В ожидании Машиаха — 6 — Путь Машиаха

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

3618
путь Машиаха

1. Родословная линия, ведущая к царю Давиду, а затем и к Машиаху, начинается с нашего праотца Авраама. А вторая линия – с его племянника Лота.

В одном из псалмов переданы слова Творца: «Нашел Я Давида, Своего раба» (Теилим, 89:21). А в мидраше задан вопрос: «Где Всевышний его «нашел»?» Ответ звучит совершенно неожиданно: «В Сдоме!» («Берешит Раба», 50:10).

В Торе рассказывается, как при уничтожении города Сдом ангелы спасли Лота и двух его дочерей. Спасенные поселились в пустынном месте, в пещере. Полагая, что погибли не только обитатели долины Сдома, но и всё человечество, дочери Лота напоили его вином и поочередно вступили с ним в близость, и у каждой из них родилось по сыну. Старшая назвала своего сына Моав, а младшая – Аммон.

Спустя много лет из Моава вышла принявшая еврейство Рут, правнуком которой стал царь Давид (см. Рут, 4:13-22). А аммонитянка Наама стала женой сына Давида – царя Шломо (см. Мелахим 1, 14:21).

2. В процитированном выше мидраше подчеркивается, что Лот был спасен не ради него самого и не просто ради появления на свет Моава и Аммона – но исключительно ради того, чтобы от него начался род Машиаха!

Однако сразу возникает очень серьезный вопрос: почему Высшее Провидение начинает путь, ведущий к нашему праведному Машиаху, от Лота? Не лучше ли было, если бы род Машиаха начинался только от нашего праотца Авраама, праведника, особенно любимого Б-гом?!

Связанную с этим тайну приоткрывает Маараль из Праги.

Он объясняет так: когда Всевышний желает создать совершенно новое явление, необходима особая «прививка».

К отцовскому стволу прививают ветвь от другого дерева. Ведь нечто принципиально новое не может образоваться на исходном стволе.

Поэтому, когда Творец собирался привести в мир род Машиаха, необходимо было совершить такую «прививку».

Всевышний предрек Аврааму: «И благословятся в тебе все племена земли» (Берешит, 12:3). Словоברכה (браха – благословение) имеет тот же корень, что בריכה (бриха) – «прививаемая ветвь».

Согласно объяснению Талмуда, приведенное выше предсказание Творца имело дополнительное значение. Он сказал Аврааму: «У Меня есть две добрые ветви (брихот), которые Я привью к тебе – моавитянка Рут и аммонитянка Наама» (Йевамот, 63а).

Совершенно новое не могло возникнуть без присоединения ветвей от других племен земли. Причем, Машиах должен был произойти из среды народа, наиболее далекого по своим качествам от сынов Израиля. А именно Аммон и Моав максимально далеки от евреев, ведь только представители этих двух народов не могут, приняв гиюр, стать частью Израиля, как сказано: «Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общину Б-га, и десятое поколение их не войдет в общину Б-га вовеки» (Дварим, 23:4). Так написано только о них (см. Маараль, «Нецах Исраэль», 32).

3. Более того, сами Авраам и Лот тоже воплощали два противоположных начала. Авраам, от которого произошел еврейский народ, был воплощением благословения, как написано: «И ты станешь благословением» (Берешит, 12:2).

А имя לוֹט (Лот) на арамейском языке Талмуда и книги «Зоар» означает «проклятие». Ведь Творец сказал Змею, который ввел в грех Первого Человека: «Ты проклят (אָרוּר)» (Берешит, 3:14) – а в переводе на арамейский язык это слово ליט (лит). Да и обещание Творца, данное Аврааму: «Тех, кто тебя проклинает, Я прокляну (וּמְקַלֶּלְךָ אָאֹר)» (12:3), Ункелус переводит на арамейский язык как ומלטטך אילוט (у-мелатетах эйлут).

Кроме того, на святом языке Торы имя לוֹט (Лот) обозначает тьму и сокрытие. Про саму Рут написано: «она подошла незаметно (בַלָּט – ва-лат)» (Рут, 3:7). И еще в Танахе говорится: «Элияу скрыл (וַיָּלֶט – ва-ялэт) лицо плащом» (Мелахим 1, 19:13). С одной стороны – благословение и свет. С другой – проклятие и тьма.

И именно от Лота, отдаленного от праотца Авраама, как запад удален от востока, произошли моавитянка Рут и аммонитянка Наама, от которых начинается род Машиаха.

4. В Талмуде разъяснено, что запрет Торы «Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общину Б-га» (Дварим 23:4) относится лишь к мужчинам (см. Йевамот, 76б). Это различие связано с разными намерениями Лота и его дочерей.

По словам мудрецов Талмуда, дочери совершили свой поступок «во имя Небес» (Орайот, 10б) – «ведь они полагали, что всё человечество погибло, как поколение потопа» («Берешит Раба», 51:8). Они желали спасти и снова заселить мир.

Но их сокровенный и главный замысел заключался в том, чтобы привести в мир Машиаха. Старшая из сестер сказала младшей: «Давай …произведем от нашего отца потомство» (Берешит, 19:32). В мидраше подчеркивается: она не сказала «сына», но именно «потомство» – זָרַע (зара), буквально «семя». «Семя», из которого прорастет Машиах. [На этот скрытый замысел указывают также числовые соответствия: гиматрия слов וּנְחַיֶּה מֵאָבִינוּ זָרַע («и произведем от нашего отца потомство») равна числовому значению слов זה מלך המשיח («Это царь-Машиах») – 465 (р. Йеуда а-Хасид, «Сефер Гиматрийот» 2, Ваера 11).]

Комментаторы поясняют: поскольку Лот вступил в близость с дочерями, руководствуясь только своей похотью, а они действовали во имя Небес, «в общину Б-га» было запрещено вступать только мужчинам из Моава и Аммона, а моавитянкам и аммонитянкам – разрешено. И поэтому Рут смогла стать женой мудреца Боаза, а Наама – женой Шломо. [См. Маарша, «Хидушей Агадот»; Орайот 10б. А в святой книге Зоар по этому поводу говорится: «Творец связывает причины со следствиями и раскручивает события таким образом, чтобы всё получилось, как должно быть, и все эти события соединены в источнике Его святости» («Зоар», 1, 110аб).]

5. Нужно добавить, что весь путь, ведущий к рождению царя-Машиаха, проходит по самой необычной и непредсказуемой траектории, начиная от «брака» Лота с его двумя дочерями.

Затем последовало необычное «супружество» Йеуда и Тамар, потомком которых стал Боаз, взявший в жены Рут. Да и сам брак Боаза и Рут был весьма необычным и продлился всего одну ночь. [К этому следует добавить благословение первенца, «украденное» праотцом Яаковом у своего брата Эсава. А затем Яаков взял в жены двух сестер, что в дальнейшем было запрещено Торой (см. Ваикра 18:18), и таким путем основал двенадцать колен Израиля. В одном из этих колен – в колене Йеуды – родился Давид. Впоследствии царь Давид взял в жены юную Бат-Шеву, которая считалась женой одного из его воинов (Шмуэль 2, 11:2-5), и от этого, на первый взгляд, «проблемного» брака родился царь Шломо (там же 12:24; см. также р. Э. Деслер, «Михтав ми-Элияу», 5 с. 174-175 и 180-189).]

А причина такой удивительной «траектории» заключена в том, что рождение Машиаха по своей обновляющей силе подобно сотворению мира из ничего – и путь к такому полному обновлению всегда совершенно необычен и непредсказуем.

6. Рассказ о необычном «супружестве» Йеуды и его невестки Тамар приведен в Торе сразу же после рассказа о том, как Йосеф был продан в Египет. А затем повествование возвращается снова к Йосефу.

В этой связи в мидраше рассматривается вопрос, почему эпизод с Йеудой, совершенно не связанный с историей Йосефа, «вклинен» прямо в середину последовательного изложения.

Ответ таков: «чтобы совместить спуск со спуском» («Берешит Раба», 85:2).

«Спуск» (т.е. духовное падение) Йеуды начинается с продажи Йосефа. По словам мудрецов, основная ответственность за этот грех была возложена именно на него, ведь это он предложил братьям: «Продадим его лучше ишмаэлитянам» (Берешит, 37:27).

После того, как Йосеф был продан, братья принесли отцу его рубашку, смоченную кровью зарезанного козленка. Тем временем Йосефа привезли в Египет и продали там «Потифару, …начальнику палачей» (Берешит, 37:36).

А затем в Торе написано: «И было в то время, и отдалился (וַיֵּרֶד – ва-еред; буквально «спустился») Йеуда от своих братьев» (там же, 38:1).

Комментируя эту строку Торы, Раши поясняет: «Увидев страдания своего отца, братья «спустили» Йеуду с его высоты (т.е. лишили его роли главы всех братьев). Они упрекали его: «Ты сказал нам, чтобы мы его продали! Если бы ты сказал нам, чтобы мы его вернули отцу, мы бы тоже тебя послушались» (Раши, Берешит, 38:1).

Духовное падение Йеуды дошло до того, что он вступил в близость со своей невесткой Тамар. В Торе рассказывается: «И увидел ее Йеуда, и поскольку она закрыла свое лицо, он решил, что она блудница. Завернул он к ней по дороге и не ведал, что она его невестка, и сказал: «Позволь мне войти к тебе» (там же, 38:15-16).

Но именно с этой нижней точки падения – «спуска» – начинается великое возвышение.

Рассказ о Йеуде и Тамар завершается рождением Переца, как написано: «И назвал [Йеуда] младенца Перец» (там же, 38:29).

А от Переца начинается царский род: «От Переца родился Хецрон, от Хецрона родился Рам, … от Салмона родился Боаз, от Боаза родился Овед, от Оведа родился Ишай, от Ишая родился Давид» (Рут, 4:18-22). Две родовые линии, идущие от праотца Авраама и от Лота, встретились в Давиде и его сыне Шломо.


http://www.beerot.ru/?p=37519