Игерет Мусар — продолжение

Дата: | Автор материала: Рав Исраэль Салантер

1507

Начало

На самом деле зло человека на земле велико, и нет того, кто искал бы справедливости. Никто не посвящает регулярно время, чтобы постичь Б-гобоязненность, никто не черпает воды мудрости из той веры, что таится в глубинах наших сердец, дабы расширить и укрепить ее, дать ей силу и мощь, возложить на нее задачу властвовать над всеми частями человеческой натуры, чтобы они не разрушали границ этой веры, и поступали по законам Торы. В этом и заключается второй вид грехов. Нет подобного в повседневной жизни. Нет такого человека, над которым нависли бы несчастья, а он не нашел бы времени поразмыслить, как уберечься от них. К тому же, вожделение не является причиной этого вида грехов. Парадоксален этот тип грехов, и название его необычно: пренебрежительное отношение к постижению Б-гобоязненности и предупреждениям о наказании. Такие грехи не могут относиться к категории первого типа, ибо только лишь вожделение не может являться их причиной. Их природа — сила духовной скверны, окутывающая человека и склоняющая его к греху. Наиболее сильное влияние она оказывает на человеческую речь, «ведь в чем польза злословящему?» (Об этом спрашивают наши благословенной памяти мудрецы в трактате Арахин 15; т. е., от злословия нет никакой пользы и материального удовольствия.)

Понимание этих двух категорий греха согласует два определения того, что есть дурное, и что есть хорошее побуждение?

Один подход к этому вопросу известен: согласно нему дурное побуждение, это сила духовной скверны в человеке, приводящая его к нарушениям, а доброе побуждение, это сила святости в человеке, ведущая его к добру. Это подход большинства великих мудрецов. Второй подход состоит в том, что дурное побуждение — это сила вожделения, отражающая все сиюминутные желания человека, требующая их удовлетворения и побуждающая человека любить их. А доброе побуждение — это трезвое, прямое мышление, с помощью которого можно предвидеть будущие последствия. Это страх, трепет пред Б-гом, благословенно Имя Его, страх перед безмерно тяжкими наказаниями, [это мышление], избирающее полезное, укрощающее вожделения, чтобы возвыситься, в конечном итоге, до уровня удивительных наслаждений, великолепие которых не описать никакими словами.

Мы постоянно наблюдаем, насколько различны деяния людей. Каждый отдельный человек склонен к определенному роду грехов: есть такие, у которых основной грех — уклонение от изучения Торы, а не уклонение от пожертвований, или скажем, нечестность в торговых сделках, а бывает и наоборот. И также во всех грехах люди отличаются друг от друга. Если дурное побуждение является только силой духовной скверны, соблазняющей нас, почему же эта скверна не окутывает всех людей в одинаковой мере (если не всматриваться в высшие корни их душ)? Но если мы скажем, что дурное побуждение — это сила вожделения, то это понятно, так как вожделение человека зависит от совокупности факторов, сформировавших его качества (рождения и формирования его личности, его интересов и особенностей того времени), а поскольку эти факторы меняются, грехи людей также изменяются.

Но и согласно этому определению невозможно все объяснить, ведь мы видим людей, совершающих величайшие грехи несмотря на то, что вожделение не так уж их к этому подстегивает. Порой, оно даже противостоит им. Например, когда человек стремится к ложному почету, но почет от выполненной заповеди его душе претит, и т.п. Это — ничто иное, как сила духовной скверны, которая опутывает человека со всех сторон и толкает его на совершение злых поступков даже вопреки его тщетному вожделению.

Отсюда очевидно следует, что оба эти подхода верны. Дурное побуждение — это сила вожделения, но оно содержит в себе и силу духовной скверны. В то время как доброе побуждение — это трезвое, прямое мышление (не испорченное грехом и вожделением), видящее последствия, но есть в нем и дух святости.

Итак, согласно обоим подходам, в человеке есть и материальная, и духовная стороны, подобно тому, как сотворен сам человек — с телом и душой. Телесные движения видимы глазу, а душа раскрывает себя через действия и желания, проявляемые через тело. Старания и измышления человека — как удержать душу в теле — приложимы исключительно к телу: человек поддерживает его хорошей едой и старательно оберегает от любого вреда и увечья, и таким образом душа остается в теле. Для человека недоступно естественным образом воздействовать на душу, дабы удержать ее в теле (на самом деле, сохранение души в теле зависит только от нее самой, т.е. от ее служения Всевышнему). Ибо если нельзя увидеть или почувствовать ее, то как же можно управлять ею?!

Так и в служении Всевышнему: главная премудрость заключается в том, чтобы в соответствии с двумя [выше указанными] подходами поддержать доброе побуждение: воспринимая его как силу святости и трезвое, прямое мышление (то есть не испорченное) — и отвержение дурного побуждения, суть которого в духовной скверне и вожделении; эта премудрость зависит от «телесной» стороны [человеческой натуры], от вскармливания ее «полезными блюдами» — постижением Б-гобоязненности и прививанием мусара, источником которых, в свою очередь, является духовный свет Торы.

Об этом говорят наши благословенной памяти мудрецы: «Возжелал Иов освободить весь мир от Суда, и сказал пред Ним: “Владыка мира, Ты сотворил быка с раздвоенными копытами [т. е. кашерным животным]; сотворил осла с сомкнутыми копытами [т. е. некашерным животным]; сотворил Ган Эден [рай], сотворил Геином [ад], сотворил праведников и злодеев. Кто способен воспрепятствовать тому, что исходит от Тебя [т. е. каждое создание ведет себя так, как оно было сотворено]?” А что ответили Иову его друзья? “Ужель и ты отвергнешь Б-гобоязненность, и молитву пред Ним сведешь на нет?” (Иов, 15:4). Сотворил Святой, благословен Он, дурное побуждение, сотворил против него и средство — Тору…» (Бава Батра 16). Тем самым указали нам мудрецы, благословенна их память, что «лечебное свойство» Торы заключается в Б-гобоязненности (которая проистекает из нее самой), как написано «и ты отвергаешь Б-гобоязненность» [т. е. лекарство Торы — противоположность отвержению Б-гобоязнености, так как она исходит из изучения Торы]. Это качество и есть «материальная» сторона, постижимая созданиями из плоти и крови. Причина его лечебного свойства для исцеления недугов души заключается в том, что человек обращает свое сердце и душу к богобоязненности, исходящей от Торы. Из слов Торы можно узнать и понять, что за каждым нарушением может последовать великое и страшное наказание, а за каждой исполненной заповедью — величайшая награда. Но главное — изучать слова Торы о каждом грехе в отдельности: чтобы побороть гордыню, следует изучать законы Торы о гордыне; чтобы искоренить несправедливость в торговых отношениях — фрагменты Торы, касающиеся отношений между людьми в мирских делах, и т. д. И таким же образом для каждой заповеди и каждого нарушения следует изучать законы Торы, относящиеся к ним.

Самое важное и существенное в лечении Торы недугов дурного побуждения заключается в том, чтобы со всеми силами и глубоко анализируя, изучить законы о самом нарушении, со всеми деталями их применения. Потому что, с одной стороны, мы видим множество нарушений, которых человек по природе своей остерегается, и не преступает их, даже если что-либо принуждает его к этому. Но, с другой стороны, есть более серьезные, чем вышеупомянутые, нарушения, и тот же самый человек преступит их с легкостью. К примеру, большинство наших братьев, сынов Израиля, практически все, не начнут трапезу без омовения рук (не дай Б-г!), даже во время голода и жестоких мучений. Но при этом серьезнейший грех злословия они совершают с необычайной легкостью, даже без особого на то желания в данный момент.

Итак, мы видим: главный способ уберечься от нарушения заключается лишь в том, чтобы выработать у человека естественную привычку [уберегаться от совершения греха].

Поэтому даже если человек соберется с силами идти путями мусара, изнуряя себя старанием должным образом уберечься от злословия всеми чувствами и помыслами, все же, до тех пор, пока не изменилась его натура и привычка в этом настолько, чтобы не было у него никакого естественного желания злословить — он с большей легкостью совершит грех злословия, чем позволит себе есть без омовения рук, не дай Б-г. И так же обстоит дело со всеми видами грехов, все зависит от качеств личности, времени и места, ибо каждой местности присущи ее характерные проблемы. В определенных местах люди с легкостью избегают определенных нарушений, ибо не расположены к ним по природе своей.

Ведь известно, что изменение характера происходит благодаря изучению законов и [выработке] устойчивой привычки. Поэтому самый главный принцип и наиболее верный подход к тому, каким образом защитить себя от греха и каким образом выполнять заповеди, заключается в усиленном и глубоком изучении закона, касающегося греха или заповеди. Именно такое изучение позволяет прочно закрепить в душе эти законы так, чтобы человек естественным образом был отчужден от греха.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=43541