Врата веры — «Праведник верой своей будет жить»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2194
верой своей

Лекция седьмая «Праведник верой своей будет жить»

Посредством веры человек может обрести все 613 заповедей

 «Пришел Хавакук и основал всё на едином принципе»

В конце трактата Макот (23б) мудрецы говорят: «Сказал раби Смалай: шестьсот тринадцать заповедей были сказаны Моше… пришел [царь] Давид и основал всё на десяти… пришел [пророк] Йешаяу и основал на шести… пришел [пророк] Миха и основал на трёх … пришел Хаввакук, и основал на одной как сказано: “А праведник верой своей жить будет” (Хаввакук, 2:4)»

Это необходимо объяснить: что значит «В начале было 613 заповедей, потом их число сократилось до одиннадцати, шести, трёх — пока не дошло до одной»? Ведь даже после пророка Хаввакука мы продолжаем выполнять все заповеди Торы. В чем тогда смысл понятия «основал всё на едином принципе»? И почему, когда Хаввакук основал всю Тору на одном принципе, он избрал именно заповедь веры?

С моей точки зрения, это надо понимать следующим образом.

Однажды я слышал от мудреца рава Йосефа Лиса, благословенной памяти, следующую историю. То, что больше всего нарушало душевное спокойствие рава из Бриска (р. Ицхака Зеэва Соловейчика) — это осквернение могил в Земле Израиля. Это так терзало его, что иногда он рыдал во сне и отхаркивал кровь! Это просто ужасно!

Однажды до рава Йосефа Лиса дошла новость, что в каком-то месте опять раскапывают могилы. Он подошел к раву Йоше Беру, сыну рава из Бриска, и рассказал ему об этом. Рав Йоше Бер сказал: «Делать нечего, мы обязаны рассказать об этом папе. Но у меня просто нет на это сил, расскажи ему ты!» И тогда он (рав Лис) зашел к раву из Бриска и рассказал ему. Ему показалось, что рав сейчас просто свалится с ног.

И вдруг рав из Бриска отреагировал так: «Что я могу сделать? Всё, что было в моих силах, я уже сделал».

И тут рав из Бриска сказал удивительную вещь. В мидраше («Эйха Раба», 4:15) сказано так: «Было четыре царя. И все они просили [Всевышнего] по-разному. Вот они: Давид, Аса, Йеошафат и Хизкияу.

Давид сказал: “Преследовать буду врагов своих и настигну их” (Теилим, 18). Всевышний ответил ему: “Я так делаю [для тебя]”. Каким образом? Сказано (Шмуэль 1, 30:17): “И бил их Давид с сумерек и до заката третьего дня”.

Так сказал Аса: “Нет у меня сил убивать их; я погонюсь за ними, а Ты соверши деяние”. Ответил ему [Всевышний: “как ты сказал], так и сделаю”. И сказано (Диврей а-Ямим 2, 14:12): “И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали кушиты, и не осталось у них живых, так как они были поражены перед Г-сподом и пред Его воинством”.

Так сказал Йеошафат: “Нет у меня сил ни гнаться за ними, ни убивать их. Поэтому я произнесу песнь, а Ты соверши деяние”. Ответил ему [Всевышний]: “Так Я и сделаю”, как сказано (Диврей а-Ямим 2, 20:22-24): “И в то время, как они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду против сынов Амона, Моава и жителей горы Сэир, пришедших на Иудею, и они были поражены. И восстали сыны Амона и Моава на обитателей горы Сэир, избивая и истребляя, а когда покончили с жителями Сэира, помогали друг другу в истреблении. А иудеи пришли на взгорье то в пустыне, и взглянули на ту рать и вот — трупы лежат на земле, и нет уцелевшего”.

Так сказал Хизкияу: “У меня нет сил ни убивать, ни преследовать, ни произносить песнь. Я буду спать у себя в кровати, а Ты соверши деяние”. Сказал ему Всевышний: “Так Я и поступлю”. Об этом сказано (Млахим 2, 19:35): “И было в ту ночь: вышел ангел Г-сподень и поразил в стане Ашурском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они — мертвые тела”».

Рав из Бриска задал такой вопрос: если Всевышний ответил на молитву царя Хизкияу, в которой он просил не делать ничего [для победы], почему цари, которые были до него, не попросили того же самого?

Почему Давиду пришлось воевать, Асе преследовать, а Йеошофату произносить песнь? Ведь очевидно, что царь Хизкияу не был более велик, чем его предки, такие, как царь Давид!

Он задал этот вопрос, и ответил на него: каждый обязан сделать все, что у него в силах, — и не более того. Так как у Давида были силы воевать, он был обязан это делать. Но когда поколения ослабли, и у царей уже не было таких сил, как у Давида, чтобы воевать, каждый царь просил помощи в соответствии со своими возможностями. И так дошло до Хизкияу, который сказал: «У меня нет сил ни убивать, ни преследовать, ни произносить песнь. Я буду спать у себя в кровати, а Ты соверши деяние».

«Также и я, — сказал Рав из Бриска, — Всё, что мог сделать, я уже сделал. Больше я не обязан решать этот вопрос».

[Надо заметить, что из его слов мы выучили удивительную вещь: то, что рав из Бриска заболел в связи с осквернением могил, было связано не столько с самим осквернением, а скорее с в вопросом «Что я тут обязан сделать».] Это то, что мне рассказал рав Йосеф Лис, благословенной памяти.

И, основываясь на этом, можно объяснить слова мудрецов в связи с понижением уровня поколений.

В начале, в поколении, которое получило Тору, эти великие сердцем люди могли справиться с 613 заповедями, включая все испытания, которые с этим связаны. И так как они были на это способны, они должны были всё выполнять, — что они и делали.

Когда поколения начали опускаться на более низкий уровень, пришел царь Давид и сказал: мы можем в совершенстве совладать только с одиннадцатью заповедями. А что с остальными? Если справимся с одиннадцатью, Всевышний поможет нам выполнить также и все остальные заповеди. После этого пришёл Йешаяу и сказал, что мы не можем справиться более чем с шестью заповедями! И так поколения, одно за другим, опускались на все более и более низкий уровень, «пока не пришел Хаввакук и основал всё на едином принципе: “Праведник верой своей будет жить” (Хавакук, 2:4)».

Заповеди — дар, который можно получить только с помощью веры

И тут есть новая идея.

Когда сказано, что «Хаввакук основал всё на одном принципе», не подразумевается, что эту одну заповедь мы в самом деле можем выполнить. В действительности, у нас полностью отсутствуют такие возможности. Нет у нас сил самостоятельно выполнять даже одну заповедь — заповедь веры. Об этом говорили мудрецы (Сота, 42б), что со дня, когда был разрушен Храм, «нам не на кого положиться, кроме Отца нашего в Небесах». Все, что у нас есть — только благодаря помощи с Небес. И необходима «ёмкость», которую эта помощь могла бы заполнить. Такая «ёмкость» — это вера.

И в этом смысл высказывания «праведник верой своей будет жить» — благодаря вере человек может выполнить все 613 заповедей, и всё это будет даром Всевышнего.

«Хлеб исцеления» — лекарство от «Исцеляющего всю плоть»

Известно, что мудрецы («Зоар», 2, 183б) называют мацу, которую едят в Песах, «хлебом исцеления». Так же, как человек идёт к врачу и получает необходимое ему лекарство, так Всевышний, «Целитель всей плоти», дал нам мацу, которая как снадобье от всех наших болей.

О святой Торе мудрецы сказали (Эрувин, 54а): «Сказал раби Йеуда сын раби Хии: приди и увидь, что качества Всевышнего не как качества плоти и крови. У плоти и крови так: один даёт снадобье другому — для чего-то оно полезно, для чего-то вредно. Не таков Всевышний. Он дал Тору народу Израиля — эликсир жизни для всего тела, как сказано “и всю его плоть излечит”».

Естественные свойства большинства лекарств, которые дают люди из плоти и крови, таковы, что они помогают от чего-то одного, но при этом вредят чему-то другому. Например, может быть такое, что лекарство от воспаления в глазах плохо повлияет на сердце. Таково свойство лекарств. [Рав из Бриска однажды сказал, что лекарство, которое не вредит, также и не помогает.]

В противоположность этому, о лекарстве, которое нам даёт Всевышний, — о святой Торе, сказано (Мишлей, 4:22): «И всю плоть его исцелит». И поэтому сказали мудрецы: «Если болит всё тело — займись Торой».

Поэтому, хоть здесь и говорится о святой Торе, всё равно объясняется, что свойство лекарства, которое даёт Целитель всей плоти — это «исцелит всю плоть». Из этого следует вывод, что и маца, которая именуется «хлебом исцеления» — это особое лекарство Свыше. На первый взгляд, такое средство должно было излечить нас от всех болезней и недугов.

И несмотря на это, после праздника Песах, после того, как мы целую неделю питались этим хлебом, который должен был нас излечить, мы смотрим на себя и обнаруживаем, что всё осталось, как было. Гнев, гордыня, вожделения, лень — все старые «недуги» остались с нами.

Это просто удивительно! Где действие этого лекарства, прописанного Верным Врачом — «ибо Ты — Б-г, Царь, целитель верный и милосердный»?

Но, по правде, когда мы в Песах едим «хлеб исцеления», то действительно выздоравливаем от всех болезней, гордыни, гнева и лени. От всего! Но этот дар можно обрести только посредством веры.

Если бы верили, что после Песаха всё будет выглядеть иначе, что мы на самом деле излечились от всех недугов, то, посмотрев в зеркало, обнаружили бы, что это уже не тот лентяй, не тот злодей, не тот сладострастник. Мы получили лекарство от Всевышнего. С этого момента нам следует остерегаться не замарать эту святость, не осквернить эту чистоту.

Это подобно маленькому мальчику, которому накануне праздника мама одела новую рубашку. Теперь от него требуется быть особенно осторожным, чтобы не запачкать её. Его мама будет строго следить, чтобы он не дотрагивался до велосипеда.

Практически, где же это лекарство?

Приведём пример. У человека появились нарывы, и он пошел к обычному доктору. Доктор прописал ему несколько мазей, которыми надо мазать нарывы. Но они не помогают. Тогда он идёт к специалисту. Внимательно осмотрев его, специалист говорит ему: «Дорогой мой, вашу болезнь невозможно излечить мазями. Для того, чтобы вам помочь, я вам выпишу лекарство. Принимайте его столько-то раз в день, и всё пройдёт».

Этот человек возвращается домой счастливый. Он принимает лекарство, и сразу же бежит к зеркалу. К его великому разочарованию нарывы не прошли. Они не исчезли сразу же после того, как он выпил таблетку.

Он возвращается к врачу-специалисту и с удивлением рассказывает о произошедшем.

Врач говорит ему: «Я вам всё объясню! У вас была болезнь, заражение в крови. Знайте, что это воспаление я вылечил с помощью лекарства, которое вам выписал. Но, прежде чем появится внешнее проявление того, что ваше состояние улучшилось, пройдёт некоторое время. Но знайте, что вы здоровы! Поэтому не будьте дураком. Не ешьте всю ту отраву, из-за которой вы заболели, особенно до того, как пройдут нарывы. Если вы опять начнете питаться этой едой, то даже не поверите, что я вас излечил. Болезнь вернется ещё до того, как вы от неё полностью оправитесь».

В Йом Кипур мы произносим благословение, оканчивающееся словами «Царь, милующий и прощающий наши злодеяния, и злодеяния Своего народа Израиля, и убирающий нашу вину из года в год». После этого, когда заканчивается Йом Кипур, мы возвращаемся из синагоги и вдруг слышим Голос с Небес, который призывает нас: «Иди, ешь с радостью хлеб свой» (Коэлет, 9:7). Каждый еврей ощущает святость на исходе Йом Кипура! Нам говорят: «Знайте, что вы излечены. Вы уже не те, что раньше».

И то же самое, когда проходит Песах. Нам говорят: «Знайте, что после недели поедания “хлеба исцеления” вы как заново рожденные, совершенно здоровые люди».

Что же мы делаем? Идём к «зеркалу», чтобы проверить, как мы выглядим, и, к своему великому разочарованию, обнаруживаем, что нарывы — внешние признаки — не исчезли. Мы находим в себе ту же самую лень, ту же самую гордыню и сладострастие. Нет у нас того горячего желания изучать Талмуд, которое было у раби Акивы Эйгера… Похоже, я остался тем же самым человеком, что был до Песаха.

Раз такое дело, что мы делаем? Не верим… И из-за этого, ещё до того, как «нарывы» у нас на лице проходят, мы возвращаем всё, как раньше. Тот, кто так поступает, никогда не излечится. Он также никогда не поверит в целебные свойства, заложенные в мацу. Он будет постоянно ворчать: где обещанное исцеление?!

Человек должен верить! Помнить, что он ел мацу, что Песах — это «время освобождения». Тот, кто не задумывается об этом, подобен узнику, сидящему в темнице, прикованному к стене железной цепью. И вдруг к нему подходят и говорят: «твою цепь распилили, скорее убегай отсюда!»

«Нет, — отвечает он, — я не готов к этому, я не верю».

Песах — это время освобождения! Освобождения от дурного начала, освобождения от идолопоклонства, освобождения от лени. Свобода! Но ты, со своей стороны, должен действовать, ты должен прогрессировать.

«Праведник верой своей будет жить» — человек должен поверить Г-споду, Б-гу Израиля, что так оно в самом деле и есть.

И то же самое относится и к другим заповедям Торы. Например: человек накладывает тфилин. Он должен знать, что привязал «Один» (אחד) к мозгу и к сердцу. В тфилин скрывается удивительная сила, которую мы получаем в подарок, когда накладываем их. Но и тут есть условие: верить в силу тфилин.

Это та работа, которая сегодня требуется от нас при выполнении всех заповедей: «Пришел Хаввакук и основал всё на едином принципе: праведник верой своей будет жить».

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=58155