Даат Твунот — 32 — Сотворение нечто из ничего

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2222
Его воле
  1. Сказала душа: Можно ли понять механизм творения – как из «ничего» появляется «нечто»?
  2. Сказал разум: Каким образом действует Святой, благословен Он, мы постичь не можем, и ты это уже знаешь[1], т.е. невозможно понять механизм Его действий. ***** Однако вопрос, который нам позволено задавать – на что Он воздействует и в каком порядке. И теперь я отвечу на твой вопрос. Материя, которую создал Святой, благословен Он, – это совершенно новое явление, созданное непостижимыми возможностями Всевышнего, и для нас невозможно понять, как Он создал её. Мы можем понять, однако, в каком порядке Он действовал, её создавая, поскольку понимая это, мы понимаем только иерархию Его действий.

Скажем так: возможность создания материи, безусловно, всегда присутствовала у Всевышнего, и её появление было предопределено[2], ведь не можем же мы считать, что произошло какое-то изменение или нечто добавилось ко Всевышнему, как будто появилось то, чего ранее не было вообще. То есть созданию материи предшествовало желание её создать[3], однако это нельзя назвать даже потенциальным существованием мира, поскольку нет никакой связи между простой сущностью Всевышнего и Его созданиями[4], и любые определения, относящиеся к созданным, не имеют отношения к сущности Его, благословен Он[5]. Только тогда, когда Он непосредственно захотел создать материю, создал Он виды влияния,  свойствами которых было привести к появлению материи, и у них есть отношение к материи[6], поскольку такими Он создал их – в рамках,  подходящих для того, чтобы появилась материя. Как я уже сообщал тебе,  эти виды влияния следуют один за другим в порядке понижения, ***** и непосредственной причиной существования материи может быть назван только последний вид влияния, низший из всех[7], и это я также объяснял тебе ранее[8].

 Выходит, с момента, когда было создано первое влияние, его сущность уже предусматривала создание материи; можно сказать, что материя была включена в него (это влияние). Ведь создание материи – свойство этого влияния, и благодаря ему материя была создана. Однако это всё ещё косвенная, далёкая причина, поскольку суть этого влияния намного более возвышенна, чем необходимо для появления низменной материи. Второе влияние является более близким к материи, и в свойствах его появление материи ближе, чем в свойствах первого влияния. И так далее, во всех влияниях, которые были созданы ради появления материи, и из последнего из них материя появилась фактически. Первое влияние – это не что иное как суть материи, однако оно находилось под слишком сильным влиянием Всевышнего[9]. И второе влияние – это также суть материи, но оно находится под влиянием меньшей силы, чем первое[10]. Поскольку все влияния – это сущности, посланные и излитые Творцом, благословен Он, то с того момента, как сущность «отослана», и до того, как она реализовалась, она называется влиянием[11]. А когда цель этого влияния материализуется и станет одним из созданий, тогда она будет называться «следствием» (порождением)[12]. И выходит, что влияния и их порождения – по сути своей одно и тоже, однако влияния относятся к провидению Всевышнего, ***** а порождения – это сами сущности, рождённые провидением[13]. Однако природа провидения неизвестна нам, как и природа других Его качеств, как, например, Его знания, памяти, милосердия, поскольку все они не являются внешними по отношению к Нему, в отличие от нашего знания, памяти и милосердия. Однако мы постигаем виды провидения с точки зрения их воздействия, а их воздействие – не что иное как создание сущностей[14] и «отсылка» их бытия и их сути от Него, благословен Он[15]. Этого достаточно для ответа на твой вопрос.

  1. Сказала душа: Я радуюсь моей доле, тому, что получила от тебя великие и глубокие знания и утвердилась в истинной и совершенной вере во всё то, в чём должен быть твёрд каждый последователь веры Моше и Израиля, и да пребудет Мир с Израилем.

Благословен Всевышний вовеки веков.

Омейн, Омейн!

Дпб

13, Иов 23:13 «И Он один, и кто противостоит Ему!?». БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ! См. Раши и Таргум

30, Ишая 2:3 «И пойдут многие народы, и скажут: «Пойдём, поднимемся на гору Всевышнего … и научит Он нам своим путям, и пойдём Его дорогами»»

40 Пс. 40:6 «Многие чудеса сделал Ты, Господь, Всесильный наш, для нас чудеса Твои и замыслы»

58 Ишая 11:9 «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей, потому что наполнится земля знанием»

88 Пс. 30:8 НЕ ПОНЯЛ без изменений

105 Малахи 3:1 если ушли сломлёнными от Господа Воинств Таргум, Мецудат

110 Псалмы 49:13): БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

111 (Берейшит 1:26): «По образу нашему, подобно нам

123 Эйха 3:6 Во тьме оставил меня, как умерших навечно

125 Ишая 58:11 и укрепит кости твои».

140 Ишая 51:4 БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ! См. Радак

145 Шмот 19:9 Ради того, что бы услышал народ Мой разговор с тобой, и в тебя поверил навечно»

176 Эйха 1:6 И пошли без сил, [уходя] от преследователя

177 Шмот 34:23): «Предстанет каждый мужчина перед лицом господина, Всесильного  Б-га Израиля». Дварим 12:5): «Обитель Его будете искать и придёте туд

178 Малахи 2:7 и будут просить Тору из его уст

179 Ишаягу 59:2 Только гр

186 Пс 90:15 «Радуй нас соответственно [тем] дням [когда] притеснял нас

[1] Выше, в конце п.46. *****

[2] = Ему уже было суждено появиться.

[3] См. в начале п.116, там объясняется, что у Всевышнего всегда было желание и возможность создать Творение.

[4] Так же как сущность Всевышнего «проста», т.е. не имеет границ и разделения на составляющие, и поэтому её невозможно определить и описать, – так же невозможно определить всё отношение сущности Всевышнего к Творению. И нельзя сказать, что Его способность создать Творение мы определяем как «Творение в потенциале», поскольку это описание отношения.

[5] Выше, в п.116, Рабейну объяснил, что понятия «потенциально» и «фактически» тоже созданы, поэтому они хороши (верны) только внутри Творения и по отношению к нему. Поэтому нельзя сказать, что до акта сотворения Творение существовало в потенциале.

[6] Первопричины, созданные для того, чтобы в конце цепи появилась материя, содержали в себе материю «в потенциале». *****

[7] Только последняя причина, образовавшаяся как последний этап в цепи причин, предшествующих ей, создаёт материю в реальности. И так объясняется далее.

[8] В п.132.

[9] Уже первопричина содержала в себе влияние, рождающее материю, ведь в конце она появилась. Однако сама по себе причина ещё была тонкой, духовной, и её достоинство было очень высоко по отношению к материи, которая реализовалась в конце.

[10] Второе влияние, возникшее как следствие первого влияния, было образовано с меньшей силой, т.е. с духовной силой, занимающей вторую ступень. Поэтому оно (2-ое влияние) не так чисто и в чём-то ближе к материи.

[11]Рабейну подчёркивает, что здесь мы занимаемся влияниями, «посылаемыми Им», а не самими созданиями, у которых есть собственное бытие. Эти влияния были созданы в начале (и называются «мир Ацилут»), как объясняется в п.114 и прим.199, затем были созданы «отдельные» (т.е. обладающие собственным бытиём) создания в мирах Брия (Творения), Йецира (формирования, образования) и Осия (действия).

[12]Влияния – это причины, реализующие свои порождения – создания, ***** которые «существуют», т.е. у которых есть собственное, отдельное бытие, и это отличает их от путей влияния, которые представляют собой «раскрытия» Всевышнего (т.е. не существуют отдельно от Него).

[13]Пути правления и создания рассматриваются здесь вместе, поскольку они симметричны друг другу: из каждого влияния возникает соответствующее создание, аналогичное ему.

[14]Действие провидения – это создание сущих, т.е. создание материи и построенных из неё созданий.

[15]Общий итог: о путях правления и провидения Всевышнего можно судить только по их отношению к созданным, т.е. по их отражению в созданных ими созданиях. С помощью созданий мы поймём образы правления, ведь это причины, посредством которых происходит «отсылка бытия и сути созданиям от Всевышнего». Однако нам недоступно понимание того, как возникли создания, «нечто из ничего», посредством этих причин, поскольку наш путь постижения – «от позднего к раннему», т.е. глядя на создания, являющиеся следствиями, мы понимаем, что Всевышний создал для них причины. Но понять, как эти причины действуют, мы не можем (см. выше, конец п.46). Поэтому не в наших силах постичь процесс «от раннего к позднему» — т.е. как из ничего возникло нечто, поскольку это не отражено в созданном объекте.


http://www.beerot.ru/?p=71783