прочитать текст прозбола перед тремя евреями.

Желательно хранить прозбол до завершения седьмого года, но постфактум, даже еслипрозбол утерян, разрешено взимать долги. Заимодателю, который заявляет о том, что он оформил прозбол и потерял его, – верят, поскольку принято, что все обычно пишутпрозбол.

Для того чтобы была возможность оформить прозбол, необходимо, чтобы у взявшего ссуду находился во владении участок земли. Это может быть не только участок поля, но и любая другая недвижимость, например, квартира, хозяином или съемщиком которой является взявший в долг. Студенты, проживающие в общежитии, считаются владельцами той площади, которая сдана им для сна и хранения личного имущества.

Деньги, находящиеся на текущем банковском счету, считаются ссуженными банку, и поэтому, если владельцы банка евреи, хозяин сбережений должен оформить прозбол до наступления восьмого года или снять со счета всю находящуюся на нем наличность. Для всех банковских вложений составляется единый прозбол. Если после составления прозбола на счет были вложены деньги, необходимо составить новый прозбол.

 Долги, взятые в Гмахах (беспроцентных кассах взаимопомощи) не аннулируются. Тем не менее, если в Гмахе находятся временные вложения частных лиц, желательно, чтобы ответственный за него оформил прозбол.

Для удобства читателей мы приводим здесь распространенный вариант текста прозбола, с тем, чтобы каждый желающий мог его им воспользоваться.

 

 

במוטב תלתא בי דינא כחדא חוינא ובא לפנינו___________ואמר לנו הן שנה זו היא שנת השביעית ויש לי חובות בשטר ובעל-פה על איזה אנשים והריני מוסר לכם פרוזבול ויהבית לכון במתנה בקנין ארבע אמות קרקע מארעא דאית לי ועל גביהון ארשית יתכון למגבי כל חובות דאית לי על אנשי ומעתה תיהוו לי דינא ותגבוהו ותקבלוהו לי ואם לא תגבו אתם מעתה כיון שמסרתי לכם פרוזבול זה הרי אני גובה כל חוב שיש לי עד היום אצל כל אדם כל זמן שארצה ואנחנו בית-דין שמענו דבריו ויפינו כחו דלא תשמיט לה ויגבה כל חובותיו על ידי פרוזבול זה כתקנת הלל וחכמינו ז»ל

ובאנו על החתום ביום________לחודש_________שנת___________

 

נאום_______נאום_______נאום_______

 

 

Перевод:

Во время совместного заседания, в котором участвовали мы, три члена раввинского суда, предстал перед нами________(ФИО) и заявил нам: «Вот этот год – год седьмой, и есть ряд людей, которые должны мне деньги – некоторым из них я ссудил деньги, оформив это письменно, а некоторым – в устной форме. Вот я передаю вам прозбол и даю вам в подарок четыре локтя земли от участка, находящегося в моем владении, и с помощью этой земли я уполномочиваю вас взимать все долги, причитающиеся мне. Отныне будьте моим судом по взиманию и получению для меня долгов. Если вы их не взыщете, то, поскольку я передал вам этот прозбол, я сам имею право взимать все долги, которые мне должны до сегодняшнего дня, у всех, кто мне должен, в любое время, которое захочу».

И мы, члены раввинского суда, выслушали его и заверили его право на то, что долги его не будут аннулированы, и он их может взимать сам с помощью этого прозболасогласно постановлению Илеля и наших мудрецов, благословенна их память.

И заверяем это подписями нашими в день _______месяца (еврейского календаря) _______года (от сотворения мира) ________

Подпись 1-го члена суда________

Подпись 2-го члена суда________

Подпись 3-го члена суда________

Согласно мнению «Бейт Йосефа» полномочия по взиманию долгов могут быть переданы исключительно трем раввинам, которые известны большинству жителей города как члены раввинского суда – специалисты в имущественных законах Торы. Рамо считает, что в качестве трех членов «суда» могут выступать рядовые соблюдающие евреи, желательно – изучающие Тору.

Даже придерживающиеся мнения «Бейт Йосефа», оформляют прозбол в присутствии двух свидетелей – соблюдающих евреев, которые подписываются под заявлением, что давший ссуду передал полномочия по взиманию долгов таким-то известным раввинам. При этом нет необходимости в личном присутствии раввинов, и даже нет надобности ставить раввинов в известность, – желания давшего ссуду, заверенного двумя свидетелями, достаточно для того, чтобы прозбол имел законодательную силу.

Величайший законоучитель нашего поколения рав Йосеф Шалом Эльяшив составлял свой прозбол в присутствии трех соблюдающих евреев (мнение Рамо), и эти трое, в свою очередь, свидетельствуют, что полномочия по взиманию долгов переданы трем известным раввинам – специалистам в имущественных вопросах Торы (тем самым учитывая и мнение «Бейт Йосефа»). Текст данного документа выглядит следующим образом:

אנחנו החתומים מטה מאשרים בזה כי אתא לקדמנא הכא_________ואמר לנא הן שנה זו היא שנת השמיטה ויש לי חובות בשטר ובעל פה על אילו אנשים ועל בנקים הריני מוסר לבית הדין בעיר____________

הלוא המה

הרב____________

הרב____________

הרב____________

 

שכל חוב שיש לי שאגבנו כל זמן שארצה והואיל ו__________מסר לבית-הדין הנ»ל מלי דפרוזבולא כדאמור רבנן כתבנו וחתמנו ביום___________האי שטר דפרוזבולא כדנהגא מיומי דהלל הזקן וכתקון חז»ל

נאום____________נאום____________נאום____________

 

Перевод:

Мы, нижеподписавшиеся, заявляем о том, что предстал перед нами ________(ФИО) и сказал нам: «Вот год этот – год шмиты, и есть люди и банки, которые должны мне определенные суммы. Я передаю членам раввинского суда города__________(название города), а именно:

раввину_________(имя и фамилия раввина)

раввину_________(имя и фамилия раввина)

раввину_________(имя и фамилия раввина)

полномочия по взысканию всех долгов в любое время, когда мне понадобится». А поскольку__________(ФИО давшего ссуды) передал раввинату вышеупомянутый документ – прозбол – согласно постановлению мудрецов, мы записали и заверили нашими подписями в день________(дата подписания) прозбол этот, как было принято со времен старейшины Илеля и постановлений мудрецов, благословенна их память.

___________(ФИО свидетеля)

___________(ФИО свидетеля)

___________(ФИО свидетеля)


http://www.beerot.ru/?p=17884