Хесед спасает от бед

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1945
хесед спасает

Сейчас мера Суда довлеет над всем миром, и нет никакого способа спастись от несчастий, когда каждый день появляется какая-то новая беда.

Поэтому следует очень укрепиться в качестве хеседа (доброте, милосердии, помощи другим), чтобы посредством этого пробудилось Высшее милосердие, и исполнилось с нами сказанное у пророка Ошеа (2:21): «И обручусь Я с тобою навеки, и обручусь Я с тобой праведностью, и справедливостью, и добротой, и милосердием».

Сказали мудрецы, что Всевышний как бы говорит: «Если эти, которым самим нужно милосердие, проявляют милосердие друг к другу, то Я, Который полон добра и милосердия – тем более должен проявить милосердие к Своим созданиям».

Мне видится, что именно об этом сказано в «Тана де-би Элияу Раба» (конец 23 гл.), что, когда евреи были в Египте, они собрались все вместе, и были все единым целым. Они все вместе заключили союз: что они будут помогать друг другу, и будут хранить в сердце союз Авраама, Ицхака и Яакова и ckeöbnm только их Небесному Отцу, и не оставят языка дома Яакова, их праотца, и не будут учить язык египтян и т.д., см. там.

Почему они заключили союз именно о взаимопомощи?

Дело было так: когда они увидели, что нет никакой возможности спастись от указов фараона, и что гнёт нарастает все больше и больше, они собрались все вместе и стали думать, что делать. И договорились между собой, что пойдут только по пути Творца и не изменят свои имена и свой язык. А также заключили союз оказывать хесед друг другу, чтобы благодаря этому пробудился хесед Свыше, и тогда все беды, которые насылает на них фараон, отменятся сами собой.

Так и произошло на самом деле, именно это было причиной Геулы (Избавления), как сказано (Шмот, 15:13): «Ты избавил этот народ и вел их Своей милостью, привел их в обитель святости мощью Своей!».

Сказано в Псикта (Ялкут Бешалах, намек 251): «вел Своей милостью» – это хесед, а «мощью Своей» – это Тора.  Ведь Тора была и в Египте: приводится в трактате «Йома» (28б),  что даже, когда евреи были в Египте, они не прекращали учиться (хотя они еще не получили Тору, они учили все те заповеди, которые получили от своих праотцов). Именно об этом говорится у пророка Ирмияу (2:2): «Так сказал Всевышний: помнил Я тебе милость твою в юности, как любила (Меня) новобрачная, когда шла ты за Мной по пустыне». Здесь перечислены три вещи по порядку: «милость твою в юности» – это хесед, который евреи совершали в Египте в «юности», (когда народ только зарождался – прим. пер.); «как любила Меня новобрачная» – это принятие Торы на горе Синай, и после этого – «шла за Мной по пустыне».

Из книги «Аават Хесед»

http://www.beerot.ru/?p=87164