Тора Израиля и посланники Сатана

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2073
силы зла

В качестве небольшого введения приведу одну историю, связанную с событиями Пурима. Когда, в связи с опасностью, грозящей евреям, Мордехай объявил трехдневный пост, в течение этого поста он учил Тору со своими учениками и, в частности, тему приношения Омера. Аман в это время искал Мордехая, чтобы по приказу Ахашвероша облачить его в царские одежды, и застал его в доме учения. Аман поинтересовался, чем они занимаются. Уже предвидя свой крах, он сказал, что эта учеба перевесила взятку Ахашверошу за уничтожение еврейского народа (Эстер, 3:8-6:14; Мегила,16а). Важно обратить внимание, что Аман понял, что причиной его падения является изучение Торы евреями.

В связи с этим вспомним недельную главу Торы Ки Тиса. Раши в своем комментарии там отмечает: когда Моше рабейну после получения Торы народом Израиля поднялся на гору Синай, чтобы вернуться со скрижалями завета, Сатан внес смуту в еврейский народ, показав на небесах носилки — якобы с телом Моше. В итоге, евреи не выдержали это испытание, и под влиянием эрев рав сделали золотого тельца, которому начали поклоняться, сопровождая это плясками. Моше рабейну знал о нарушении только что полученной Торы еще до того, как спустился со скрижалями с горы Синай. Но скрижали он разбил только тогда, когда, спустившись, увидел радость и пляски, которыми это сопровождалось (Шмот, 31:18-32:20). И эти первые скрижали, а также тот уровень постижения Торы, который мы должны были обрести вместе с ними, были тогда утрачены. В переносном Храме, а позднее в Храме, построенном царем Шломо, в ковчеге Завета хранились лишь осколки тех скрижалей.

Постараемся понять, что произошло. Именно в тот момент, когда народ Израиля готовился начать изучать Тору после ее принятия, Сатан вносит страшнейшую смуту, ставшую причиной греха золотого тельца. Все беды еврейского народа, включая сегодняшние, являются, в частности, искуплением этого греха. Нужно отметить, что Сатан ничего не может сделать без разрешения Всевышнего. В данном случае Всевышний хотел, чтобы наш народ удостоился Торы через испытания. Однако Сатан не лишен свободы выбора, и выбор его был в том, чтобы осуществить собственное желание навредить еврейскому народу. Причиной его инициативы именно в этот момент было то, что никто лучше Сатана не понимает, что изучение и исполнение Торы изживает его из этого мира. Для него это буквально пикуах нефеш (опасность для жизни), поэтому он вышел на войну.

Аналогичная история связана с великим Аризалем. У него было особое служение, целью которого было приближение прихода Машиаха. И, видимо, сделать это было в его силах. Рассказывают, что к нему явился сам Сатан и предупредил, что если Аризаль не прекратит это служение, то Сатан обратит все свои силы на войну персонально с ним. И эта угроза побудила Аризаля отказаться от этого служения.

Для нас сейчас важно то, что не только Сатан, но и его добровольные посланники в этом мире понимают, как опасно для них занятие Торой народом Израиля. В течение всего периода существования Советской власти одним из самых тяжких преступлений было обучение детей Торе. За обучение детей Торе отправились в лагеря очень многие праведные евреи в советской России. В нацистских лагерях «преступлением» евреев была молитва. Тех, кого заставали за молитвой, убивали.

Это объясняется очень просто. И коммунисты, и нацисты были буквально посланниками Сатана, причем посланниками добровольными. Точно так же, как праведник становится носителем Шехины (присутствия Всевышнего), так и наши великие ненавистники становятся носителями сил зла. Причем Сатан и его посланники хорошо понимают смысл изучения Торы еврейским народом, и опасность этого для них самих, а если не понимают, то ощущают животную ненависть ко всему святому. Именно поэтому носители сил зла борются со всем святым, включая Тору.

К нашему сожалению, хорошо известно, что этими носителями могут быть и евреи. Так было во времена Маккавеев, воевавших с евреями-эллинистами. В Германии реформисты доносили властям с целью закрытия ешив. В России инициатива закрытия царским министерством просвещения Воложинской ешивы исходила именно от евреев, отошедших от Торы. Низость падения приводит человека в ряды посланников Сатана независимо от того, еврей он или нееврей. И в качестве посланника Сатана такой человек будет бороться с Торой, поскольку от изучения Торы еврейским народом зависит все исправление мира.

В Шаббат Захор перед Пуримом читают отрывок главы Ки Теце книги Дварим: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек» (Дварим, 25:17-19). Речь идет о событиях, описываемых в недельной главе Бешалах: «И пришел Амалек, и воевал с Исраэлем в Рефидим (ברפידים) (Шмот, 17:8). Амалек здесь приходит перед получением Торы еврейским народом. Объясняют наши мудрецы: рефидим – это рафу ядаим (ослабли руки) от Торы (Мидраш Танхума, 3).

Но есть еще одно объяснение. Раши в своем комментарии на первые строки Торы пишет, что приставка ב в слове Берешит может означать и цель, то есть «для (ради) чего-то» (Берешит, 1:1, Раши там). Таким образом, слово ברפידים с той же приставкой можно объяснить следующим образом. Амалек пришел для ослабления рук Израиля в изучении Торы. Он был посланником Сатана, который хорошо понимал, что грядущее принятие Торы станет ударом по нему. Поэтому Сатан послал Амалека, своего материального посланника, для войны с народом Израиля.

Есть также известная история о том, как пришли филистимляне воевать с народом Израиля во время царствования Шауля. И их богатырь, Голиаф, поносил евреев утром и вечером, вызывая их на бой (Шмуэль 1, 17:16). Объясняют наши мудрецы, что «утром и вечером» – это время чтения Шма народом Израиля, чему и хотел воспрепятствовать Голиаф. Ведь он был посланником сил зла, которые хорошо знают, что принятие еврейским народом на себя власти Небес (в чем и есть суть чтения Шма) ослабляет их силы.

Теперь мы можем попытаться понять, что происходит сегодня с нами и окружающим миром. Эпидемия коронавируса, охватившая мир, безусловно является Б-жественным испытанием и наказанием. Но у всякого такого наказания есть конкретные исполнители, которыми являются силы зла. Причем силу им дают наши грехи. Первым последствием эпидемии стал всеобщий страх. Вторым тяжелым для нас ударом стало закрытие ешив, хедеров и синагог. Рав Хаим Каневский, безусловно не пренебрегая человеческими жизнями, говорил, тем не менее, что прекращение изучения Торы более опасно для еврейского народа по своим последствиям, чем сама эпидемия. От этого удара мы и сегодня еще не оправились. Здесь нужно внести ясность. Само закрытие ешив и синагог в тот момент было, возможно, частично оправдано реальной эпидемиологической обстановкой в стране. Однако злорадство, которое вызвало это событие у некоторых политических сил, четко определяет их место в борьбе сил добра и зла.

В израильской политической клоаке есть партии, основным лозунгом которых является подрыв изучения Торы. Девять лет назад это были партии Нафтали Беннета и Яира Лапида, заключившие между собой союз против Торы. Их лозунгом тогда был призыв в армию учащихся ешив. Этому был придумано множество обоснований. Настоящей же причиной этого было то, что они стали посланниками сил зла, целью которых является подрыв изучения Торы. Сегодня флагманом этого процесса стала партия Либермана. Есть мнение, что он не идейный противник Торы и мира ешив, а конъюнктурщик, использовавший в своей предвыборной программе «модные» среди определенной части населения лозунги. Даже если это изначально было так, на сегодняшний день он уже окончательно превратился в ненавистника мира Торы и, фактически, в посланника Сатана. Вся его сегодняшняя деятельность в качестве министра финансов направлена на сокращение деятельности ешив и колелей путем нанесения ущерба евреям, изучающим Тору.

Либерман не единственный, кто действует сегодня в этом направлении. При этом есть вещь, которую эти люди не понимают: они рубят сук, на котором сидят. Ведь возможность противостоять арабскому миру дает народу Израиля исключительно Тора и завет со Всевышним. Это наше самое сильное оружие. Подрыв этого завета приведет к страшным последствиям. И это – продолжение темы недельной главы Ки Тиса: подрыв Торы духовными наследниками Сатана на протяжении всей истории еврейского народа. Силы зла пытаются подорвать нашу силу, которой является коль Яаков – голос Яакова, голос Торы, голос молитвы.

Сегодня нам необходимо всеми силами укрепиться в изучении Торы и в молитве. Это наше истинное оружие против всех наших ненавистников. Нам нужно молиться за то, чтобы те из них, кто еще не окончательно превратились в наследников Сатана, раскаялись и стали истинными евреями. Месяц Адар – благоприятное время для противостояния народа Израиля нашим ненавистникам из окружающих народов и евреев, оставивших Тору. Сейчас в месяце Адар нам нужно умножить радость от того, что нас не смогли победить наши ненавистники, а также укрепить себя в радости изучения Торы и в радости молитвы. Ведь возможность молитвы Всевышнему и принятие им наших молитв – это большая радость. А молитва в состоянии депрессии – не та молитва, которая нужна Ему.

Сказано, что в месяце Нисан должно прийти окончательное избавление еврейского народа. И дай Б-г, чтобы мы в этом Нисане удостоились избавления от наших ненавистников, как это уже было с нашим народом в Нисане и Адаре в прошлые времена.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=87239