Врата веры — «Всевышний сделал человека прямым…»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1433

Лекция третья. «Всевышний сделал человека прямым…»

Посредством человечности и искренности можно достичь простой веры

Приведено с сокращениями

Молод Израиль, и люблю я его

Тема сегодняшней лекции — «хинух и истинное понимание иудаизма»; так написали в объявлении. Но у меня есть вопрос: слово хинух (которое обычно переводят как «воспитание») означает «начало», как пишет Раши в комментарии к стиху Берешит (14:14): «Это означает начало введения человека или инструмента в ту работу, которой он будет заниматься».

Когда человек начинает что-то новое, это начало называется «хинух». Поэтому обычно, когда речь заходит о хинухе к Торе, подразумевается воспитание детей. Первые шаги человека в иудаизме обычно происходят в детстве. Взрослый человек должен быть уже приучен к исполнению заповедей.

Из этого следует, что в словах «хинух и истинное понимание иудаизма» кроется противоречие. Ведь хинух — это взгляд ребенка, начало пути. А «истинного понимания иудаизма» можно достичь, наверное, только будучи пожилым человеком, прожившим целую жизнь. И даже в таком возрасте нет гарантии, что появится понимание. Моше в конце жизненного пути, после всей работы, которую он совершил, говорит Всевышнему: «Ты начал показывать рабу Своему величие Свое и мощную длань Свою» (Дварим, 3:24). Только сейчас Ты начал показывать Свое величие и Свою мощную длань! Если Моше так говорит сам про себя, разве можно ожидать, что у ребенка будет истинное понимание иудаизма?!

И вообще, мне всегда было тяжело понять следующее. Сказано: «Небеса рассказывают о славе Б-га» (Теилим, 19:2). Это означает, что, глядя на природу, мы должны изучать пути Всевышнего. Всевышний создал мир так, чтобы он был средством к осознанию Творца и пониманию Его управления миром. Если так, в чем необходимость состояния, которое зовется «детством»? Всевышний создал Адама без этого. Мудрецы говорят нам, что Адам был создан «сформированным». Он открыл глаза и сразу окинул мир взглядом взрослого человека.

В противоположность этому, другие люди созданы не так. Новорожденный младенец вообще не понимает, что с ним происходит. В двухлетнем возрасте начинают обучать его иудаизму. Рамбам постановил, что его следует обучать таким стихам, как «Тору заповедовал нам Моше» (Дварим, 33:4) и т. п. Потом, в возрасте четырех-пяти лет, когда он начинает что-то понимать, его начинают обучать Пятикнижию. И так он постепенно накапливает все больше и больше знаний. Вопрос вот в чем: зачем Всевышний дал нам весь этот процесс? Почему не создал всех как Адама, с пониманием и со взглядом взрослых?

Однако, с моей точки зрения, истинное понимание иудаизма присуще именно детскому возрасту, именно периоду воспитания! Когда нам сорок, пятьдесят, шестьдесят и семьдесят лет, чем больше мы смотрим на мир, на Всевышнего, на Тору бесхитростным взглядом ребенка, тем лучше и правильнее понимаем иудаизм. С другой стороны, чем умнее мы становимся, тем больше наше разумение путает простой, свежий и непредвзятый подход к иудаизму.

 Не хватает всего лишь одного слова…

Начнем с начала. Сегодня мы по какой-то причине забыли несколько основ иудаизма. Я знал одного главу ешивы, который отличался способностью вести лекции на английском языке. Когда я даю лекцию на английском, мне попадаются слова, перевод которых мне неизвестен. А он знал переводы всех слов, не было ни одного слова, которое он не смог бы сказать по-английски.

Его сын рассказал мне, как однажды его отец давал лекцию в Америке. После лекции к нему подошел один человек несколько современного вида и сказал ему: «Рэбай! Я понял каждое сказанное Вами слово. Только одно слово Вы не перевели, и оно осталось непонятным мне: что такое “а-Кодош-борух-У” (Всевышний, букв. «Святой, благословен Он»)? Кроме этого я все понял».

Многие из нас все понимают. Нам не хватает только одного слова: «Всевышний». Раньше было только одно слово, «Всевышний», и кроме Него не было ничего. Теперь же есть множество разных понятий.

Я не хочу сказать, что наше поколение ничего не стоит. Слава Б-гу, мы по-настоящему прогрессируем в изучении Торы, в усердии, в понимании. И также в исполнении заповедей. Но самое простое — ясное осознание того, что существует Творец Вселенной, и что Он находится здесь с нами сейчас — этого нам больше всего недостает.

Однако давайте задумаемся, чего нам на самом деле не хватает для понимания этого простого факта — существования Творца всех миров.

«Научное доказательство»

В мире есть такое чувство [сегодня меньше, раньше было намного больше], будто наука и вера противоречат друг другу. Да, действительно, сегодня есть по-настоящему Б-гобоязненные врачи, некоторые из них даже мудрецы Торы. И тем не менее, если кому-либо скажут, что на Парк Авеню (фешенебельная улица в центре Нью-Йорка) есть крупный профессор, который берет полторы тысячи долларов за визит, и, зайдя к нему, этот человек обнаружит еврея с бородой и цицит, он будет просто потрясен!

На первый взгляд, непонятно, в чем здесь противоречие. Почему для нас очевидно, что человек, который смог изучить медицину и стать известным врачом, не может быть верующим и Б-гобоязненным евреем? Наоборот, именно изучая строение человеческого тела или движение звезд и галактик, можно увидеть и осознать существование Творца. Откуда же тогда возникает ощущение, будто здесь есть некое противоречие? Почему именно наука, которая позволяет увидеть чудеса творения, не признает существование Творца?!

Ответ вот какой: все в мире знают, что есть понятие «научное доказательство». Что это понятие означает?

«Научное доказательство» означает доказательство с помощью научных понятий. Ученые могут изучать и понимать данные только посредством тех инструментов, которые у них есть. Например, микроскопы, телескопы, радары и т. п. С помощью этих инструментов они определяют, что истина, а что — нет, что существует, а что — нет. Всевышнего невозможно увидеть с помощью этих инструментов, поэтому с научной точки зрения Его просто не существует…

Каждый человек определяет факты в соответствии с теми инструментами, которые ему доступны. Я помню, когда мне было пять лет, папа послал меня в синагогу найти там одного из моих братьев. Я зашел в синагогу и хорошенько посмотрел на столе и под столом, и везде, где только возможно. В конце концов я вернулся домой с однозначным ответом: его в синагоге нет! Как я пришел к такому выводу? Это то, что я увидел!

Каждый из нас определяет тысячи и десятки тысяч фактов, основываясь на том, что видит собственными глазами. Ибо такова человеческая природа: то, что я вижу, существует. Того, чего я не вижу, не существует.

Это ошибка, так как есть множество сущностей, которые человеческий глаз не видит. Например, радиоволны, которые невозможно увидеть. Тот, кто все оценивает только в соответствии с тем, что зрят его глаза, увидев человека, говорящего по телефону, подумает, что он душевнобольной. Он не примет объяснение о существовании радиоволн. У него есть «научное доказательство», что радиоволны не существуют. Ведь его глаза их не видят!

Точно так же с существованием Всевышнего в этом мире. Ученый говорит: «Я искал Б-га с помощью микроскопа и не нашел Его. Я даже посмотрел в телескоп, и там Его нет. Более того, я в своей лаборатории разбил атом на тысячи частиц, и даже там не нашел Б-га». Основываясь на всем этом, он устанавливает научный факт: Б-га нет! Почему? Потому, что с помощью своих инструментов он Его не находит.

Единственные инструменты, которые доступны науке — это всевозможные аппараты: микроскоп, телескоп и другие устройства для исследования физического мира. Посредством этих инструментов никогда не было возможно найти Всевышнего!

[Невозможность познания Всевышнего посредством материальных инструментов сформулирована Рамбамом в третьей основе веры: «(Он) не является телом или некоей телесной силой. И не свойственны ему характеристики материальных тел, такие, как движение и покой, ни как неотъемлемые качества, ни как случайные». — прим. редакции.]

Инструменты, с помощью которых «открывают» Б-га

Из-за этого наука как будто бы противоречит вере. Ученый удивляется: «Где Б-г? Я искал Его на Луне, на Марсе, по всей вселенной, с помощью всех имеющихся у меня инструментов – и не нашел Его! Где же Он?!»

Ответ: ты, ученый, ищешь Его с помощью научных инструментов. Но ты должен знать, что единственный способ распознать существование Всевышнего в творении — это посредством «человеческих инструментов». Ты должен окинуть непредвзятым взглядом все окружающие тебя удивительные феномены творения. Чего стоит одно только размышление о строении человеческого тела. Человек, который откровенен сам с собой, обязан прийти к выводу, что все это не могло возникнуть само по себе. Обязательно должен быть Творец миров! Есть инструменты, с помощью которых можно увидеть Всевышнего с предельной ясностью, как дважды два – четыре.

Смотри на вещи реально! Ты видишь магнитофон. Нет никаких сомнений, что это чрезвычайно сложное устройство. Его создал инженерный гений. Но знай: в одну ножку самого крошечного муравья вложено больше хитроумия и больше гениальности! Эта ножка сложнее любого компьютера. Мозг ребенка содержит пятьдесят миллиардов клеток памяти. И не только мозг ребенка, а даже мозг любого насекомого состоит из огромного количества клеток. По всему миру крутятся миллиарды таких «компьютеров» — каждый сложный, каждый законченный, все идеально работают.

Кто сделал все это? Это Он! Но это знание невозможно приобрести научными методами. Его можно получить только человеческими методами.

Я однажды познакомился с внучкой Хафец Хаима, дочерью его сына. Она приехала из России в центр абсорбции в Беэр Шеве. Рав Илель Закс, тоже внук Хафец Хаима, поехал навестить ее, и я присоединился к нему.

Она рассказала нам, как в шестнадцатилетнем возрасте убежала из дома. В те годы так называемое «просвещение» разрушило мир! Она тоже была одной из тех, кто попался в его сети. Однажды, когда она в восемнадцатилетнем возрасте приехала навестить своего деда, она сказала ему: «Дедушка, чего ты сидишь в темноте? Выйди в мир света!»

Это было во время Первой мировой войны. В те времена были аэропланы, не такие, как современные самолеты. А летчики бросали с самолетов обычные гранаты.

Хафец Хаим сказал ей так: «Ты видишь эти аэропланы? Они долетят до луны. [Так сказал Хафец Хаим больше ста лет назад!] Ты видишь эти бомбы? Придет день, когда изобретут более совершенные бомбы, которые смогут уничтожить весь мир. Это то, что делают они. Мы же делаем людей». Так сказал Хафец Хаим!

Есть такое понятие (на идише) — менч, человек. Человек — это тот, кто использует свои человеческие инструменты, смотрит на истину простым, реалистичным взглядом.

В чем же на самом деле заключается эта человечность?

Рамбам говорит (законы седьмого и пятидесятого годов): «И идет прямо, как сделал его Б-г». Когда ребенок рождается, его разум ограничен. Почему Всевышний так сделал? Из-за того, что нас, каждого из нас, уже убедила ложь этого темного мира. Мы привыкли, что глаза определяют реальность, что уши определяют реальность. Чувство вкуса определяет реальность. Из-за этого нам тяжело прийти к истине. Ведь Всевышнего невозможно увидеть глазами, услышать ушами, пощупать. Для этого нужны человеческие инструменты!

С другой стороны, ребенок, когда ему просто говорят: «у мира есть Творец», понимает, что это самоочевидная вещь! Как может быть иначе?! Если мы будем воспринимать вещи по-детски, откажемся от внешних влияний — почувствуем присутствие Творца в мире.

«Человек» — существо, обладающее способностью связаться с Б-гом

Мы сегодня живем в нечеловеческом мире. Я недавно был в Южной Африке. Ко мне подошла хорошая религиозная женщина и сказала:

— Ребе, у меня проблема. Я рассказываю своим внукам о недельной главе. На этой неделе я рассказала им о казни кровью, о том, как весь Египет был в крови. И из-за этого мой внук много говорил о крови. Есть опасность, что это испортит его?

Я ей ответил:

— Бабушка, у этого ребенка есть дома «нечистое устройство» (телевизор)?

— Да…

— Вы знаете, сколько убийств он видит каждую неделю, каждый вечер? Это его не испортит?

Нужно вернуться к человечности, к простоте детей. «Поднимите глаза и увидьте, кто создал этих» (Йешаяу, 40:26). В чем значение Всевышнего, Творца всех миров? Ведь «вся земля наполнена славой Его». Это означает, что в каждой песчинке содержится великая мудрость, свидетельствующая о Б-ге… Кто создал все это?

Ребенок, не достигший тринадцатилетнего возраста, не рассматривается как дееспособная личность — у него нет понимания. Когда он достигает возраста, в котором он должен принять на себя бремя исполнения заповедей Торы, он становится «человеком». У него появляются качества, называемые «человечностью».

Вопрос — что такое менчкайт, человечность?

Есть люди, которые уверены, что тот, кто умеет хорошо пинать мяч — это человек… Некоторые считают, что тот, кто не слушал музыку, потратил всю свою жизнь впустую. Очень многие полагают, что накопление денег — это основная миссия человека в этом мире.

Есть также люди, для которых добрые дела выражают человечность. Только если ты сидишь за рулем «скорой помощи», приехал на место какой-нибудь аварии и спас человеческую жизнь — ты менч. А если нет — ты тратишь жизнь впустую.

В действительности же, у человечности есть только одно определение. Царь Шломо сказал: «Б-г — в небесах, а ты — на земле» (Коэлет, 5:1). Между человеком и Б-гом огромное расстояние. «Сын человека» — это тот, у кого есть способность и возможность установить связь с Б-гом. Это «человек», и нет никакого другого определения.

Даже если человек совершает все возможное добро, он праведник, на котором держится мир, но при этом у него нет связи со Всевышним, — он ничем не отличается от животного. Я говорю это с полной ответственностью! Корове нравится кушать траву, а ему нравится делать добро.

Человек — это существо, создающее связь со Всевышним. Эта связь возникает благодаря речи. Человек — существо, «говорящее» слова Торы и молитвы. Это связь с Творцом.

Что за понятие такое —«общение с Б-гом»?

Объясним это посредством аллегории. Человек сидит в одном углу комнаты, а его знакомый — в противоположном. Между ними занавес. Когда один говорит с другим, он знает, что тот его слышит. Ему также известно, что его знакомый знает, что он знает, что его слышат. Таким образом между ними есть контакт.

В этом сущность связи человека с Творцом. Он говорит Б-гу: «Ты, Властелин Вселенной, “сладок для неба и чрезвычайно приятен”; Ты — «милый папа»». Он знает, что Б-г слышит его. Если ты говоришь с Ним — не может быть такого, что Он тебя не услышит. Он знает, что ты знаешь, что Он тебя слышит. И ты знаешь, что Он знает, что ты знаешь, что Он слышит. Таким образом между вами возникает общение, и благодаря этому ты становишься «человеком», в простом смысле слова.

Это все еще не определение понятия «еврей», это определение понятия «человек». Молитва, связь со Всевышним, — это не что-то уникально еврейское.

«Оставить наследие любящим меня — есть…» (Мишлей, 8:21)

Когда приходим к осознанию, что есть Создатель Мира, понимаем, что Он всемогущ. Он дает каждому из нас все добро, со всей Своей бесконечностью. Человек, который состоит из плоти и крови, ограничен. Поэтому, когда папа приносит домой торт, он должен разделить его между всеми своими детьми. Каждый получает маленький кусочек.

Творец всех миров совершенно не ограничен. У него все определяется вечностью и бесконечностью. Поэтому, когда Он раздает что-либо, Он дает каждому сполна. Он дает Янкеле… Одну секунду, а что с Береле? Не волнуйся, у Меня есть и для него!

В Талмуде (Санедрин, 100а) приводится: «На западе (т. е. в Земле Израиля) говорят от имени Ровы бар Мари: в будущем Всевышний даст каждому праведнику триста десять миров, как сказано “оставить наследие любящим меня, [у меня] есть, и хранилища их наполню”». [Это основано на том, что числовое значение используемого в данном стихе слова «есть», יש — 310.] Необходимо объяснить, откуда вывели, что каждому праведнику будет дано именно триста десять миров. Где сказано, что יש относится именно к мирам? Может быть, речь идет о молочных реках с кисельными берегами, или еще чем-то в этом роде?

Дело тут вот в чем. Предположим, человек заходит в магазин в Америке и спрашивает: «Сколько это стоит?». Ему говорят: «Двадцать». Он в недоумении: двадцать чего? Но на самом деле ясно, что имел в виду продавец: двадцать долларов. Точно так же, если в Израиле человеку говорят «двадцать», ясно, что подразумевается двадцать шекелей. Если в Англии — фунты стерлингов. Ведь всем известно, что в Америке все платят долларами, в Израиле — шекелями, а в Англии — фунтами стерлингов.

Точно так же и здесь: Тора от Всевышнего, Создателя всех миров. Поэтому у него нет другого языка, «есть» означает «есть миры». О меньшем даже не идет речи. Когда Всевышний говорит: «Оставить יש в наследство любящим Меня», очевидно, что говорится о трехсот десяти мирах, со всем их будущим и со всей и вечностью. Таково свойство Торы: когда человек связывается со Всевышним, он удостаивается всех благ!

«Сестра моя, любимая моя»

Если спросим: как может быть такое, что столь незначительные существа, как мы, стоим перед Всевышним, властелином вечности? Что мы в сравнении с этим?

Ответ таков. На что это похоже? На богача, миллионера, который женился на бедной девушке из хорошей семьи. Она вошла в его дом без всего, у нее не было и гроша за душой. А теперь, после свадьбы, у нее есть все! «Они будут контролировать свое имущество на равных».

Будучи ребенком, я удивлялся тому, что написано в Талмуде об Эстер, которая послала приказ закрыть все парикмахерские и все бани в Шушане, чтобы Аман был вынужден помыть и постричь Мордехая. Откуда у нее была такая сила? Очень просто: одна секунда связи-брака с царем Ахашверошем дала ей силу властвовать над всеми областями империи ее мужа!

Еврей тоже связан с Творцом мира. Стихи письменной Торы называют народ Израиля «любимой, близкой» Всевышнего. Если мы в каком-то смысле вступили в брак со Всевышним, у нас есть все! «Связь» означает: все мое!

Давайте задумаемся, как нас зовут, какое у нас имя?

Как зовут ту девушку, которая вышла замуж за богача? До настоящего момента ее называли «госпожа Коэн». Теперь же ее фамилия поменялась, ее называют «госпожа Леви» — по имени ее богатого мужа.

Нас называют «йеуди» (יהודי). Это имя Всевышнего с добавлением буквы далет (ד). Смысл этой буквы — нищий и обездоленный. Бедная г-жа Коэн пришла ни с чем. Ее отец был бедняком. Сейчас же она г-жа Леви, и у нее есть все!

Наше имя — это «г-жа Всевышний». У нас есть Всевышний, Он наш! Это можно понять только простым человеческим взглядом.

В нашем поколении есть такой глубокий, развитый и широкий интеллект, что мы забываем эти простые принципы. Мы забываем воспитание [самих себя] на основах еврейства. Мы должны повторять то, чему нас научили, те основы, которым нас обучили в детстве. И даже сегодня, когда мы уже вполне взрослые, мы должны постоянно держаться за эти концепции, жить с ними и не оставлять их. Только так удостоимся верить во Всевышнего полной верой и быть прилепленными к Нему всегда.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=52000