Врата веры — «Подход Новардока» — познание истинной сущности

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1495

Лекция восьмая. «Подход Новардока» — познание истинной сущности

Предисловие переводчика. О движении Новардок

Основоположником этого движения был рав Йосеф Юзл Горовиц. Биография этого удивительного человека и великого праведника заслуживает краткого упоминания.

Рав Юзл родился в 5607 (1847) году в Литве в семье раввина и судьи рава Шломо Залмана. Отец обучал его Торе, когда он был мальчиком, но уже в молодом возрасте он проявил выдающиеся способности и пошел учиться в знаменитую ешиву в городе Кельм. Будучи шестнадцатилетним юношей, он уже давал уроке в синагоге в городе Куртувяна, где тогда жила его семья.

В возрасте восемнадцати лет он обручился со старшей дочерью владельца магазина текстилей Яакова Штерна. Отец невесты скончался незадолго до свадьбы дочери, и рав Юзл взял на себя заботу о его большой семье и о его бизнесе.

Во время поездок за товарами рав Юзл много раз ходил на уроки основателя движения мусар р. Исраэля Салантера. Под влиянием этих уроков он решил закрыть бизнес и посвятить себя изучению Торы. Он переехал в Ковно и начал учиться там в колель Прушим. Его семья также перебралась в Ковно, но вскоре после переезда произошла трагедия. Его жена скончалась при родах близнецов. После этого рав Юзл уединился на продолжительный срок для упорной и сосредоточенной работы над своими душевными качествами.

Его уединение было прервано примерно через полтора года. Местные просвещенцы попытались обвинить его в фальшивомонетничестве, подкинув ему в дом поддельные купюры, и ему лишь чудом удалось избежать уголовного преследования.

Выйдя из уединения, рав Юзл женился второй раз. Однако перед обручением он договорился со своей невестой, что будет продолжать интенсивное изучение Торы и работу над собой.

В 5653-5654 (1893-4) годах рав Юзл был в тесном контакте с равом Симхой Зислом Зивом Бройде, главой Кельмской ешивы. Тот убедил рава Юзла, что он обязан начать борьбу с отходом евреев от веры и традиций. Эту тьму можно прогнать только светом Торы. Поэтому рав Юзл самым коренным образом переменил образ жизни.

Он начал ездить по городам и открывать ешивы. За первые годы своей деятельности он открыл десятки центров изучения Торы в разных городах. В последствии его ученики открывали ешивы. В белорусском городе Новогрудок (Новардок) рав Юзл открыл большую ешиву, в которой в начале училось около 300 молодых людей. Именно этот город дал название движению Новардок.

Благодаря полной самоотдаче рава Юзла и его ближайших учеников, движение Новардок разрасталось феноменальным образом до начала Первой мировой войны. Во время войны многие учащиеся превратились в беженцев, некоторые погибли. Однако, несмотря на изгнания и голод, изучение Торы не прекращалось.

В 1917 году рав Юзл и его ешива переехали в Киев, где их настигли преследования и погромы. Тем не менее, раву Юзлу удалось основать в Киеве ещё четыре ешивы. В 5679 (1919) году в Киеве свирепствовала эпидемия тифа. Дом рава Юзла был заполнен больными, за которыми он самоотверженно ухаживал. В конце концов он сам заразился этой болезнью и скончался от неё.

После прихода к власти коммунистов сеть ешив какое-то время продолжала функционировать в подполье. Однако со временем стало очевидно, что долго это продолжаться не может. Тогда многие ученики ешив, рискуя жизнью, перешли границу Советского Союза в Польшу, и там присоединились к открыто действующим ешивам.

Первая мировая война, революция и Гражданская война в России были тяжелейшими ударами для Новардока и для других ешив.

Во время Второй мировой войны большинство учеников и преподавателей Новардока постигла та же участь, что и других европейских евреев. Их жизнь и их трагическая гибель были освящением Имени Творца. Единственное уцелевшее отделение ешивы осталось в британском городе Гейтсхед. После войны новые отделения ешивы были основаны в Америке, во Франции и в Земле Израиля.

Однако Новардок как организация утратила центральную роль в развитии мира Торы. Но идеи и дух Новардока оказали и продолжают оказывать влияние на религиозное еврейство. Многие известные раввины и лидеры поколения вышли из новардокских ешив. Рав Яаков Исраэль Каневский («Стайплер»), рав Хаим Шмулевич, рав Яаков Галинский и многие другие были учениками Новардока.

 Новардок — прошлое, которое нельзя забывать

Тема, которую мы сегодня обсудим — это подход движения мусара Новардок к служению Всевышнему. Попытаемся немножко объяснить, в чем заключается этот подход, в чем его суть. Удастся ли мне добраться до глубокого понимания этой темы, не знаю. В любом случае, это то, чего я хотел бы добиться.

Тяжело говорить об этом, но Новардок — это то, что существовало раньше, а теперь почти не существует.
Почему это так?

Здесь можно предложить несколько объяснений; я выскажу то, что мне видится наиболее правильным.

Известно, рав Залмеле из Воложина, брат знаменитого рава Хаима из Воложина, скончался в очень молодом возрасте. Рассказывают, что Виленский Гаон сказал о нем, что он был как комета, которая быстро пролетает по небу. Она оставляет совсем немного света; она совсем не принадлежит нашему миру.

Я считаю, что Новардок — это свет, о котором следует помнить. Да, он действительно не столь релевантен для нас. Он подходил для единиц, для тех, кто живет в более высоком, более возвышенном мире. Общество в целом не может так жить, из-за того величия, которое заложено в этом учении.

Поэтому не уверен, что я — тот, кто должен говорить об этом. И вообще, я не уверен, что сегодня есть хоть кто-нибудь, кто может адекватно этот подход объяснить. Тем не менее, очень важно этот вопрос изучить. Этот подход существовал до недавнего времени; а теперь, насколько мне известно, его уже нет.

Всевышний показал нам эти вещи для того, чтобы мы из них что-то выучили. Поэтому очень важно, особенно в этом месте, названном по имени мудреца и праведника рава Илеля Виткинда, благословенной памяти (речь про известные дома учения в Бней Браке и в Бейт Шемеше), ученика Новардока, и в этот день — в йорцайт «Саба кадиша» из Новардока (рава Юзела Горовица, основателя этого подхода) вспомнить эти вещи и попытаться их понять. Попробовать хоть чуть-чуть проникнуться хотя бы крупицей этого явления, чтоб оно оставило в нас хоть какой-нибудь след. Новардок не забыт. Эхо Новардока до сих пор слышится в мире.

Мошенничество Яакова в противоположность «дай истину Яакову»

Глава Ваеце полностью посвящена праотцу Яакову. Каждый, кто немного задумается об этой главе, сразу заметит интересный момент. Существует некоторое противоречие, некий непонятный диссонанс. Определяющее качество Яакова — это истина, как сказано (Миха, 7:20): «дай истину Яакову». На первый взгляд, некоторые его действия противоречат этому качеству.

Во-первых, смысл самого имени «Яаков» — это жульничество, как сказано в книге Йермияу (9:3): «Остерегайтесь друг друга и никому из братьев не доверяйте, ибо каждый брат обманывает лукавя, и каждый друг разносит клевету». (Слова «лукавя обманывает», «עָקוֹב יַעְקֹב» происходят от того же корня, что имя Яаков.) Пророк Йермияу кричит народу Израиля от имени Всевышнего, что каждый брат обманывает и надувает другого.

Заметим: всё, что делал Яаков, входит в категорию «с кривым поступай криво» (по Теилим, 18:27), то есть если имеешь дело с обманщиками, как Эйсав и Лаван, то так и надо с ними себя вести. Но всё же, почему он назван именно Яаков?

В этом и заключалась претензия Эйсава, когда он кричал на своего брата: «Не потому ли дано ему имя Яаков, что он обхитрил меня уже два раза? Первородство мое он взял, и вот теперь взял он благословение мое» (Берешит, 27:36). То есть его имя «Яаков» ему очень подходит — ведь он такой и есть, лгун и обманщик, не дай Б-г! Эйсав тут задаёт очень большой вопрос, и мы должны задуматься, каков ответ. На самом деле, почему его назвали Яаков? Ведь он является олицетворением прямоты и правдивости. Следовательно, его надо было назвать именем, которое выражало бы это прямодушие.

И этот вопрос относится не только к имени Яакова, но и к его деяниям. В конце концов, он получил благословения от Ицхака способом, который выглядит как обман. Известно, как Раши объясняет те слова, которые Яаков сказал своему отцу Ицхаку, «я Эйсав, первенец твой» (Берешит, 27:19). «Я — это тот, кто принес тебе [лакомства]; Эйсав — первенец твой». Преподаватели в хейдере вынуждены постоянно тягаться с этой проблемой — как объяснить ученикам этот комментарий Раши.

Кроме того, то, как Яаков повел себя с Лаваном, требует какого-то объяснения. Яаков объявляет Рахели: «Я брат его [Лавана] в мошенничестве» (Раши к Берешит, 29:12). Видимо, это было умозаключением самого Яакова, ведь даже Рахель, наша праматерь Рахель, считала, что запрещено идти дорогой обмана. Другими словами, это не столь уж очевидное утверждение, что «наоборот, [обманывать обманщика] — это и есть прямота». Наша праматерь Рахель, «колесница Шехины», задала этот вопрос: как можно совершать действия, которые на первый взгляд выглядят как мошенничество и обман?

Это требует объяснения; сейчас мы постараемся всё это растолковать.

«Истинно и незыблемо» и «истина и вера»

В утренней молитве, в благословении после произнесения «Шма», мы произносим слова «истинно и незыблемо» (אמת ויציב), а в вечерней молитве — «истина и вера» (אמת ואמונה). Это основано на стихе из книги Теилим (92:3): «Возвещать утром милость Твою, и верность Твою — ночью». Утром, когда есть свет, истина видна. Наступит день, когда весь мир, все люди будут жить истиной. Ночью же, когда в мире царит тьма, истину не видно. Поэтому живут истиной, основанной на вере.

Это и есть простой смысл слова «вера» — верим в существование того, что невозможно ясно увидеть глазами.

Известно, что спросили рава Ицхака Зеэва Соловейчика, великого раввина из Бриска: «Есть заповедь верить. Если так, когда придет Машиах, возникнет ситуация “полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами” (Йешаяу 11:9). Каждому будет известна истина, и все признают Всевышнего, благословен Он. Как же можно будет выполнять заповедь веры?»

Он ответил: «Всегда останется место для веры. Ведь Всевышний — это бесконечность; сколько бы мы не познавали, всегда останутся понятия, которые нам постичь невозможно, и глубину которых нам понять не дано. К ним и относится заповедь веры».

В любом случае, существуют как бы два вида истины. Есть «истинно и незыблемо» — истина, которая незыблемо стоит перед тобой. Живем в мире света и воочию видим истину. Есть также «истина и вера» — истина веры.

Мудрецы сказали (Бава Меция, 83б): «”Ты простираешь тьму — и наступает ночь” (Теилим 104:20) — это этот мир, напоминающий ночь». Это самое верное определение этого мира.

В этом темном мире мы все бродим с широко открытыми глазами. Мы видим множество всякой всячины. Человек бродит по миру сто двадцать лет, и за этот срок видит миллиарды миллиардов вещей. Но мудрецы открывают нам: знайте, что вы живете во тьме! Всё, что вы видите — не истина. То, что вам известно благодаря вере — это и есть единственная истина этого мира. Без веры человек не видит ничего!

Рамбам в начале законов «Основы Торы» пишет: «Основа основ и столп мудрости — это знать, что существует Первичный, и Он создаёт всё сущее. И всё, что существует, от небес и до земли, и всё, что между ними, существует только из-за истинности Его существования». Здесь Рамбам говорит о вере в существование Всевышнего. Он говорит, что это не только «основа основ», но также и «столп мудрости». То есть человеку, который не живёт тем, что Всевышний создаёт все сущее, не хватает мудрости; он дурак! Не просто дурак, а сумасшедший, которого необходимо срочно госпитализировать.

Всевышний является как бы душой мира, создающей все сущее. Он — это всё. То есть если есть Святой, Благословен Он — есть мир, есть крыша и пол, есть свет, есть пространство и время, есть ты и я, есть в воздухе кислород, и т. д., — всё это от Всевышнего.

Всевышний — это истина мира. Вне Него нет никакой другой истины. Человек спрашивает себя: действительно ли я существую? Ответ: да, ты действительно существуешь в той степени, в которой Всевышний хочет, чтобы ты существовал. Насколько Он хочет, чтобы ты существовал, ты существуешь, а насколько не хочет — ты не существуешь.

Всё человечество ценит истину. Нет человека, который не ценил бы истину.

Давайте приведем пример из жизни. Человек едет на машине по незнакомой ему местности и ищет, как доехать до такой-то улицы. Он открывает окно и видит снаружи некое страшноватое существо…

Он с опаской обращается к нему и спрашивает: «Как доехать до такой-то улицы?»

Тот отвечает: «Езжай прямо, на втором повороте направо».

Услышав это, водитель в точности следует инструкциям этого устрашающего товарища.

Почему? Может быть, он обманывает? Ведь видно, что это явно подозрительная личность.

Ответ: человечество по природе своей ценит и уважает правдивость. Потому, что человеческая душа — от Всевышнего. Сама жизнь — от Всевышнего. А Всевышний — это истина. Вне Создателя Всех Миров нет истины!

Действовать в соответствии с волей Всевышнего — это истина в самом простом смысле, который только может быть. С другой стороны, нарушение Его воли — это ложь.

Но из-за того, что мы живем в мире тьмы, у нас другие определения понятий истины и лжи, и возникает необходимость ввести новый термин, «истина веры». В действительности же истина веры — это и есть истина. А истина, не соответствующая вере — это ложь!

Человеку неизвестно, чтó он на самом деле видит

Есть известная притча Хафец Хаима.

У человека множество вопросов, связанных с тем, как Всевышний управляет миром. Он видит злодея, едущего на роскошном автомобиле, когда он сам с трудом заканчивает месяц. Разве может быть такое, что злодею хорошо?

Хафец Хаим привел по этому поводу следующую притчу. У одного царя был хороший друг, на которого он полностью полагался во всех вопросах управления государством. Но потом стало известно, что этот человек — предатель. Царь хотел строго наказать его. Поэтому он решил посадить его в стеклянную комнату в самом центре города, в которой тот умрет с голоду. И пусть все услышат об этом и устрашатся.

Сказано — сделано. На центральной площади установили большую стеклянную клетку, закрытую со всех сторон, и в неё посадили предателя.

В первый день было незаметно, что он голодает. Дело в том, что перед тем, как его бросили в клетку, он сытно покушал. Поэтому зеваки, которые собрались вокруг клетки, видели, как он сидит и читает книгу в своё удовольствие.

Прошло два дня, и любопытные увидели, что он стал плохо выглядеть. На третий день у него затряслись руки. Он уже не мог встать. Когда он видел, что кто-то проходил мимо него с едой, он начинал дико кричать.

На четвертый день ему стало совсем худо. Голод был настолько сильным, что, не долго думая, он поднял рукав и впился зубами в собственную руку. Он начал живьем съедать самого себя!

В этот момент там проходил иностранец, который слышал о том, что поймали предателя и заточили его в стеклянную клетку, чтобы тот умер с голоду. И вот он проходит мимо и видит, как предатель с удовольствием ест мясо. Он посмотрел и подумал: «разве это тот самый преступник, которого наказал царь?»

Он стал спрашивать прохожих: «разве это тот самый преступник, который предал царя? Я слышал, что царь хотел умертвить его голодной смертью. И вот, я вижу, как он сидит и с удовольствием лопает мясо!»

«Дурачина ты, простофиля», — отвечают ему люди. «Мясо, которое он ест, — это его собственное мясо, спаси Г-споди!»

Хафец Хаим привел эту аллегорию в определенном контексте, но мы сможем использовать её для своих целей.

Человек говорит: «У меня есть глаза, у меня есть очки. Я вижу злодея, который “ест мясо” — едет в роскошном автомобиле. Не надо рассказывать мне басни об этом мире, о Грядущем Мире — я сам всё вижу!»

В действительности же то, что он видит — это ложь! Разве этот человек ест мясо? Он пожирает самого себя!

Человек думает, что крутится по миру, многое видит [и думает, что понимает истинную природу вещей]. Это ложь! Вот, что мудрецы говорят по этому поводу: «Рав Йосеф сын раби Йеошуа бен Леви ослаб и потерял сознание. [Его душа поднялась в Высший Мир.] Когда он оттуда вернулся, отец спросил его: “Что ты видел?” Тот ответил: “Я увидел перевернутый мир. Возвышенные снизу, а униженные сверху”. Тот [раби Йеошуа] сказал ему [своему сыну]: “Сын мой, ты видел истинный мир”» (Псахим, 50а).

У истины есть только одно-единственное название: «Вера»! Тот, кто живет верой, — живет истиной.

И таков был праотец Яаков. Он жил истиной. И не просто истиной, а «истиной и верой». Поэтому Тора называет его «цельным человеком». В чем же заключается его цельность? Он «обитает в шатрах». Все свои знания, все свои мнения он почерпнул из Торы, от Всевышнего, благословен Он. Наступит день, когда праотец Яаков будет жить «истинно и незыблемо». Здесь же он живет по принципу «истина и вера» — и это действительно истина.

Яаков — человек истины

Теперь мы приходим к ответу на вопрос, почему Яаков назван именем, значение которого — ложь и мошенничество.

Тут требуется предисловие. Известно, что обычай делать трапезу «Мелаве малка» после выхода Субботы связан с тем, что в теле человека есть кость [называемая луз], которая не получает пропитания ни от одной из трапез, кроме «Мелаве малка». И благодаря этой кости воскреснут мертвые. В святой книге «Зоар» («Мидраш а-Неелам», 1, гл. Толдот, лист 137а) эта кость зовется «обманщиком». Она сравнивается с Лаваном-арамейцем.

Вот, что написано в «Зоаре» по этому поводу: «Почему эта кость сохраняется лучше, чем все остальные кости? Из-за того, что она обманщица, и не может вытерпеть вкус человеческой пищи, как все остальные кости. Из-за этого она становится крепче всех остальных костей, и она является основой, из которой строится всё тело».

Это объясняется вот как. Рамбам в «Алахот Деот» (4:15) пишет, что дело обстоит не так, как думает большинство людей: что чем больше человек ест, тем более здоровым он становится. На самом деле все наоборот. «Большинство болезней одолевают человека только из-за того, что он набивает свой желудок и наедается до отвала — даже полезной пищей».

Один мой родственник рассказал мне, что врач прописал ему определенную диету. Он возмутился и сказал, что с таким мизерным количеством пищи можно умереть с голоду. Врач ответил ему, что он ошибается. От недостатка пищи ещё никто не умер, сказал врач, только от избытка.

Эта косточка луз не питается от того, что человек ест всю неделю. Только от трапезы «Мелаве малка». Можно было подумать, что эта кость сгниет первой, — ведь она почти ничего не ест. Она постится от Субботы до Субботы. Но в действительности это не так. Именно она — единственная, кто останется навечно, и из неё будет воссоздано тело человека во время воскрешения мертвых.

Получается, что эта косточка обманывает весь мир. Поэтому она называется «обманщицей» и сравнивается с Лаваном — из-за этого обмана.

Все это лишь аллегория для нас, но аллегория очень хорошая. Обманывать всех означает вот что. Ты живешь в таком мире, что то, что для тебя правда, для меня — ложь. А то, что для тебя ложь, для меня — истина.

Как зовут Яакова в этом мире? «Яаков!» Почему? Просто из-за того, что он всех обманывает. Его истина отлична от той истины, к которой люди привыкли. Он не живет принципом «правдиво и незыблемо», как те дураки, которые считают, что живут в мире света. Он живет в совершенно другом мире, он живет с «истиной и верой»! Для него дважды два равняется четырём только при условии, что Всевышний захочет, чтобы это равнялось четырём.

Для него нет разницы, сказал ли он «я — Яаков», или «я — Эйсав». Вопрос только, в чем заключается воля Всевышнего. Если то, что он говорит, соответствует воле Всевышнего — это правда. Если это противоречит воле Всевышнего — это ложь!

То есть ценности Яакова отличаются от ценностей всех остальных в этом мире. Из-за этого, когда он находится тут, в этом мире, он зовется «Яаков». Ведь он самый большой «лгун». То, что является истиной для всех, для него — ложь. То, что для всех является ложью, для него — истина. Он живет совершенно другой истиной, и смотрит на реальность абсолютно не так, как на неё смотрят другие люди.

Для того, чтобы определить для себя, как выглядит поверхностный взгляд на мир, приведем параболу из мира животных.

Представим себе ферму. Там фермер выращивает разных животных. В одном месте находятся гуси, которых хозяин откармливает большим количеством пищи. В другой части фермы, в загоне находятся лошади и коровы, которых еле-еле кормят.

Они смотрят друг на друга. Гусь говорит с гордостью: «”Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это” (Дварим 8:17). Видите? Я получаю обильное пропитание, а вы — лошади и коровы — почти что издыхаете с голоду!»

Вот какой он дурак! Это взгляд того, кто живет во тьме и не имеет представления об истинной сущности вещей.

Ведь единственная истина заключается вот в чем: нет богатого и нет бедного. Нет умного и нет глупого. Есть только одно: хозяин, который сам, по своей собственной логике решает, как поступить со своими животными. Он растит гусей на мясо, поэтому он их откармливает, чтобы они были пожирнее. Что касается лошадей и коров, у него нет необходимости их откармливать, поэтому он экономит на их питании.

В мире был человек истины — праотец Яаков. Он жил только верой, не видел ничего, кроме веры; потому, что это — истина, и нет в мире другой истины.

Человека спрашивают: «Как тебя зовут?» Он отвечает: «Моше». «Почему ты говоришь, что тебя зовут Моше?» «Это факт, что меня так зовут — Моше!» «Обманщик! Не из-за этого тебя зовут Моше, а из-за того, что Всевышний хотел, чтобы тебя так называли».

Праотец Яаков был человеком истины. Какой истины? «Истины и веры»!

Новардок — жизнь в мире Всевышнего

С моей точки зрения, в этом заключался подход Новардока: у них был совершенно другой мир. Окружающим они иногда казались сумасшедшими. Ведь они видели другой мир; мир, душа которого — это Властелин всех миров. Кроме этого, в мире нет ничего!

Вот, например, чудо Хануки. Давайте представим себе, что там произошло. Тринадцать человек объявляют войну греческой империи. Они выступили не для того, чтобы их убили; они не собирались кончать жизнь самоубийством. Они вышли на войну!

Вопрос вот в чем: разве можно воевать со стеной? Упереться головой в стену — разве это война? Может быть, это можно назвать «биться головой об стенку», но войной это назвать нельзя никак. Итак, тринадцать человек, слабаков, выступили войной против миллионной греческой армии. Разве такое возможно?

Ответ: наша оценка шансов победить в войне проистекает из того факта, что мы живем в мире лжи. В мире, в котором миллион солдат сильнее, чем тринадцать. Это мир тьмы.

В действительности, именно они [Маккавеи] и были «нормальными». Ведь, если вдуматься, численность войск не имеет значения. Есть Создатель Всех Миров. Кроме этого, нет ничего! Выходим на войну, а Всевышний сделает так, как Ему угодно.

Это не вопрос фрумкайт (особо педантичное отношение). Это просто совершенно другой взгляд на мир. Это видение мира таким, как он есть взглядом истины. Это и есть вера.

Я знал возвышенных евреев, которые так жили. Один из них зашел в какую-то синагогу в России и там на дверь повесил вывеску, которую написал собственной рукой: «Ешива Новардок». Когда его спросили: «А где же ученики»? Он ответил просто и уверенно: «Что значит, где ученики? Если будет ешива, будут и ученики».

Человек слышит такую историю и думает: «Разве это нормально?».

Ответ: да, в мире тьмы это действительно ненормально. Но в мире веры это нормально и вполне логично. Тот еврей рассудил очень просто: я в этом мире для того, чтобы освятить имя Небес. В России есть дети, души которых жаждут слова Б-га. А у меня есть, что им дать. Всевышний хочет, чтобы я это сделал. И Тора заповедовала мне не отказываться от этого деяния. Единственное, что… В России это проблематично… Ну, это меня не касается.

Всё это вопрос взгляда на жизнь.

Битахон (уверенность) — это вера

В действительности, всё, что было сказано до сих пор — это лишь первая, простая стадия. В Новардоке дошли ещё до одной, гораздо более глубокой стадии. Не только истина веры, но также истина мира. Истина — это не только «истина и вера», настоящая, глубокая, скрытая истина. Также и простая истина — это вера.

Истинный и простой взгляд на мир заключается вот в чем. «Тот, кто велел маслу гореть, повелит и уксусу гореть» (Таанит, 25а). Масло горит из-за того, что оно повинуется слову Всевышнего. Если так, то нет никакой принципиальной разницы между маслом и уксусом. Если Всевышний этого захочет, то и уксус может загореться.

Всевышний создал мир, не ограниченный никакими законами природы. Даже самые основные законы не существуют. Масло горит, а уксус — нет; это только из-за того, что, глядя на масло, мы думаем, что оно загорится, а глядя на уксус, мы думаем, что он не загорится. Только из-за этого уксус не загорается. Но если мы посмотрим на масло и поймем, какова настоящая причина того, что оно горит, и поймем, что между уксусом и маслом действительно нет никакой разницы, то уксус загорится в самом буквальном смысле, в точности так же, как масло.

Это то, что в Новардоке называют битахон. Битахон не означает, что я полагаюсь на то, что Всевышний изменит для меня законы природы. Упование — это вера в то, что это и есть природа!

На языке мудрецов битахон называется эмуна — доверие. Хорошо известно высказывание мудрецов (Таанит, 8а): «Сказал раби Ами: “Приди и посмотри, каково величие тех, кто обладает эмуна (доверием). Как это выводится? Из куницы и ямы. И если это относится к тому, кто верит и полагается на куницу и яму, тем более это относится к тому, кто верит и полагается на Всевышнего”». Раши объясняет: «Это известная притча. Был один молодой человек, который пообещал одной девушке, что женится на ней. Она сказала: “Кто за это поручится”? Там была одна яма и куница. Молодой человек сказал: “Яма и куница — свидетели”. Прошло время, и он нарушил своё обещание, женившись на другой. У него родилось двое сыновей. Один свалился в яму и умер. Другого укусила куница, и он умер. Его жена сказала ему: “Из-за чего происходит так, что наши дети умирают необычным образом?” Тогда он сказал ей: “Так и так было дело”».

Куница и яма — это существа, которые выражают истину Всевышнего. Они раскрывают Создателя всех миров. Такова их сущность. Если человек полагается на них, это означает, что он полагается на Всевышнего, который их создал. И если так, Всевышний помогает ему.

И об этом мудрецы сказали: «Тем более, тот, кто верит и доверяет Всевышнему». Это и есть битахон.

Никак невозможно оценить и описать необыкновенное величие Сабы из Новардока — основоположника движения Новардок. Его можно охарактеризовать как «Яаков, человек цельный». Он в самом буквальном смысле видел другой мир, мир веры. Ему было абсолютно ясно, что есть Создатель Всех Миров, Который творит всё сущее, и все существа в небесах и на земле существуют только благодаря истинности Его существования. Кроме Него и Его воли нет ничего!

Какой взгляд! Какой свет!

Это величие рав Юзл Горовиц не хранил только для себя. Он построил целый мир, воспитал множество учеников на своём примере. Не знаю, можно ли так говорить, но мне кажется, что Саба из Новардока был как комета, которая пролетела по небу и оставила нам некий свет, которого нам будет не хватать. Ведь в действительности мир не может выдержать такого величия и такой возвышенности. Но, во всяком случае, мы должны знать, что есть такая истина; мы должны внедрить в ход нашей жизни тот факт, что истина мира — это истина веры.

Ещё придёт день, когда Яакова назовут Израилем. Это более возвышенный мир. Тогда возникнет сущность «истинно и непоколебимо». Но сегодня, наш мир — это «истина и вера».

Истинные «новости» — в святой Торе

Всё это имеет отношение к нашей жизни.

Раньше мир был другим. Человек жил в своём владении, у себя в доме, с несколькими соседями; но в основном — в доме учения.

Сегодня мы живем со всем миром. Человек идет в микве и слышит новости [абсолютно неважно, какие новости]. Он читает газету и вбивает себе в голову массу информации. Таким образом он обволакивает себя тысячами тысяч крупиц лжи!

Например, в газете написано, что «наши силы ответили огнем на огонь». Что в этом плохого? В конце концов, это новости. Но мы должны знать, что эти слова проникают нам в сердце и губят нас, ослепляют нас, прививают нам искаженный взгляд на мир.

И так, каждый день, в наш мозг проникает сто, двести, может быть, пятьсот фальсификаций. Это тьма! «Факты», которых, на самом деле, не было и быть не могло. Это не реальность! Праотец Яаков был «цельным человеком» — он обладал совершенством, совершенным взглядом на жизнь. Но он также был тем, кто «обитает в шатрах» — он все находил в Торе.

Конечно, каждому интересно и приятно узнать новости. Вопрос, где можно найти истинные «новости».

Мир губит нас, уничтожает наш разум и наш взгляд на мир. Если присмотримся, увидим, что зачастую в наших разговорах друг с другом фигурирует несколько идей, далеких от мировоззрения Торы, просто вымышленные вещи, которых никогда не было. Например: «я считаю, что такой-то премьер-министр спасёт государство». «Да, но у него нет никаких шансов…» И т. д.

Хочешь узнать, что сегодня происходит в мире? Поищи в книге Дварим, поищи в книге Йешаяу. Посмотри, что написано в главе Аазину: «Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений», и т. п. Там действительно приведены настоящие новости. Там святая Тора раскрывает нам, что произошло, что происходит и что произойдет в будущем. Там записана «истина и вера» мира.

«Красива девушка, но нет у неё глаз»

Известно, что есть такой закон — следует произносить молитву «Шмоне Эсре» с закрытыми глазами. И так постановил автор «Мишна Брура» (90, пункт 63): «В любом случае, следует либо закрыть глаза, либо читать молитву из сидура, и не смотреть вокруг, чтобы то, что находится перед ним, не помешало ему сосредоточиться». И ниже (95, пункт 5) он пишет: «Поздние комментаторы пишут, что тот, кто не закрывает глаза во время молитвы, не удостаивается увидеть Шехину, когда уходит душа его».

Это настоящие тайны Торы, и мы тут ничего не понимаем. Но в древних книгах, основанных на тайном учении, написано, что у Леи были глаза, мягкие плачущие глаза, глаза, которые всегда были со Всевышним. Но о Рахели сказано («Зоар», гл. Мишпатим), что она была «красивой девушкой, но без глаз». [Конечно же, это высказывание не следует и невозможно понимать буквально. Ниже автор даёт объяснениям словам книги «Зоар».]

Когда человек произносит молитву «Шмоне Эсре», он должен быть как «красивая девушка без глаз» — он должен закрыть глаза. Тот, кто так поступает, удостаивается при уходе из этого мира увидеть Шехину. Как сказано «”Не увидит меня человек и останется жить” — но в час смерти увидит» («Кала Рабати», 3:1). Но если он будет открывать глаза во время молитвы «Шмоне Эсре», когда будет умирать, вместо того, чтобы видеть святую Шехину, он увидит ангела смерти, не дай Б-г.

Это глубокие вещи, но для того, чтобы возникло хоть какое-нибудь понимание, что здесь происходит, попытаемся кратко объяснить это на самом простом уровне.

У народа Израиля было две праматери, от которых появились двенадцать колен – Рахель и Леа. Рахель является символом простого еврея, она мать всех нас, как сказано «дорог мне сын мой Эфраим» (Йермияу, 31:19). [То есть, пророк здесь называет еврейский народ именем Эфраим, а Эфраим был внуком Рахели.] Еврей, который крутится по миру, открывает глаза и видит то, что видит — это не еврей! Наша праматерь Рахель научила нас, что если мы хотим быть «красивой девушкой» и узнать истину Всевышнего, мы обязаны быть «без глаз». Мы не можем жить тем, что видим глазами.

Вопрос: если так, зачем Всевышний одарил нас глазами?

Для ответа на этот вопрос у нас есть ещё одна праматерь, Лея. Она старшая из сестер. Её дети стали коэнами и левитами, царями и главами Санедринов. Это другой вид сынов Израиля — более возвышенный. Нам даны глаза, чтобы понять, что такое Коэн, что такое Левит, что такое служение Всевышнему.

О Лее не сказано, что она была «красивой девушкой». У неё было только одно: глаза. Она видела истину, видела, где присутствует свет.

А Рахель была «красивой девушкой» — еврей живет в красивом мире. Всевышний как будто бы говорит ему: «знай, что у тебя есть возможность правильно использовать этот красивый мир. Я даю его тебе, но с одним условием: у тебя не будет глаз!»

Молитва «Шмоне Эсре»это время, когда человек встречается с истинной реальностью — со Всевышним, благословен Он, и общается с Ним с глазу на глаз. Здесь он может раскрыть и свою собственную истинную сущность. В другое время человек идет по миру с глазами. Он должен знать, что то, что он видит — не есть верная картина мира. Весь день крутятся, видят деревья, видят машины, видят всякую всячину — все посредством глаз. На самом деле, в это время у тебя нет глаз!

Начал молитву «Шмоне Эсре»? Теперь у тебя есть глаза! Именно сейчас, когда ты закрыл глаза, у тебя появился истинный взгляд на мир. Если у тебя такой взгляд, то, когда будешь уходить из этого мира, удостоишься увидеть святую Шехину.

Но если в такие моменты ты открываешь глаза, то есть живешь этим миром, знай, что в один прекрасный день всё умрет. Придет день, когда ты своими глазами увидишь ангела смерти.

Человек начал молитву «Шмоне Эсре» в Минху и закрыл глаза. Это объясняется так: «Скоро заход солнца. Дайте мне мгновение, чтобы “открыть глаза”… то есть чтобы закрыть их и поговорить со Всевышним, благословен Он. Пожить верой, пожить той истиной, что Он одарят нас знанием, что Он исцеляет всех больных народа Израиля, что Он благословляет годы, и т. д.»

Момент видения истины!

Праотец Яаков был «человеком цельным, обитавшим в шатрах», в доме учения. Мы тоже можем быть «цельными людьми», мы можем познать истину, изучая Святую Тору.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=61349