Даат Твунот — 1 — Введение в книгу

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2101

Введение в книгу «Даат Твунот»

Рабейну, наш учитель и наставник, посвятил свой труд «Даат Твунот» объяснению четырех из тринадцати основ веры (по классификации Рамбама): Провидение, Награда и Наказание, Приход Машиаха и Воскрешение мертвых. Именно эти основы нуждаются в глубоком и подробном объяснении, поскольку события, происходящие в мире, «…на первый взгляд демонстрируют отсутствие всякого провидения, и тем более трудно проследить, к чему всё движется, чего хочет Творец от созданного Им мира, к чему Он его ведет и что произойдет в будущем» (п.7). Сюда отнесена также проблема «праведника, которому плохо» и «злодея, которому хорошо».

На самом деле книга охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто объяснение четырех названных основ веры, поскольку, раскрывая смысл этих основ, Рабейну расширяет тему и объясняет также предназначение человека и всю совокупность проявлений власти Всевышнего в разные периоды, от начала творения и вплоть до достижения цели творения — сокровенных миров получения награды. В своей книге Рабейну открывает нам общую идею как отношений Всевышнего с миром, так и цели нашего служения и возвышений в наслаждениях будущего мира.

В свете этого мы постигаем, какая основная функция отведена нам в этом мире и что мы должны делать, чтобы достичь совершенства и приблизить весь мир к той цели, ради которой он создан.

Раскрытие единства Всевышнего – центральна идея творения

 Основа, пронизывающая все действия Всевышнего от начала творения и до конца всех времен – раскрытие Его единства, благословен Он: «…Что нет никакого Властителя, кроме него; и нет того, кто управлял бы миром или каким-то отдельным созданием, кроме Него; и нет препятствий для Него, и нет того, кто смог бы Ему помешать» (п.36). К этому открытию Святой, благословен Он, ведет всё созданное.

Более того, в будущем откроется, что все, выглядевшее так, как будто оно сопротивляется Его воле, на самом деле является инструментом, с помощью которого Всевышний реализует свою волю в мире. И благодаря этому Его единство раскроется еще больше. «Нет дел малых или больших, которые бы не доказывали тебе Его намерение – полное исправление, подобно тому, как сказано: «всё, что делают небеса – к добру»» (п.54). Понимание этого скрыто от нас сейчас, но откроется в будущем.

Также награда и безграничное наслаждение будущего мира – раскрытие единства Его, благословен Он во всём великолепии. И уровни восхождения в мире награды – это ступени глубины понимания, следующие одна за другой, до бесконечности.

Кроме того, «раскрытие единства» делает возможным само наше служение. Поскольку для раскрытия и яркого освещения единства необходимо было создать зло как альтернативную возможность обратной стороны, противостоящей воле Всевышнего и Его единству. И создается впечатление, что существование зла наносит ущерб единству Творца. Единство раскрывается посредством отрицания этой альтернативы; оно раскрывается, когда становится очевидным: всё, даже зло, происходит от Него, благословен Он, и управляется Им в глубочайшей мудрости, продвигаясь навстречу полному исправлению. Единство раскрывается полностью посредством полного отрицания (уничтожения) зла в будущем. Таким образом, «прояснение единства» требует создания недостатков и зла; а поскольку зло создано, появляется возможность выбора, так что благо, ожидающее нас в конце, будет получено не как подарок, а как награда за служение. И само раскрытие единства передано в наши руки.

Свет и сокрытие лица Всевышнего как источники души и духовности, тела и материальности

 Источник создания души и духовности — в свете лица Его, благословен Он. А источник создания тела и материальности — в сокрытии лица, то есть когда Он, Благословенный, ограничивает излияние своей воли (воли, поддерживающей всё сущее). Усиление души и ее власти над телом приводят к усилению света лица Всевышнего, а силой изобилия света душа возвышается еще больше, и таким образом человек и всё созданное приближаются к совершенству. Что же касается усиления власти тела, то оно, напротив, приводит к сокрытию лица, и как следствие этого — к дальнейшему погружению человека и всего созданного во тьму и материальность.

Как мы видим, раскрытие единства Творца передано в руки человека. Всякое благое дело служит раскрытию: «Всякое служение несет исправление в мир с точки зрения раскрытия единства Всевышнего, благословен Он» (п.158).

Если человек соблюдает Тору и исполняет заповеди согласно воле своего Создателя, возвышает свою душу и придает ей новые силы, то он удостаивается света лица Всевышнего, который изливает совершенство на него и всё созданное, а недостатки и зло уменьшаются. Это приближает раскрытие единства Его, благословен Он. Если же человек поддается соблазну злого начала и склоняется под властью тела и материальности, тем самым он углубляет сокрытие лица, распространяет зло и недостатки на себя и всё созданное и отдаляет раскрытие единства Творца, благословен Он (п.40).

Когда Адам, находясь на высшей ступени в Ган Эдене, стоял перед соблазном змея, это было испытанием на знание единства Всевышнего. Он должен был понять, что зло создано только ради того, чтобы единство Всевышнего раскрылось посредством отрицания самого зла. Адам должен был увидеть, что действие против воли Всевышнего не может принести никакой пользы. Не выстояв в этом испытании, он послужил причиной сокрытия лица, которое привело к усилению власти тела и погружению мира во тьму и материальность. С тех пор приходится выполнять работу по раскрытию единства гораздо более длинным путем и в более тяжелых условиях. И так же любое преступление еще более углубляет сокрытие (п.40).

Различные соотношения власти тела (материальности) и души (духовности) выражаются в различных фазах состояний изгнания или освобождения, то есть в периодах сокрытия путей Всевышнего или открытия Его присутствия в мире и изобилия духа святости.

Насколько важны поступки человека! Ведь именно они служат причиной раскрытия единства – центральной идеи Творения. В силах человека приблизить или отдалить достижение цели творения! И это превращает любой отдельный поступок «частного лица» в деяние общемирового значения – всеобщее исправление (п.170).

 Роль души – очищение тела

 Душа и тело вместе удостоятся вечной награды. Тело – не что иное как материя и инструмент служения Всевышнему в этом мире, мире служения. Но так же как тело принимает участие в служении, так оно примет участие и в получении награды вместе с душой (п.68). Более того, возвышения души в мире награды связаны с возвышением тела, когда оно будет очищено душой в будущем мире. По мере того, как человек дает своей душе власть над телом, он делает тело способным принять свою долю вечной награды. Однако очищение, которое приносит душа телу, реализуется в будущем, в период воскрешения мертвых, пропорционально свету Торы и заповедей, который душа открыла в этом мире. Как уже было сказано, возвышение человека в мире награды происходит посредством очищения тела душой, от ступени к ступени. Чем чище тело, тем меньше оно «затеняет» душу, позволяет ей постигать больше и возвышаться (п.88).

Так же сам факт очищения тела душой удостаивает душу поднятия к большему совершенству, и тогда она становится способной очищать тело с еще большей силой (п.72).

Открыл нам Рабейну, что принцип получения награды в будущем мире не отличается от принципа служения в мире этом – очищение тела посредством души, которое приводит к усилению света лица Его, благословен Он. А свет лица Царя жизни – это истинная и вечная жизнь, включающая в себя также и совершенство.

 Власть единства и власть правосудия

 Есть два основных способа проявления власти Всевышнего: власть единства и власть правосудия. Власть, открытая сегодня – это власть правосудия, власть награды и наказания, которая воздействует на нас в соответствии с нашими поступками. Власть единства — это власть совершенства, поскольку оно присутствует во всех делах Всевышнего и направляет мир к восполнению. Так же будет исправлено зло: выяснится, что и оно служило раскрытию единства (п.166). И поскольку это пока скрыто от наших глаз, такая власть называется скрытой (п.58). В будущем же власть единства проявится открыто и приведет к полному уничтожению зла. Тогда безраздельно воцарится власть совершенства, поскольку в правосудии уже не будет нужды (п.40, п.142).

Бывают периоды, когда один вид власти усиливается, а другой ограничен или его действие скрыто. Бывает так, что власть, открытая нам – это правосудие по принципу «добро добрым и зло злым», а власть единства действует внутри этого незаметно для глаз. Иногда бывает, что Святой, благословен Он, не приводит в действие правосудие, дабы наказать злодея; это происходит, когда зло усиливается так, что мир не может устоять перед правосудием Всевышнего. Тогда кажется, что нет суда и нет судьи. В это тяжелое время Всевышний ради будущей цели поддерживает минимальное существование Творения властью своего единства (т. е. Всевышний не обращает внимания на отсутствие заслуг, иначе, если в такой ситуации Он применил бы власть суда, то мир бы просто прекратил свое существование) (п.42). В такие времена Творец властвует над созданным в полном сокрытии и незаметно готовит пути для освобождения (п. 146).

Бывают времена, когда основная власть – это власть единства, действующая в соответствии с тем, что необходимо для достижения цели творения, а не согласно законам обычной справедливости (правосудия). В такие времена бывает необходимым углубление сокрытия ради большего раскрытия единства в конце. И тогда праведнику может быть плохо в этом мире, но благодаря этому возрастет его награда в мире будущем (п.166 – 170).

И Рабейну открывает нам чудесные законы, объясняющие, как действует власть Всевышнего во все времена и периоды, и позволяющие ответить на тяжелые вопросы – «праведник, которому плохо», а также сокрытие и страдания в период, предшествующий приходу Машиаха. И таким образом он открывает нам тайны власти Всевышнего в наше время.

Мы затронули несколько важнейших тезисов, которые детально объяснены в книге, лежащей перед нами. И множество других фундаментальных знаний мы найдем в этой книге, знаний, необходимых нам для служения Творцу, для прояснения и утверждения веры.

 Источники книги

 Откуда черпал Рабейну знание глубинных тайн, без которого невозможно разрешить сложнейшие проблемы, пронизывающие всё созданное? Может быть, перед нами тонкая философская теория, основанная на человеческом здравомыслии? Может быть, любой человек способен разрешить эти проблемы, уходящие корнями к сокровенным истокам создания?

Знай, что ответы на эти вопросы только в руках Создателя. Он дал нам это знание на Синайской горе через пророческое видение, открыв для нас небеса и то, что над ними. И так же Он открыл это знание пророкам, и оно  передавалось из поколения в поколение, от учителя к ученику, из уст в уста. Поэтому мудрость, к которой относятся ответы на эти вопросы, называется мудростью Каббалы («каббала» – принятие, получение), ибо она открывает нам внутренний, истинный смысл творения.

Вот как Рабейну определяет эту сокровенную мудрость: «Ты уже слышал, что вся мудрость Каббалы заключается в том, чтобы познать власть высшей воли, познать, ради чего сотворены создания и чего Он хочет от них, и что будет в конце всего круговорота мира, и как объяснить всё кружение, происходящее в мире, которое выглядит так странно. Потому что сама высшая воля определила порядок вращения, приводящего к полному совершенству. Это порядок, который мы объяснили посредством сфирот и миров». (Из книги «Клах Питхей Хохма», врата 30, часть 1).

Таким образом, источники книги восходят к вершинам святости – к внутренней мудрости Торы. Мы можем убедиться в этом посредством даже поверхностного сопоставления с соответствующими главами книги «Клалим ришоним». Рабейну могучей рукой открыл нам сокровища из запечатанного хранилища мудрости, скрытые в форме притчи. Теперь мы можем вкусить от смысла этой притчи, так как настало время действовать – вдохнуть новую жизнь в падших духом, открыв им свет, проясняющий внутренний смысл Торы. И мы учим эту книгу в трепете перед Святостью, ибо она дает нам возможность постичь запечатленную в словах власть высшего Провидения, которое из одной только любви направляет всё сотворенное из тьмы изгнания навстречу потокам света освобождения.

 «Чудесное знание»

 «Дающий подарок товарищу должен сообщить ему, от кого подарок», — пишет Талмуд (Шаббат 10б). Поэтому для того, чтобы оценить то сокровище, которое передал нам Рабейну в книге «Даат Твунот», вслушаемся в его слова в конце книги «Питхей Хохма вэ-Даат», где он определяет различные грани  намерения Создателя при создании мира, которые и являются сутью истинной мудрости. Поскольку мудрость эта пришла объяснить деяния Всевышнего, через которые Он реализует намерение, заложенное в создании, от самого начала корня создания до нашего мира – мира действия.

Вот слова Рабейну: «Три вида знания, один внутри другого, есть в истинной мудрости, и все они следуют из знания намерения Всевышнего при создании мира».

Намерение поверхностное заключается в том, что Создатель, благословен Он, создал мир, чтобы появилось место для Его «нарицательных имен», как пишет книга «Клады мудрости», то есть того, что Он называется Милосердным, Милостивым, Сдерживающим гнев и т.д.. Отсюда происходит все знание о «Древе Святости» и всех его ветвях, и это называется знанием -«нарицательных имен» знать, сколько их существует.

Второе знание о намерении — это то, что Создатель, благословен Он, создал мир, чтобы принести созданным совершенное добро. Причем чтобы они получили его заслужено, а не «в подарок». Поэтому установил Он весь великий порядок, при котором, в конце концов, за злом следует добро и исчезает «другая сторона» (источник зла), а святость восполняется, и тогда все души получают по заслугам. И так же иногда необходима власть «другой стороны» или народов мира, до того, как очистится Израиль. Этим обусловлено то, каким образом действуют все Его качества. И тот, кто не пришел к этому знанию — не понимает ничего.

Третье знание о намерении — это чудесное знание того, что Создатель, благословен Он, хотел открыть Свое единство, показать, что «Я первый и Я последний» и что проклятие в любом случае обернется благословением, а всё зло обернется добром. Это смысл сказанного: «Возблагодарю Тебя за то, что гневался на меня». Отсюда следует знание сфирот, которые возвращаются к Высшему единству Бесконечного, благословен Он. И знание это почти не распространено в нашем поколении. А ведь на самом деле это основа веры Израиля – знать единство Создателя, благословен Он. Для постижения этого знания необходим тяжелый труд. И тот, кто постиг – тот понимает все аспекты мудрости во всей их глубине. А тот, кто не постиг по крайней мере второй аспект этого знания, не понимает ничего.

Посредством этих слов, несущих свет, сможем мы по достоинству оценить великое приобретение, которое дает нам эта книга. Она объясняет  важнейший фундамент, на котором основано создание, всё происходящее и деяния Создателя: раскрытие единства Его, благословен Он. Это основа нашей веры. Рабейну проясняет, что именно это — центральная ось истинной мудрости, открывающей нам внутренний смысл создания. Поэтому тому, кто приложит старание и труд, чтобы понять книгу «Даат Твунот», — поможет ему Всевышний и откроет врата, пройдя через которые, сможет стать одним из тех, кто «понимает все аспекты мудрости в их глубине». А мы будем молиться тому, кто дал Тору: «Открой глаза мои, и увижу чудеса Торы Твоей» (Псалмы 119:18).


http://www.beerot.ru/?p=38638