Врата веры — Первый принцип — Объяснение

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1749
верю полной верой

Первый принцип

Провозглашение веры: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, сотворил и творит все творения и управляет ими. Он самолично делал, делает и будет делать все действия».

Объяснение слов этого провозглашения веры

«Я верю»

«Я верю полной верой…». Полная вера означает нечто совершенно ясное, не что-то, что услышали со вторых рук. «Вера» — это ясность и знание.

«Творец»

Первое, во что мы верим, это то, что Всевышний — Творец. Слово «творец» означает, что Он создал всё из ничего (ex nihilo). Это вера народа Израиля. Этот принцип — это также самое первое слово святой Торы — «В начале», «בראשית». Это означает, что есть начало.

Простой человек не понимает, как можно создать что-то «из ничего». Но Всевышний, обладающий неограниченными возможностями и силами, создал всё из полного небытия. Весь мир [то есть, вся вселенное, вся материя, время и пространство] — это результат создания. До создания мира не было ничего, кроме Всевышнего, благословен Он.

Как можно описать «ничего»? Мудрецы говорят об этом (Хагига, 11б): «Каждому, кто смотрит на четыре вещи, лучше было бы не приходить в этот мир… что было до [возникновения мира — комм. Раши]». Это одна из вещей, о которых запрещено размышлять. Мудрецы подразумевают следующее. Это подобно тому, как ребенок карабкается на лестницу-стремянку чтобы добраться до луны. Папа говорит ему: «Нельзя»! То есть, если залезешь на лестницу, никогда до луны не достанешь. Только свалишься и разобьешь себе голову. В этом смысл слов мудрецов. Не то, что здесь есть нечто, чего можно было бы достичь, но Тора это запрещает. Это вещь, которую совершенно невозможно понять. Можно только пострадать от таких исследований.

«Все творения»

«Все творения» означает не только создания, люди и животные, земля и вода, всё, что мы можем увидеть и ощутить. В действительности, это включает также понятия пространства и времени. Это тоже создание Всевышнего, благословен Он. У нас нет никакого представления, что было до того, как появилось пространство, что было до того, как появилось время. Всё это было создано Всевышним из ничего. Не было ни света, ни тьмы, ни близости, ни дали, ни верха, ни низа. В это верит народ Израиля. То, что существует Всевышний — это вещь очевидная разуму. Но то, что верх и низ, правое и левое — это тоже создание, нечто, чего не было, и что потом возникло; то, что каждая идея и каждое понятие, всё, что мы знаем и представляем, всё это было создано Всевышним — для этого нужна вера! Простым разумом это постичь невозможно.

Пространство и время были созданы в первый день творения. Ранние комментаторы подробно объясняют, что именно было создано в первый день, что такое «пространство», и т.д. Но это уже относится к категории маасе берешит — настоящие тайны Торы (как приводится в трактате Хагига, 11б). Мы сейчас эту тему обсуждать не будем. Мы сейчас выясняем основы веры.

Простое объяснение понятия «Творец» — это то, что Он создал всё, что нам известно и понятно. Это включает знание того, что абсолютно вся окружающая нас реальность, пространство и время — всё является созданием. И наука уже это доказала. То, что мы называем пространством, в действительности подвержено изменениям. То есть, пространство — это тоже творение, а не сущность, существующая сама по себе.

И это первый принцип, то, что Всевышний создал абсолютно всё!

«И управляет»

Кроме того, что мы верим, что Всевышний создаёт, мы также верим, что Он управляет миром.

«Творец» означает, что Он создал всё. Но недостаточно знать, что Он создал всё, что Он является единственным создателем. Необходимо также знать, что Он «управляет» — Он контролирует всё происходящее. Не происходит ни одной вещи, большой или малой, которая не проистекала бы непосредственно от Всевышнего. Всё, что нам известно о таких понятиях, как ангелы и небесные тела (по понятиям астрологии), у которых как будто бы есть сила повлиять и сделать что-то в этом мире, всё это — как перчатка. Всевышний как будто покрыл Свои «руки» перчаткой — ангелами и созвездиями. Но действия, которые они совершают, — это действия Всевышнего в самом буквальном смысле. Их невозможно сравнить даже с палкой. Ведь тот, кто бьёт палкой, в каком-то смысле всё же использует силу палки. А вот «перчатка» — это прямое действие того, кто её одел. Единственное, что делает перчатка — это скрывает прямое прикосновение того, кто совершает действие.

В действительности, если задумаемся об этом, поймем, что Творец должен также управлять. А простое значение слова «управляющий» — это тот, кто лично управляет всем, что происходит в мире. До такой степени, что у Его единства нет границ: Он — это всё. Мы идём по улице и видим дом с неким количеством окон. Каждое окно обладает определенными свойствами, размером, формой, цветом. Это факт. А когда мы говорим, что все эти свойства — от Него, благословен Он, это означает, что Его единству нет конца. Это единство не имеет никаких границ. [Т. е., управление всем без исключения в этом мире восходит ко Всевышнему.]

Другими словами, если бы одно из окон решило на микрон отойти от того размера, которого желает Всевышний, то все миры сразу бы разрушились. Ведь всё является частью Его единства. Отойти от Его единоличного правления означает разрушить всё. Если возьмем сито, в котором пять тысяч дыр, и скажем, что у Него не было причины делать это сито именно таким образом, это просто получилось случайно — такое утверждение означает, что существование сита проистекает из некоего самостоятельного источника. Получается, что Всевышний не един.

Все Его действия — это действия Единого. Например Тора, которая едина. Всевышний создал Свой мир в форме шара. Солнечная система, планета Земля, солнце, луна — вся природа шарообразна. Это посылает нам массу сигналов. Если от шара отрезать кусок, его форма полностью меняется, [он перестает быть шаром]. Это в противоположность прямоугольной форме. Если её обрезать с одной стороны, её другая сторона не обязана изменяться. А у шара такое свойство, что он полностью зависит от каждой точки.

И в этом заключается наша вера. Также как, если из Торы пропадет одна буква, весь мир превратится в полный хаос — ибо «Тора — это Святой, благословен Он», также никакая вещь не может перестать выполнять Его волю. Если в сите пять тысяч дыр, это либо означает, что Всевышний пожелал именно это число, или что есть тому какая-то другая причина. И если бы была другая причина, это означало бы, что Его единство ограничено, не дай Б-г. А наша вера заключается в том, Его единство бесконечно.

Весь план, который Всевышний установил, — это одна сущность. Если в ней чего-то не хватает, то весь план нарушается, весь план рушится.

Управление исходит лично от Него, благословен Он

Мы должны знать ещё одну вещь: это управление исходит от Всевышнего лично в прямом смысле слова. Он Сам заботится обо всем и интересуется всем. Нет ничего, что Его бы не интересовало. Ангелы и другие служители молчат, у них нет свободы выбора. Ангелы — это небесные животные, они действуют, но без возможности совершить выбор. [Это затрагивает шестой принцип — только Ему следует молиться.] Всевышний никому не передал никаких самостоятельных мнений и никакой возможности действовать независимо. В этом смысл утверждения «Он правит». Он не назначал никаких правителей, всё исходит только от Него.

Всевышний интересуется всеми созданиями, каждой деталью. От бездны и до небес. Страшно даже подумать об этом!

Слова «нет конца единству Его» невозможно объяснить иначе. Ведь если скажем, что существует некая точка, некая песчинка, звезда, луч света, которыми Всевышний не интересуется, это означает, что Он тут не один. В действительности, принцип «единству Его нет конца» означает, что нет никакой границы тому, куда доходит Его единство. Каждого муравья, который ползает под полом в кухне, каждую лампочку, подвешенную на потолке, — всех их Всевышний создаёт и всеми ими управляет. Только Он совершал, совершает и будет совершать все деяния.

Создание из ничего

По мнению большинства комментаторов, слово בורא, «создаёт», означает создание из ничего. Идея создания из ничего — это самая важная основа, на которой зиждется вся Тора. Фактически, все споры и всё вероотступничество было связано с этим понятием. Именно эту основу, создание мира из ничего, оспаривали философы.

Создание из ничего — это основа веры в Тору. Тора начинается словом «в начале». Это означает, что у всего есть начало; всё творение — это «новость», у него есть исходная точка. Перед этим ничего не было, а потом Всевышний сотворил нечто новое — творение.

То, что мир был создан, — это идея, которая первый раз высказывается именно Торой. Рамбам пишет, что Аристотель достиг высочайшего уровня, на который способен человеческий интеллект. Но даже самый высокий уровень славы Небес, который раскрывается в самой природе, не через Тору, не включает понятие создания из ничего. Поэтому философы либо не были знакомы с этим принципом, либо отрицали его. А тот, кто не верит в создание из ничего, не признает принцип единства Творца.

Это можно обсуждать подробно и глубоко, но таким образом мы уйдем от простого понимания того, чем мы сейчас занимаемся. Тем не менее, я хочу задержаться на одной важной детали, так как, с моей точки зрения, она значительна. Это очень тонкая тема, и я не стал бы её поднимать, если бы у меня не было опасения, что люди будут черпать информацию о ней из других источников. А ошибочное понимание в этих вопросах — это погрешность в самых основах веры. Поэтому я ощущаю необходимость привести здесь то, что получил от своих учителей.

Создание из ничего объясняется следующим образом.

Мы верим, что всё, что было создано, было сотворено из ничего, что мир имеет начало. Всевышний также создал души народа Израиля из ничего, из полного небытия. Если бы в творении было некое Б-жественное начало, оно бы уже не было творением. Ведь в этом случае в нем было бы нечто исконное, подобно тому, как Всевышний исконен. А этого быть не может, так как мы верим, что исконен только Всевышний.

Вера народа Израиля утверждает, что мир был создан из полного небытия. Всевышний создал нечто новое, чего до этого не было; у него есть четко определенное начало — «в начале создал Б-г». До этого все отсутствовало. Мы созданы из полного небытия. Он, благословен Он, создал нас как совершенно новую сущность. В этом заключалась вера народа Израиля с того момента, что мы вышли из Египта, когда мы узнали Всевышнего, Который Один, Единственный и Уникальный.

Объяснение высказываний, утверждающих, что в творении есть Б-жественность

[Этот раздел редакция решила пересказать своими словами, так как буквальный перевод данной лекции может быть не понят читателем.] Написано, что человеческая душа — это часть Б-га. Буквальное понимание данного высказывания противоречит основам веры, ибо Всевышний неделим на части. Мои наставники передали мне следующее объяснение этого. Прежде, чем создать этот мир, Творец создал чрезвычайно возвышенные духовные сущности. Из этих сущностей исходят различные виды духовного света, которые создают цепочку миров. В нижней части этой цепочки находится наш мир.

Творение по своей сути неспособно понять или воспринять сущность Творца. Любое Его проявление происходит только посредством сотворенных духовных сущностей — тех из них, которые подлежат восприятию. Только через них Всевышний раскрывается Творениям. По отношению к нашему материальному миру и населяющим его людям, это и есть раскрытие Б-жественности. Несмотря на столь огромную разницу в уровне между высшими и низшими творениями, человек этого мира по строению полностью, до мельчайших деталей, подобен и параллелен этому раскрытию Б-жественности, являющегося духовным первоисточником мира. Это дает человеку возможность прилепиться к Б-жественности. В этом смысл высказывания, утверждающего, что душа человека — это часть Б-га.

Таким образом, Всевышний дал нам великую силу и мощь. Однако, в сущности, кто мы такие? Мы творения. На самом глубоком уровне, по отношению к Творцу, мы всё равно, что самые маленькие муравьи. Ни те, ни другие не обладают абсолютно никакой значимостью, они —полный ноль по сравнению с Творцом.

Рамбам уже сказал, что человеческий разум не может это понять. Он говорил не только о каком-нибудь Аристотеле, а даже о самом великом каббалисте. У нас нет никакой возможности это осознать. У нас есть традиция, по которой этот мир создан из абсолютного небытия. И души евреев созданы Всевышним, благословен Он, из Б-жественности.

Также и Тора является созданием, которое было сотворено из ничего. То, что написано, что души народа Израиля, Тора и Всевышний едины, означает, что они связаны до такой степени, что представляются одним целым.

Всевышний создал Тору, обладающую такой силой, что она как будто объединена с Ним, с Его качествами, с Его бесконечностью. Но в действительности Тора — это тоже создание, это не Он. Он — единый и единственный, и кроме Него нет ничего.

То, что написано и то, что мы обязаны знать, — это то, что Всевышний «один, единственный и единый», и кроме Него нет ничего [т. е., нет ничего, чьё существование было бы неизбежным; все существа — это проявление Его воли]. А мы — творения, которые Всевышний создал из ничего. Это — то, что мы должны знать.

«Если бежит сердце твоё — вернись к Творцу!»

[В этом разделе автор обсуждает опасность изучения глубинных аспектов Торы и проистекающую из этого необходимость относиться с великой осторожностью к изучению Каббалы.] Рамбам написал своему сыну раву Аврааму: «Когда увидите глубокое высказывание или сложное место в Торе или в Пророках, или в книгах мудрецов, которое не сможете понять и не узнаете, что скрыто в них; и вам представляется, что это противоречит принципам Торы или что речь идёт о пустяках — не отходите от веры и не путайте свой разум. Оставайтесь сильными в вере, а этот недостаток понимания из-за вас самих, как сказано: “Разве для вас это пустые слова?” (Дварим, 32:47) [То есть, если эти слова вам кажутся пустыми — это из-за недостатка вашего понимания. (См. комментарий Рабейну Бехайе, Йерушалми)] Оставьте эти слова [то есть, отложите их в сторону, но не отвергайте их], и не портите свою веру из-за непонимания слов мудрости». Если вам известен какой-то основополагающий принцип Торы, и вам показалось, что написано иначе, пока оставьте то, что написано. В один прекрасный день вы и это поймете. Но ни в коем случае не бросайте то, чему вас научили!

Существует немало высказываний мудрецов, которые могут сбить человека с толку. Во многих исследованиях легко запутаться. Люди рассказывают всякую ерунду в неограниченных количествах. Необходимо крепко держаться за веру в основы. Основополагающие принципы, которым нас обучили — это истина.

В святой книге «Зоар» («Идра Раба», 141а) приводится: «Тому, кто заходит и не выходит лучше было не появляться». То есть, если ты зайдешь и не сможешь выйти, не заходи. Можешь опускаться на любые глубины, которые хочешь, но только при условии, что сможешь оттуда выйти. Другими словами, сможешь вернуться в исходную точку [т. е., вернуться к ясному пониманию основ веры].

И так написано в «Сефер Йецира» (1:7): «Если уста твои бегут разговаривать, а сердце — раздумывать, вернись на место». Одно из объяснений этого — вернись на то место, с которого ты начал, с того, что ты понимал. То есть, можешь прилагать усилия к постижению Б-жественной мудрости, но в конце концов ты должен вернуться на своё место. А если не можешь вернуться на своё место — не углубляйся в недоступные понятия. Подумай: что ты понимал, прежде чем побежал? Ты понимал, что есть Всевышний, есть Творец один, единственный и уникальный, Который создал нас? Если сможешь вернуться к этой вере после всех своих исследований — пожалуйста. А если не сможешь — то вообще не начинай с этим.

Если у человека опасения, сомнения — пусть не заходит. Как это можно узнать прежде, чем начать исследования? Есть способы. Это то, как залезают в горячую ванну. Вначале немного пробуют ногой, чтобы определить температуру. Если оказывается, что температура терпимая, — залезают в ванну обеими ногами. А если нет — сразу отдергивают ногу. [То есть, необходимо проверить, насколько терпимая. Тот, кто не может это сделать, отвергает то, что не понимает.]

Тот, у кого научный склад ума, тот, кого мучают разные вопросы — пусть не заходит. Есть люди, которые, когда начинают что-то серьёзно изучать, будь это даже некое противоречие в словах Тосафот, остаются с вопросом, и это мешает им молиться. Если человек слышит что-то, и из-за этого его начинают терзать сомнения; другими словами, если он слышит вещи, из-за которых ему приходится удерживать кипу у себя на голове, чтобы не улетела, он должен быть осторожен! Тому, кому необходимы ответы на все вопросы, а один вопрос тянет за собой другой, лучше эти книги вообще не открывать.

Мне лично всяческие обсуждения основ веры никогда не мешали. Поэтому, если кто-то поднимает вопрос, а кто-то другой даёт на него ответ, мне этого достаточно. Меня не волнует, что этот ответ приведет к множеству других вопросов. Тому, кому необходимы немедленные ответы на все вопросы, кому нужно, чтобы вся мозаика сразу складывалась в одну стройную картину, лучше вообще в эти вопросы не вдаваться. А для меня каждый ответ — это достояние. А истина у меня есть. Меня обучили ей ещё в хейдере.

[К сожалению, большинство наших читателей не прошло хейдер, и не впитало с детства аутентичное мировоззрение Торы.

У одного из величайших наставников последних поколений, рава Йерухама Лейвовича из ешивы Мир, было несколько учеников, которые не учились в детстве в хейдере. Рав Йерухам считал, что им особенно важно изучать Пятикнижие с комментарием Раши и книгу «Хафец Хаим». Из этих материалов они почерпнули важнейшие основы веры.]

Мы живем в поколении, когда вся атмосфера пропитана идолопоклонством, развратом и кровопролитием. На каждом шагу нас поджидают ловушки. Атмосфера полна вероотступничества, везде подвохи. Поэтому, когда мы занимаемся этими вопросами, необходима особенная осторожность. [То есть, витающая в атмосфере греховность нашего времени в первую очередь выражается в трудности восприятия возвышенных духовных концепций.]

Мы должны ухватиться за простую истину, как обучали нас и наших отцов до Моше. Как уместны здесь слова «Мишна Брура» от имени Мааршаля (25:45): «Кто достиг большего величия [в тайнах Торы], чем раби Шимон из Кинона?! После того, как он изучил Каббалу, он молился как простой ребенок».

«Ты один, и имя Твое одно, и кто как народ Твой, Израиль, единая нация на земле». Всевышний создал нас из ничего, из полного нуля. Он создал нас, Он поддерживает наше существование, Он любит нас, Он обучает нас и заботится о нас.

[От редакции. Смысл всего этого очень прост. Тора Всевышнего непостижима во всей своей глубине. Это тем более относится к сокровенной части Торы — к Каббале. Она не вмещается в рамки человеческого разума. Тот, кто удостоится помощи Всевышнего, сможет постигнуть великие глубины скрытой мудрости. И тем не менее, вся её глубина навсегда останется недоступной для него. Из-за этого, на его уровне понимания, в ней всё равно останутся противоречия.

Следует всегда стараться обрести более широкое и глубокое понимание Торы. Тот, кто прикладывал усилия к изучению Торы в этом мире, удостаивается продолжить свой духовный рост в Мире Грядущем.

Тот, кто знаком с раскрытой частью Торы, знает, что в тексте Письменной Торы непосвященные также обнаруживают множество кажущихся противоречий. Однако, те, кто изучает Талмуд, знают, что Устная Тора эти противоречия разрешает, и объясняет, почему текст был написан именно таким образом.

Это факт поможет нам понять, каким образом записана скрытая часть Торы: там также существуют противоречия на более поверхностном уровне; они разрешаются при изучении на более глубоком уровне.]

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=74799