В ожидании Машиаха — 7 — Машиах из рода Давида и Машиах из рода Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

5670

1. Еврейский народ назван в Торе несколькими именами. Его основные названия связаны с именами праотца Яакова – «Яаков» («Дом Яакова») и «Исраэль» (Израиль – «Сыны Израиля»).

Но есть еще два дополнительных имени. Одно из них – «Йосеф», как написано: «Внемли, ведущий Йосефа, подобно стаду овец» (Теилим, 80:2). Раши поясняет: «Весь народ Израиля назван здесь именем Йосефа, который кормил и поддерживал все колена Израиля в годы голода».

И еще написано у пророка: «Может быть, помилует Г-сподь, Б-г Воинств, остаток Йосефа» (Амос, 5:15) – и здесь тоже подразумеваются евреи из всех колен.

Кроме того, евреи названы именем Йеуды – например, во многих местах «Мегилат Эстер», а также в более поздних источниках.

2. Почему народ Израиля называют именами только этих двух из двенадцати сыновей Яакова? И Йеуда, и Йосеф были «царями». Йосеф стал «царем» – верховным правителем Египта. А Йеуда был признанным лидером – «царем» – своих братьев.

Позднее от потомка Йеуды – Давида – начался царский род. А когда после смерти Шломо его царство раскололось на два, северную половину возглавил царь из колена Эфраима – сына Йосефа.

Выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Гурвиц (Шла а-Кадош) поясняет, что тайна продажи Йосефа связана с этим будущим «двоевластием». Братья знали, что царем над их потомками должен в будущем стать человек из рода Йеуды. Но они еще не понимали роли Йосефа. Им казалось, что этот юноша, видевший себя в сновидениях царем над ними, восстает против царской власти Йеуды. И они приговорили его к смерти как бунтаря. А затем, следуя совету самого Йеуды, продали в рабы проходящим мимо купцам.

Но, хотя братья действовали во имя Небес, к их решению все же примешалась небольшая доля зависти к возвышенным достоинствам Йосефа, которыми он от них отличался (см. Маараль, «Гур Арье», Берешит, 37:1). Если бы не эта зависть, они приняли бы власть Йосефа с любовью, и тогда бы все колена объединились, чтобы вместе служить Творцу.

Продажа братьями Йосефа заронила семя разделения, а спустя много лет оно проросло – страна раскололась на царство дома Давида и царство Йосефа и его сына Эфраима.

Мудрецы Талмуда подчеркивают связь событий: «В Шхеме братья продали в рабство Йосефа и в Шхеме раскололось царство Давида» (Санедрин, 102а).

3. Окончательное избавление народа Израиля наступит только после того, как эти два «царства» снова объединятся.

У пророка Йехезкеля приведены слова Творца: «Вот Я беру посох Йосефа …и приложу его к посоху Йеуды, и сделаю их одним посохом, и превратятся они в один в Моей руке. …Вот Я беру сынов Израиля из среды народов, где они скитались, и соберу их со всех сторон и приведу в их землю, и сделаю их единым народом в той стране, на горах Израиля. И один царь будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами, и никогда не разделятся впредь на два царства» (Йехезкель, 37:19-22).

4. Пророк соединил вместе два «посоха». Это был символ – «знак для сыновей». В конце времен народу Израиля будет явлено два Машиаха: один из рода Йосефа, а второй – из рода Давида. Об этом прямо говорит Гаон из Вильно: «Придут два Машиаха – Машиах из рода Йосефа и Машиах из рода Давида» (см. комментарий Виленского Гаона к «Тикуней Зоар Хадаш» 36а).

В другом месте Гаон разъясняет, что эти два Машиаха связаны с двумя путями конечного избавления, о которых говорится в Талмуде. Там, в Талмуде, приведены слова Творца, обращенные к пророку Йешае: «И народ твой, все праведники, …навеки унаследуют страну – Я, Б-г, в назначенный срок ускорю это (בְּעִתָּהּ אֲחִישֶׁנָּה – бе-ита ахишена)» (Йешая, 61:21-22).

В Талмуде объяснено, что в этих словах содержится намек на два возможных пути избавления. Всевышний говорит: «Если евреи удостоятся [своими праведными делами] – «Я это ускорю (אֲחִישֶׁנָּה – ахишена)». А если не удостоятся – это произойдёт «в назначенный [крайний] срок (בְּעִתָּהּ – бе-ита)» (Санедрин, 98а).

Виленский Гаон указывает, что Машиах из рода Йосефа связан с избавлением, названным «ахишена». Он откроется в час, когда умножатся заслуги сынов Израиля. А Машиах из рода Давида связан с избавлением, названным «бе-ита» – он придет, даже если сыны Израиля «не удостоятся».

Машиах из рода Йосефа (Машиах бен Йосеф) – это избавление без страданий и бедствий, за заслуги, как написано: «Если удостоятся, Я это ускорю». Но если не удостоятся, то процесс избавления будет связан только с Машиахом из рода Давида, и тогда избавление будет сопровождаться «родовыми муками» – бедами и страданиями (см. «Ор а-Хаим», Бемидбар, 24:17; «Эвен Шлема», 11:6).

5. Наиболее возвышенным способом избавления, безусловно, был бы путь «ахишена – Я это ускорю». Но возможен также сценарий, при котором эти два пути будут сочетаться друг с другом.

Виленский Гаон полагает, что, даже после появления Машиаха из рода Йосефа, в мире сохранят свою власть народы – потомки Эдома-Эсава. И лишь когда придет время, названное «бе-ита – в срок», народ Эсава выступит против Творца с полчищами царя Гога, и они падут от рук Машиаха из рода Давида.

Таким будет избавление способом «ахишена». Но если мы, не дай Б-г, этого не удостоимся, тогда возможность, связанная с Машиахом из рода Йосефа будет утрачена – в Талмуде образно говорится, что он «умрет» и по нему будет произнесена «траурная речь» (см. Сукка, 52а).

Тогда армия Гога возобладает над Машиахом из рода Йосефа, и он будет убит. Потребуется иная сила – могучая воля Йеуды, которая совершит духовный переворот в народе Израиля. А затем этот духовный переворот распространится на все народы – «и услышат далекие, и придут, …и дадут Творцу царскую корону».

6. Маараль из Праги объясняет глубинное различие между царем из дома Йосефа и царем из дома Давида.

«Народ Израиля подобен единому человеку, у которого двенадцать основных органов, – говорит Маараль. – Каждый из этих органов соответствует одному из двенадцати знаков Зодиака и одному из двенадцати месяцев года. Но и среди этих двенадцати “органов” есть два, которые выделяются и царствуют над остальными – это голова и сердце».

[В сборнике мидрашей раби Танхумы указано: «Количество колен соответствует устройству Вселенной – 12 часов в дне и 12 в ночи, 12 знаков Зодиака (мазалот) и 12 месяцев года» (Ваехи, 15). А в другом мидраше переданы слова Творца: «Я создал в небесах двенадцать созвездий – по числу двенадцати колен» («Ялкут Шимони», Йешаяу, 49, 470). Вместе с тем, знатоки сокровенного учения подчеркивают, что все эти «части» составляют единство – подобно тому, как двенадцать основных органов человеческого тела (правая и левая рука, печень, желудок и т.д.) составляют единый человеческий организм. Так и народ Израиля подобен единому человеку, у которого есть двенадцать различных «органов» (Нецах Исраэль 80, 37).]

При этом царский дом Йеуды соответствует «голове», а Йосефа – «сердцу». В человеке властвуют два «царя» – разум и сердце.

Разум главенствует над всеми остальными органами, но сам отделен от них и вознесен над ними. В отличие от него, сердце расположено в самой середине тела – оно по своим свойствам ближе телу, и в нем зарождаются волевые импульсы и желания.

После того, как проявляется волевой импульс, приходит очередь разума. Разум придает форму волевой «заготовке» и выясняет, каким образом это желание может быть осуществлено. Таким образом, действие начинается с сердца, а завершается благодаря разуму. Разум реализует устремления сердца.

И когда Всевышний пошлет своих Машиахов, которые поднимут народ Израиля из его униженного состояния, то первым откроется свет Машиаха из рода Йосефа. Тогда начнется пробуждение сердец – волевые импульсы и желания изменятся к лучшему. Но если пробуждение сердец захлебнется, Машиах из рода Йосефа пробудет с нами недолго. В Талмуде говорится, что он «умрет» – его свет погаснет. Если сердца евреев будут направлены в другую сторону, к другим горизонтам, он не сможет существовать.

Но и после того, как угаснет свет Машиаха из рода Йосефа, надежда останется. Всё еще будет существовать возможность избавления через пробуждение разума. Свет разума может оказать влияние даже в том случае, когда сердце находится в плену у темных желаний и вожделений. Это пробуждение разума способно произвести переворот – изменить состояние народа от мрака к свету.

О подобном же «двухступенчатом» избавлении говорит и рав Элияу Деслер: «Таков порядок будущего избавления – сначала откроется Машиах из рода Йосефа, который связан с эмоциональным пробуждением народа. Но подобное пробуждение неустойчиво, оно продолжается недолго. Поэтому, когда подойдет момент «бе-ита – в срок», произойдет мощное пробуждение свыше. Творец поставит «царя, грозного, как Аман» (Санедрин, 97б), который приведет народ к неминуемому раскаянию, как об этом сказано у пророка (Йехезкель, 20:32-33): «Задуманному вами не бывать, сказанному вами: «Будем, как другие народы!» – …рукою крепкой и мышцей простертой, и яростью изливающейся, Я воцарюсь над вами». И тогда откроется потомок Давида (чтобы это произошло поскорее, в наши дни).

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Верить и ждать. В ожидании Машиаха» выпущена издательством «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа


http://www.beerot.ru/?p=37516