Даат Твунот — 24 — Порядок принятия влияния Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1762
Ожидание Избавления
  1. Сказал разум: До сих пор мы говорили о влияниях Всевышнего, порождающих всё происходящее в мире. Теперь необходимо объяснить бытие нижних со всеми его изменениями и законами, заложенными в их бытие. И конечно же, ***** это тоже одно из влияний Всевышнего[1], но вместе с тем особенная его разновидность. Другие влияния заключаются в том, что Святой, благословен Он, влияет на созданных; содержание же этого влияния – то, что заложено в сущности созданных, – хотя и это также безусловно зависит от слова Милосердного, Благословен Он. И это влияние тоже следует свойствам других видов влияния, как мы объяснили ранее[2] и ещё будем объяснять ниже. А сейчас мы должны понять следующее: принцип действий, производимых Всевышним в мире, относится к одной категории, а принцип существования созданий, над которыми производятся эти действия, – к другой. И если мы исследуем первый принцип, поймём порядок влияния Всевышнего, а если исследуем второй, постигнем порядок изменения сущности созданий, их возвышений и принижений, и всех аспектов, связанных с этим принципом. Теперь объясним это.

 Я уже говорил, что также и бытие созданий зависит только от слова Его[3], и невозможно никакое существование созданных без волеизъявления и провидения Всевышнего. Если Господь, благословен Он, приостановит это волеизъявление и провидение, то всё сущее мгновенно обратится в ничто, однако от Него исходит сила, поддерживающая существование. Для объяснения этого обратимся к аналогии: так же, как душа поддерживает тело, которое без неё, безусловно, исчезнет (со временем, как структура), – так же и провидение Всевышнего поддерживает всё сущее, которое без него исчезнет. Поэтому мудрецы определили Б-жественное провидение так – «душа для душ»[4]. И я уже говорил, что это отдельное явление, непохожее на  совокупность остальных влияний, которые Он проводит в мир, поскольку намерение, заложенное в этом провидении, – это только бытие сущностей, а не события, происходящие с ними[5]. То, что нам необходимо понять здесь, –  это различия между созданиями и перемены в их бытие, ***** в сторону возвышения или принижения[6], как мы объясняли, поскольку всё это безусловно зависит от слова Его, благословен Он, и происходит согласно законам, заложенным Им в сущность созданий. Создания никогда не возвысятся больше, чем это предусмотрено законом, и не опустятся глубже чем это предусмотрено законом. И теперь попробуем понять то, что возможно, в этом бытие, поскольку оно связано с той силой и тем провидением, которые исходят от Всевышнего, давая созданным бытие[41].

 Главное из творений – человек, а главное среди человечества – община Израиля. Уже сказали мудрецы (Йерушалми, Шабат 6): «Ангелы-служители сидят снаружи, а Израиль – внутри, ведь написано (Бемидбар 23:23): «Тогда будет сказано Яакову и Израилю: что сделал Милосердный?»[7]». Однако необходимо различать две противоположности, присущие человеку. Это то, о чём сказали мудрецы (Ваикра Раба 14:1): «Если он достоин, говорят ему – ты первый среди всех деяний творения; если он не достоин, говорят ему – комар впереди тебя». И это так потому, что нет другого создания, столь подверженного злу, как человек, и у человека есть возможность грешить и бунтовать, а желания сердца человеческого – дурные с юных лет, и всего этого нет ни у одного другого создания. Однако с другой стороны, когда человек исправлен ***** и восполнен, он возносится над всеми и достоин быть причастным ко Всевышнему, а все остальные создания зависят от него, как следует из высказывания мудрецов, упомянутого ранее[8]. И также сказано об Израиле (Мегила 16:1), что они – как звёзды небесные по высоте (возвышения) и как прах земной по глубине (падения). Это значит, что на самом деле постановила высшая мудрость создать человека очень возвышенным и достойным в его истинной сущности, но принизило его сначала так, чтобы зло владело им. Когда человек низок, он ниже всех созданий[9], потому что им владеет зло, которое не владеет другими. Но когда он исправлен – возвращается на высоту своего истинного достоинства, и тогда вознесён выше всех, и достигает ступени, которой не может достичь ни одно другое создание.

И заметь, что цель всего круговорота событий – раскрытие высшего единства, причём само зло придёт засвидетельствовать единство Его, благословен Он, тем, что само обернётся добром: «Возблагодарю Тебя за то, что гневался Ты на меня» (Йешаягу 12:1), – как я уже объяснил ранее[10]. Это происходит именно в силу того, что сначала сущность человека принижена, и зло владеет им. А когда он исправляет себя и возвышается, тогда обращает зло в добро, поскольку само злое начало служит причиной его заслуги и оказывается, что испорченность человека – это его исправление. Ведь если бы он всегда пребывал в возвышенном состоянии, так, что зло не имело бы к нему отношения, тогда бы не принадлежало ему исправление, происходящее при обращении зла в добро, а это исправление – главное в восполнении творения.

Всевышний создал сущность человека на самом деле великой, но не сделал это достоинство его принадлежностью так, чтобы он владел им  постоянно. Вместо этого Он сделал человека подобным луне, ***** которая затемнена и нуждается в получении света от солнца, и тогда она светит. Так и человек: достоинство его не в его собственной силе, оно возникает из-за причастности к Всевышнему, который осветит человека светом лица своего, и тогда тот будет восполнен[42].

Устремление всех порядков влияния Всевышнего обращено к народу Израиля, в котором сосредоточены все намерения Творца. Как сказано (Псалмы 40:6): ): «…для нас чудеса Твои и замыслы», – поэтому порядки влияния Всевышнего и порядки существования Израиля параллельны. И для каждого из созданных порядков влияния установлен соответствующий этому порядку аспект причастности народа Израиля ко Всевышнему, в соответствии с определённым возвышением, приготовленным для Израиля[11].

 Однако ты должна знать великий принцип, движущий служением, возложенным на человека. Все созданные зависят от Создавшего их, и нет в них ничего, кроме того, что они от Него получают, поэтому они не хозяева своих действий и поступков, и все их действия неизбежны в соответствии с тем влиянием, которое они получают. Только у человека есть уникальная привилегия ***** свободного выбора и возможность действовать по собственному желанию, без принуждения. Это то, что сказали мудрецы (Брахот 33:2): «Всё в руках небес, кроме страха перед небесами». Следует отсюда, что хотя человек, конечно, и зависит от Создателя, как другие создания, но в том, что касается его служения, он полностью независим от Создателя, но зависит лишь от собственной воли. И это смысл высказывания: «Всё в руках небес, кроме страха перед небесами». Сами души, до того как они спускаются в тела, не отличаются от других созданий и полностью зависят от Создателя, поскольку в изначальном состоянии у них нет миссии, связанной с выбором[12]. Выбор появляется после того, как душа спускается в тело, и здесь в вопросах служения она зависит только от себя, но не от Создателя. Однако во всех остальных аспектах человек, безусловно, целиком и полностью зависит от Создателя, как сказано: «Всё в руках небес…».

 Посмотри, какой великий почёт оказывает Создатель праведникам – Он считает их своими партнёрами! Как сказали мудрецы: (Зоар I, 5:2): «Народ Мой ты – со Мной (вместе) ты». Ибо в самом деле, Всевышний оставил праведникам долю в исправлении мира и в развитии Творения, как мы уже объясняли. Получается, что исправление Творения как будто поделено между Всевышним и праведниками и осуществимо только совместно. И народ Израиля, говоря нашим языком, близок к Создателю, как жена близка к мужу. И поскольку есть у народа Израиля доля в исправлении мира, он имеет право голоса перед Всевышним и может поднять голову, в отличие от «того, кто ест чужое (не заработанное) и стыдится посмотреть в лицо (дающему)»[13] (Йерушалми, Орла 1:3), а наслаждается присутствием Всевышнего в радости и с поднятой головой. Это недоступно душам до того, как они приходят в тело в этом мире – до этого они подобны рабам, которые берут и следуют вслед за хозяином. Конечно, и тогда они (души) часть Всесильного и причастны к Нему, но есть у них стыд получающих милостыню.

 Красивую притчу произнёс на эту тему Рашби, говоря о тех, кто молится Всевышнему. Так сказал он: «Есть тот, кто подобен рабу, который не очень любим царём, ***** и из-за спины царя подаёт он голос, дабы попросить у него что-либо. Царь прикажет, чтобы выполнили просьбу раба, однако не повернётся к нему лицом и не взглянет на него. А есть раб, который любим царём, и царь приветливо примет его, и будет смотреть на него и говорить с ним, сколько потребуется». Это то, что сказано о Моше и Израиле: «Лицом к лицу говорил Всевышний» (Дварим 5:4); «И говорил Всевышний с Моше лицом к лицу, как говорит человек с товарищем» (Шмот 33:11); и подобное этому сказано в благословении коэнов (Бемидбар 6:25): «Осветит Всевышний тебя своим лицом». Однако в другом месте сказано (Шмот 33:23): «И увидишь ты спину Мою, а лицо не увидишь». И это естественно – близкие, обращаясь друг к другу, с любовью обращают друг к другу лица, и это показывает их близость. А двое, которые удаляются друг от друга, обращают свои лица в разные стороны. Потому что лицо всегда демонстрирует обращение, а поворот затылком – удаление. Эти образы относятся к причастности нижних к Господу, благословен Он[14]. Когда они исправлены до подобающей им степени, то причастны к Господу великой связью и соединены с Ним любовью, как близкие, обращающие лица друг к другу. Однако если не достигнут этой ступени и не будут готовы – конечно же, Всевышний будет поддерживать и терпеть их, ведь в любом случае души – часть Всесильного, и они постоянно связаны с Ним, их источником и корнем; но будут они не с лёгким сердцем и поднятой головой, а как двое, отвернувшихся в разные стороны. Это свидетельствует об отдалении, поскольку каждый обращён к себе, а не к товарищу, и тогда души поддерживаются Всевышним как не очень любимая вещь. И также они стыдятся обернуться к Нему, посмотреть на Него, а Он не обращает своего лица к ним[15]. ***** Однако когда души будут исправлены, тогда они и Всевышний будут смотреть друг на друга с любовью, как сказано (Песнь Песней 2:14): «Покажи мне лицо твоё… лицо твоё прекрасно!».

 И теперь из того, что мы выяснили здесь, ты поймёшь: несмотря на то, что наверху, несомненно, нет тела, однако есть виды провидения и влияния, которые мы образно называем «лицом», и виды провидения, называемые «спиной». Как сказано: «И увидите Мою спину, а лицо не увидите». И понятно, что значение видов влияния, называемых «лицом», будет таким же, как значение лица человека – в том, что обращение лица к кому-то показывает близость и любовь. А «спина» – виды провидения, подобные спине человека, которая демонстрирует удаление. И согласно этим двум качествам мы будем различать близость или отдаление между Израилем и Всевышним[43].

 И ещё мы должны знать, что, несмотря на то, что народ Израиля со своей стороны уже готов служить Всевышнему[16], и уже действует по своей воле, без принуждения, как мы уже объяснили, – сила, позволяющая им достичь в этой работе результата, дана им только из рук Всевышнего. Это то, что получил Израиль в момент дарования Торы и что постоянно поддерживается и обновляется в каждом еврее[44]. И именно это разделяет тех, кто делает нечто, потому что им так заповедано, и тех, кто делает несмотря на то, что не заповедано. Человек, которому заповедано, обладает силой, предоставленной Всевышним, ***** которая позволяет ему делами своими совершать необходимые исправления в Творении, и нет этого у того, кому не заповедано[45]. Доказательство тому – кэуна (священничество). Коэн, который выполняет своё служение в Храме, исправляет весь мир; однако если то же самое сделает «чужой» (простой еврей) – осквернит Храм и заслуживает смерти. Более того, сам коэн, если он нёс службу без соответствующих одежд, считается «чужим». Потому что всё зависит от высшей силы – права, переданного Царём[17], которое есть только у того, кому дана заповедь. Однако эта сила не может быть передана тому, кто сам по себе не готов принять её. Заповеди не были даны ни животным, ни ангелам, но только сыновьям Израиля, которые были приготовлены к этому изначально[18].

 И заметь – именно так поступил Всевышний с евреями на горе Синай. Не дал Он им всю Тору во время той стоянки, но была общая подготовка к  исполнению заповедей в целом[46]. И сначала Всевышний предоставил Израилю все отличия и достоинство людей, назначение которых – служить своему Создателю. Ведь вначале человек был низвергнут со своей высоты и отдан под власть дурного начала, и был он подобен скотине. А когда пришли они к Синайской горе, дал им Всевышний всё достоинство, положенное им, восполнив их сущность так, чтобы у них была сила служить Ему. И тогда Он приблизил их к себе с любовью. Это смысл сказанного в Агаде: «Приблизил нас (к Себе) перед Синайской горой»[19], и также того, что мы говорим каждый день: «И приблизил нас к Своему великому имени». И в любви своей сделал Всевышний Израиль причастным к Себе, и тогда впервые дал им силу исполнять все заповеди, и сделал так, чтобы результат их служения дал добрый плод, необходимый для исправления Творения. Это то, о чём написано (Шмот 19:6): «И вы будете Мне для работы Священниками и святым народом». И с тех пор остался Израиль выделенным среди всех народов, и он увенчан высшей способностью: соблюдать заповеди, исправляя этим всё Творение. И сила эта постоянно обновляется и не уйдёт ***** от Израиля. Как сказано (Дварим 27:9): «В этот день стал ты народом»[47] — это значит, что человек обязан смотреть на себя так, как будто он получает Тору на горе Синай (Псикта Зута, Ваэтханан 6:6, комм. на стих «То, что Я заповедую тебе сегодня»). Поскольку всё это приобретение обновляется для Израиля день за днём, каждая вещь в своё время423*.

[1] Созданные существуют только благодаря волеизъявлению Всевышнего, обновляющемуся каждое мгновение, поэтому их бытие – это одно из влияний Всевышнего.

[2] Созданные и их свойства получают своё существование от порядков правления Всевышнего (т.е. из порядков Его влияний), и поэтому они «параллельны» (в каком-то смысле аналогичны) им. См. п.148 и прим. 354.

[3] Высказывание (слово) Всевышнего – это Его постоянное желание, открытое нам в момент Творения, оно (это желание) конкретизировано для нас в десяти речениях (которыми был создан мир), и это желание также поддерживает существование мира каждую секунду (подробное объяснение см. выше в прим.[17]).

[4] Объяснено далее в п.160.

[5] В провидении Всевышнего есть аспекты, которые определяют то, что происходит с созданиями, но здесь идёт речь о тех аспектах провидения, которые создают само ***** бытие и существование созданий с их законами и свойствами и поддерживают их существование каждую секунду.

[6] Разница между состояниями созданий в разные периоды – когда преобладает духовность либо материальность.

[41] Это влияние, являющееся «корнем» (источником) нижних, называется «малхут» (царство), оно представляет собой женское начало, воспринимающее влияние, т.к. оно – корень созданных, которые принимают влияние Всевышнего. Все возможности возвышения и понижения созданных заложены в этом их корне. Поэтому если мы поймём все аспекты этого корня, то поймём этапы и формы возвышения и принижения Израиля, важнейшего среди созданных, как объясняется далее. Так говорит Рабейну в «Клалим Ришоним»: ««Нукба» (женское начало) – это суть бытия нижних, воспринимающих всё происходящее… и суть возвышения и понижения её и её многочисленные состояния – основа изменений в состоянии нижних. Главный среди нижних – Израиль, и, следовательно, нукба – истинный корень всего происходящего с Израилем, а остальные создания следуют за ним». *****

[7] Другими словами, ангелы являются «внешними» по сравнению с Израилем, т.е. инструментами, помогающими ***** Израилю в служении Всевышнему. А Израиль – это смысл и главное звено в Творении, и ему передана цель Творения.

[8] Поскольку все создания, включая ангелов, – это инструменты и средства для служения Израиля Всевышнему, все они зависят от Израиля, и все их подъёмы и спуски, и увеличение или уменьшение влияния Всевышнего на них зависят от Израиля.

[9] Всевышний принизил человека в начале создания так, чтобы ему «грозил» выбор в пользу зла (т.е. чтобы этот выбор стал принципиально возможен). Когда человек выбирает зло, зло усиливается и приобретает власть над ним, и тогда человек опускается всё ниже и ниже и превращается в самое низкое из всех созданий.

[10] См. выше, п.54 и конец п.118. *****

[42] Человек получает совершенство от Всевышнего. Служение его заключается в том, чтобы сделать себя пригодным для причастности к Всевышнему, и тогда будет излито на него совершенство от света лица Всевышнего. Это – дополнительное объяснение к тому, что объяснено в п.70 и 72 относительно проблемы, поднятой в п.30 – откуда у человека сила восполнить недостатки, если он создан с ними? Согласно сказанному здесь, человек не создаёт совершенство, а только готовит себя к получению излияния совершенства от Всевышнего. Поэтому Израиль уподобляется луне, принимающей свет от солнца, иногда больше, иногда меньше, – так и Израиль получает всю свою духовную сущность от света лица Всевышнего в соответствии с тем, как он готовит себя к этому. *****

[11] Все «раскрытия» со стороны Всевышнего направлены к Израилю, и параллельно каждому из раскрытий заложена в душах Израиля возможность получить их посредством причастности к Всевышнему. Таким образом, ступени подъёма Израиля упорядочены в соответствии с разными ступенями раскрытий, исходящих от Всевышнего. Это показывает важность Израиля – то, что каждое из влияний Всевышнего предназначено им. *****

[12] До того, как души спускаются в тела, они наслаждаются светом Всевышнего как ангелы, однако это «бесплатный» подарок, «хлеб стыда».

[13] См. выше, п.18. *****

[14] В «Клалим Ришоним» объясняется, что есть множество уровней того света, которым освещает нас Всевышний, и в том, насколько мы обращены к Нему. Состояние совершенства – это когда Он светит для нас полным светом, т.е. влияет на нас открыто и совершенно, а мы обращаемся к Нему без стыда, полностью выполнив свою миссию. А бывает так, что мы не обращены к Нему, а Он не обращён к нам, и бывает так, что мы обращены к Нему, но ещё не достойны того, чтобы Он обратился к нам, согласно словам Рашби, приведённым выше. И ещё есть промежуточные ступени.

[15] Иногда Всевышний поддерживает существование души даже в состоянии, когда она не достойна Его влияния. Это происходит потому, что душа – часть Всевышнего. Однако тогда она получает ограниченный свет, и получает его со стыдом. Это подобно людям, которые находятся в ссоре и поворачиваются друг к другу спиной, однако в любом случае некая близость между ними существует. Ранее объяснялось, что подобное состояние имеет место ***** до того, как душа спустилась в тело, поскольку тогда она наслаждается светом Всевышнего как подарком, и есть в этом стыд и недостаток любви Всевышнего к ней, т.к. она ещё не приблизилась к Всевышнему своими делами.

[43] Лица Крувим (Херувимов) на крышке ковчега, обращенные друг к другу или повёрнутые в разные стороны, свидетельствовали о состоянии близости или отдаления между Израилем и их небесным Отцом (см. Баба Батра 99:1 и «Нефеш а-Хаим», врата 1, гл.8).

[16] См. далее прим. 422. *****

[44] На горе Синай Всевышний вложил в наши души способность исполнять заповеди и с их помощью создавать в нас и в мире духовность, и это сила обновляется в нас каждый день и каждую минуту, как будет объяснено далее. Человек, задумавшийся об этом, растворяется в  чувстве благодарности Всевышнему, поскольку он понимает, что его доля в духовности, создаваемой исполнением заповедей, ничтожно мала, – ведь главной первопричиной служит вечная доброта Всевышнего. *****

[45] Тосфот в Кидушин (31:1) объясняют, что делающий нечто потому, что ему так заповедано, более велик, так как он больше переживает о том, чтобы не ошибиться и не нарушить. Рабейну объясняет здесь другой аспект – он (тот, кому заповедано) более велик потому, что только тому, кому дана заповедь, дана также и сила создать великие следствия её исполнения.

[17] Право, дарованное Царём.

[18] Другими словами, есть в этом два аспекта: а) только еврейская душа по сути своей готова и способна исполнять заповеди; б) Всевышний каждую минуту даёт ей практическую силу для исполнения заповедей.

[46] Поэтому мы относим получение Торы именно к откровению у Синайской горы, несмотря на то, что только часть заповедей была дана там, а другие были даны в своё время, в «шатре собрания». *****

[19] Это само по себе достоинство, предшествующее достоинству «дал нам Тору». *****

[47] Здесь поймём сказанное мудрецами: ««И будут вещи эти, которые Я заповедую тебе сегодня…» – не будут в твоих глазах как старая (вчерашняя) новость (объявление Царя), а как свежая, узнать которую все стремятся» (Раши, Дварим 6:6). Поскольку каждую минуту мы заново обретаем возможность и силы для исполнения Торы. *****

423* См. далее прим. 444.


http://www.beerot.ru/?p=71765