Даат Твунот — 23 — Виды влияния и управления Творца

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1974

И знай, что для всякого явления существуют особые порядки и условия его восполнения. Т.е. существует качество любви и порядки, восполняющие это качество; качество правосудия и порядки, восполняющие его. И даже у такого явления, как правосудие, реализуемое из любви, есть свои порядки восполнения, т.е. порядки, приводящие к реализации[1] данного явления. Ведь путь мудрости – улавливать различия толщиной в волос, и чем больше различий улавливает человек, тем более он достоин похвалы. И хотя все подробности невозможно охватить из-за их многочисленности, общие правила следует знать.

 После того, как правосудию было постановлено реализоваться, потребовалось рассмотреть все создания, дабы понять, что необходимо им сообразно их природе и какой вид правосудия может быть для них установлен. И это тоже сначала устанавливается в общем виде – основы порядков правосудия[2], затем же необходимо разграничить все пути его, каждый в отдельности, понять одно из другого и увидеть все частности, каждая из которых должна быть установлена на надлежащее место[3]. Это очевидно, ведь не бывает частности без правила, ей предшествующего. После такого анализа появится порядок в законах; ведь, несомненно, не существует закона,  детали которого не имели бы объективных обоснований. Однако законы – одно, их обоснование – другое, и нельзя смешивать одно с другим. Но знай, что все законы, которые установил Милосердный, благословен Он, для всего воинства небесного и земного, и вся система управления, с помощью которой Он правит ими, – всё это результат того, что Создатель, в мудрости своей, ***** наблюдает за всеми созданными Им, дабы установить, что для них необходимо, и управлять ими соответственно. И в этом наблюдении Всевышнего – обоснование всех законов. Тот, кто знает, на что смотрел Милосердный, благословен Он, и о чём размышлял, когда определял закон, узнает и причину существования этого закона. И когда Всевышний открывает свои тайны пророкам и сообщает им закон, то прежде сообщает им, на что были обращены глаза Его и о чём Он думал, когда устанавливал этот закон[4].

Следовательно, это наблюдение Творца, в общем и в частностях, и есть причина, порождающая закон со всеми его порядками, со всем, что зависит от него; и от этого наблюдения зависит изменение закона и его порядков,  продиктованное всеми подъёмами и спусками, необходимыми миру, и любое новое исправление, необходимое миру – всякая вещь в своё время. Это наблюдение никогда не прекратится. Оно поддерживает существование мира во все времена, каждый час, каждую секунду[5]. А когда придёт срок, оно же принесёт в мир возвышение и дополнительную силу для его исправления385*. И необходимо ещё больше углубить понимание данной темы, чтобы добраться до её сущности.

  1. Сказала душа: Несомненно, нет края мудрости, и многое нужно для ясного понимания.
  2. Сказал разум: Об этом сказал Коэлет: «Сказал я: «наберусь мудрости», а она далека от меня» (7:23). Но вернёмся к нашей теме[6]. То, что следует из всего сказанного ранее – что Господь, благословен Он, ***** непостижим для созданных и что к Нему не имеет отношения ничего из того, что могут себе представить созданные. Однако пожелал Он излить некие влияния, относящиеся к нам и знакомые нам, благодаря чему мы приписываем Ему многочисленные нарицательные имена и прославляем Его в меру наших скромных сил. И это мы уже объяснили ранее[7] – что Он, Благословенный, создал для своих деяний и своего провидения некие качества и механизмы управления, которые относятся к Нему, так же, как Он наделил определёнными качествами и свойствами душу. Однако ужа известна нам принципиальная разница между качествами, относимыми к Творцу, и свойствами души: поскольку свойства души отпечатаны в ней, они неотъемлемы от её сущности, а о Всевышним так невозможно даже думать. Нам известно, что Он действует соответственно своим качествам, но они не являются Его неотъемлемыми свойствами[8], поскольку, как нам уже известно, Его сущность абсолютно свободна от всех свойств, которые мы наблюдаем в созданиях. И мы упоминаем Его качества только в связи с тем, каким образом воздействуют на нас Его влияние и провидение, а не так, как будто мы приписываем их Его собственной природе. Мы уже объяснили это в соответствующем месте, и очень подробно это объяснил избранный из всех мудрецов, наш великий учитель Рамбам в книге «Наставление заблудших».

 Кроме того, нам известно, что качества, которые мы различаем в Его деяниях – созданы Им из ничего ради нас, сообразно нашей, а не Его природе. И совокупность этих качеств, созданных для реализации Его деяний –  источник всего, что происходит с созданиями во все времена. Эти качества заключают в себе порядок совершенного управления, стремящегося к исправлению всего созданного, и они установлены в надлежащей иерархии,  одно выше другого, ***** и так до самой их вершины[9].

Однако определение порядка их иерархии возможно только в соответствием  с их действиями[10]. Когда соберётся вместе всё, что произошло с созданиями по воле Всевышнего, и каждая вещь получит своё истинное определение, и можно будет сравнивать одно с другим, – тогда обнаружится между ними соотношение, когда одно из действий окажется достойнее другого и будет названо высшим. И мы относим к Всевышнему качества в соответствии с производимыми Им деяниями: какова иерархия деяний, таков и порядок (и иерархия) качеств. И мудрецам, понимающим тайны управления мира Всевышним, т.е. качеств и происходящих из них деяний, открыта также и их связь между собой разными способами и для различных целей. Поскольку несмотря на то, что каждое качество – явление самостоятельное, Господь, благословен Он, пожелал и сделал так, что все качества в некоторой степени соединяются друг с другом, так что восполнение смысла каждого качества нуждается в помощи другого, в установленной мере и в определённой части[11]. В этих связях заложена глубокая мудрость: все элементы управления соединяются, как звенья одной цепи, входящие одно в другое[12]. Сказал Рамбам в 54-й главе первой части «Наставления»: «Сказанное «…всё добро Моё» – это намёк на то, что  будут ему (Моше) показаны все создания, т.е. показаны так, что будет постигнута их сущность и порядок их связей». Ведь бывает, что некоторые из качеств связаны между собой как причина и следствие, и тогда в их связи можно различить всё то, что характерно для взаимоотношений причины и следствия[13]. Бывает, что они соединяются для содействия, помогают друг другу ***** в большей или меньшей степени[14], бывает, что взаимодействуют путём влияния и приёма, т.е. когда некая вещь исходит из одного качества и принимается другим.

Приведу тебе пример[15]: Человек размышляет о чём-то, что видит, и хочет понять смысл этой вещи. Сначала он воспользуется силой восприятия образа и создаст образ этой вещи в своём разуме. Однако теперь, если он не воспользуется другой силой, в его сознании так и останется один лишь образ. Поэтому если он хочет понять, то проснётся в нём сила анализа, и он разложит этот объект на составляющие, а затем снова соберёт их вместе, отделив то, что нужно отделить, соединив то, что нужно соединить, и так пока не получит об этом предмете целостное знание. Все эти операции, безусловно, должны быть проделаны сознанием человека для того, чтобы он постиг изучаемый предмет; и несмотря на то, что операции эти не материальны, а духовны, они должны быть произведены. На этом примере мы видим, что образ, созданный воображением, передаётся силе анализа для продолжения работы. Это соединение качеств путём воздействия и приёма, и это просто.

Мы видим в порядках управления миром, что каждая нижняя ступень является следствием той, которая находится над ней, и нижняя нуждается в верхней; для восполнения нижней ступени необходимо, чтобы некая часть верхней ступени скрыто вошла в нижнюю[16]. Поэтому для нижней ступени мы выделим причину «близкую» и причину «далёкую»[17]. И всё это выверено глубочайшей мудростью с абсолютной точностью. *****

Подведём итог: Всевышний создал виды влияния, выверенные относительно друг друга в свойствах, порядке и иерархии, так что совокупность их всех, каждого в соответствии с его смыслом, и разнообразных связей, которые они образуют между собой в соответствии со всеми иерархиями, существующими среди них, составляют совершенную систему управления, систему, с помощью которой Господь, благословен Он, правит миром со дня его создания и будет править до достижения миром совершенства. И во всём этом мы должны понять, что зависит от порядка иерархии этих видов и от места каждого из них в этом порядке, и что зависит от различий в характере каждого из них. Ведь есть качества и виды влияния, соответствующие образу правления «награды и наказания», которое даёт существование добру и злу, а есть соответствующие абсолютной власти Всевышнего, восполняющей все недостатки[18]. И среди самих качеств «награды и наказания» есть такие, которые соответствуют качеству доброты Его, благословен Он, и есть соответствующие качеству суда, и есть соответствующие взвешенному качеству[19] – и всё это в разных вариантах и в разных сочетаниях этих качеств[20]. Есть виды влияния, соответствующие тьме материальности, механизм действия которых – затемнять и огрублять порождаемое в мире. А есть те, которые соответствуют Б-жественному и духовному свету, действие которых – рассеивать тьму и светить созданным, и есть в этой структуре много уровней, расположенных один над другим400*. И тот, кто хочет понять образ правления Всевышнего настолько, насколько это доступно человеку, должен пристально рассмотреть всё это. Необходимо понять «корни» и «ветви», т.е. виды влияния и порядок их действия, и также их порождения – как в созданиях, так и в событиях, происходящих с созданиями[21]. И общее представление об этом будет у тебя, когда ты тщательно проработаешь всё, что я объяснил тебе до сих пор.

 А главное, что я напомнил тебе – это то, что кроме знания порядка управления с точки зрения действий, происходящих в мире, существует также и знание о разных уровнях созданий: ***** тонких и духовных или грубых и материальных, возвышенных и достойных или низких и незначительных; и все они берут своё начало в различных влияниях, созданных Всевышним[22]. В соответствии с Его совершенством все создания должны были быть одинаково совершенны, достойны и возвышено тонки[23], однако Он создал эти виды влияния, назначение которых – дать возможность появлению всех ступеней и различий, которые мы находим в созданном. Следовательно, все эти различия связаны с вновь созданными влияниями и их порядками. Мы ещё немного поговорим об этом далее.

 А пока того, что я сообщил тебе для понимания одной стороны законов глубокого образа правления «награды и наказания»[24], а именно законов влияния, достаточно. Теперь перейдём к другой стороне – законам принятия.

  1. Сказала душа: До сих пор я слышала вещи великие и ясные, которые, безусловно, удовлетворили меня и вывели из лабиринта многочисленных сомнений, которые сбивали меня с толку. Теперь пришло время выслушать, что ещё ты можешь сказать, дабы дать ответ на все оставшиеся у меня вопросы.

[1] Есть законы, определяющие, каким образом качество добра приводит в действие качество суда, и с этими законами связаны разные формы влияния добра на суд.

[2] «Основы порядков правосудия» – это основные законы, установленные качеством мудрости (хохма), которое судит о вещах «в общем» (концептуально), см. «Клалим Ришоним».

[3] Это – качество «бина» (приблизительный перевод – «анализ») – т.е. способность различать отдельные детали и понимать одно из другого. См. «Клалим Ришоним» *****.

[4] Когда Всевышний показывает пророкам будущее, Он показывает им не только «что» (т.е. вынесенный закон), но и «почему» (т.е. причину вынесения именно такого закона, его корень). И поскольку пророки понимают причины правления, они знают то, чему предстоит развиться из них и произойти в мире.

[5] Исходные причины правосудия (установленные качествами «хохма» и «бина») определяют разные сочетания  «хесед» (добра) и «дин» (закона), качеств, отвечающих за возвышение или принижение созданных, и всё это зависит от «частного провидения» (ашгаха пратит) в соответствии с поступками людей. Однако из того же источника – качеств «хохма» и «бина» – приходит «общее провидение» (ашгаха клалит), которое «не исчезнет никогда», и оно даёт миру постоянную поддержку вне связи с поступками людей, но ради достижения конечной цели (см. «Клалим Ришоним», п.24).

385*  Как объясняется в п.152 и в прим. [38].

[6] Завершая тему путей влияния Всевышнего (следующий пункт посвящён путям созданных, получающих влияние), Рабейну ещё раз подчёркивает, что мы не можем понять саму суть качеств Всевышнего и говорим только о способах, которыми они действуют. И даже в том, что нам дано постичь в Его путях, есть огромная и глубокая мудрость: ***** понять систему отношений между разными образами действия, как будет объяснено в следующем абзаце.

[7] В п.46.

[8] Качества Всевышнего – это не заложенные в Нём свойства и не часть Его сущности, которые обуславливают образ Его действий. Они являются следствием Его желания, т.е. таким образом Он хочет править в силу своей непостижимой для нас Воли, не зависящей ни от каких причин (см. прим.70). И ещё необходимо знать, что качества эти не являются неким «добавлением» к Его сущности, поскольку никакая добавка, присоединение или увеличение не может иметь отношения ко Всевышнему. Весь Он – в простом единстве, непостижимом для нас, без всяких соединений и сочетаний, и это за пределами нашей способности постигать. *****

[9] Порядок восхождения творения к совершенству соответствует порядку, в котором Всевышний задействует свои качества, ступень за ступенью, и это объяснено в пп.88 и 146.

[10] См. конец п.46 и п.194, где объясняется, что мы не постигаем пути действия Всевышнего, поскольку Он не ограничен в средствах, с помощью которых реализует их. Однако мы постигаем следствия Его действий, и по ним мы определяем (называем) пути действия, в соответствии с нашим образом мышления, и таким же образом определяем порядок и порядок иерархии в отношениях между разными путями действия, т.е. между качествами Всевышнего.

[11] Прежде всего мы должны понять свойства и роль каждого качества в отдельности, затем – связь между качествами, т.е. между разными путями правления, и тогда увидим сложный узор взаимного влияния качеств и поймём общие законы правления Всевышнего как цельное явление.

[12] Эта глубокая мудрость, самую верхушку которой Рабейну обнажает для нас в этой книге, подробно объясняется в книгах «истинной мудрости» (каббалы).

[13] Например, качество добра является причиной качества суда – для того, чтобы добро было совершенным. Таким образом, человек получит награду за свои дела, а не просто подарок, к получению которого примешано чувство стыда. Связь между причиной и следствием приводит к тому, что причина ***** «формирует» образ следствия, например, качество добра влияет на наказания, происходящие от качества суда, так чтобы они приводили только к исправлению.

[14] Например, качества суда и добра реализуются во взаимодействии – см. «Путь праведных», конец гл.4, где объясняется, что такое явление, как «раскаяние», происходит из качества добра, хотя качество суда тоже присутствует в нём, поскольку боль сожаления засчитывается как «противовес» удовольствию от совершения преступления. И бывает так, что доля того или другого из названных качеств превалирует в совместном действии.

[15] Пример отношений между «влияющим» и «получающим влияние» – это отношения между качествами «хохма» и «бина». «Бина» принимает от «хохмы» общий (концептуальный) образ явления и конкретизирует его частности.

[16] Нижний край качества, являющегося причиной, «одевается» и скрывается в качество, которое является следствием, например: в страданиях, которые являются проявлением качества суда, можно различить доброту Всевышнего, который смягчает страдания. Однако только «нижний край» доброты одевается и «просвечивает» в страданиях, поскольку совершенное добро приносит только добро, отменяющее страдание.

[17] Другими словами, высшее качество, являющееся причиной нижнего, действует в нижнем посредством своей части, которая «одевается» в нижнее качество как «близкая» (непосредственная) причина, формирующая образ и свойства нижнего качества. С другой стороны, высшее качество действует также и как «далёкая» причина, посредством части, которая возвышается над нижним качеством и не «одевается» в него, и эта, более высокая часть направляет нижнее качество к конечной цели. В соответствии ***** с предыдущим примером, качество «хесед» одевается в наказание как непосредственная причина и тем самым облегчает, смягчает его. С другой же стороны, «хесед» действует и как далёкая, глубинная причина: цель наказания – очистить человека, пробудить его и привести к раскаянию и совершенству, и после этого наказание исчезнет. Это явление невозможно увидеть в самом наказании; оно откроется только в конце, когда люди постигнут его цель.

[18] Это и есть различия, связанные с разницей в сущности качеств: относятся они к правлению награды и наказания или к правлению единства.

[19] «Рахамим»- качество милосердия в суде.

[20] Иногда преобладает качество «хесед» (добро), иногда  «дин» (суд), см. прим.[40].

400* Это различия, связанные с порядком иерархии, и см. выше, в конце п.152 и прим.[38].

[21] Корни – сами качества, ветви – то, что они меняют в сущности созданий и то, что происходит с созданиями из-за действия этих качеств. *****

[22] Все пути правления, во всём многообразии взаимоотношений (т.е. совместных действий) всех качеств, являются также причинами различных свойств человека на разных ступенях преобладания в нём духовности или телесности, см. выше п.152.

[23] Если бы Всевышний влиял соответственно своему совершенству, то не было бы иерархии ступеней среди созданных и их состояния не изменялись бы в разные периоды, а изначально все они были бы одинаково совершенны, обладая самым большим совершенством, какое только доступно сотворённым.

[24] Законы созданных, принимающих (т.е. объектов влияния). *****


http://www.beerot.ru/?p=71764