Игрот Цафун — 19 писем — Письмо четырнадцатое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1595

Нам осталось рассмотреть последнюю часть Торы – служение.

Оно предназначено поднять нас над суетной жизнью и напомнить об истинности жизни той, которую мы должны поселить в своем сердце, тогда как ложь и пустые фантазии, войны и вожделения заставляют забыть о ней.

Служение сердцем, исполнение сердцем воли Всевышнего – означает возвышенность и чистоту сердца.

Молитва – утверждение правосудия и справедливости над собственной личностью в отношении Всевышнего, мира и человечества. Для этого во время существования Храма нам были заповеданы жертвоприношения. Весь акт жертвоприношения полон символов и намеков.

Храм служит обителью Свидетельства и обителью Торы. Он – центр народа Израиля и освящение жизни его. В нем – указание на то, что Тора – от Б-га (Ковчег, в котором были Скрижали Завета и свиток Торы, написанный Моше); что Всевышний наделил нас телом и духом, чтобы исполнять ее (Стол и Менора). Жертва указывает на удаление от погони за наслаждениями (вознесение на жертвеннике печени и почек) и эгоизма (вознесение на жертвенник хелева – жира на внутренностях) и стремление к святости жизни (брызгание кровью) и святости духа (кторет – воскурение), на то, что вся личность человека предназначена исполнению Торы Всевышнего (ола – жертва всесожжения).

Это – основы стремлений:

Освятить себя посредством Торы.

Достичь заново утерянной чистоты жизни, отдаляясь от погони за наслаждениями и эгоизма и возвращаясь к Торе (грехоочистительные и повинные жертвы).

3 и 4. Признать, что Творец есть счастье и мир, отдалиться от погони за наслаждениями и от любого эгоистичного интереса и, напротив, посвятить все, что получено нами от Всевышнего исключительно исполнению Его воли в соответствии с Торой (мирные и благодарственные жертвы, которые олицетворяют единение духовного и материального в служении Творцу).

Когда совершались жертвоприношения, они сопровождались словами Псалмов, произносимыми вслух.

Храм Всевышнего разрушен, но речь наших уст осталась с нами, и ей надлежит заменить жертвоприношения.

Цель молитвы – в очищении, внутреннем озарении и подъеме, в постижении истины. Не преходящие волнение и восторг. Не мечтания и слезы, но очищение мыслей и сердца! Мирская жизнь грабит нас, лишая правильного взгляда на Творца, на мир, на человека и на еврея, на нашу суть в отношении к ним. Нам надлежит обрести ее заново, поднимаясь и приближаясь ко Всевышнему в молитве.

Воспевания выражают результат постижения Всевышнего – как проявляется Он в природе, в мире и среди народа Израиля.

Просьбы, признательность и благодарения – выражение осознания того, что будущее наше – в руках Б-га.

Молитвы (имеется в виду молитва Амида – Шмоне Эсре) – результат нашего самоанализа, исходящего из этих понятий и понимания возложенной на нас миссии, которая раскрывается в словах молитвы. Выражение того, что постигшее нас в прошлом – от руки Б-га, и того, что нам надлежит исправить испорченное нами в жизни.

Мольбы (таханун). Выражение нашего желания, исходящего из кротости и смирения, изменить к лучшему и возвысить нашу духовную жизнь.

Чтение Торы служит всему этому, являясь источником всех понятий и всякой мудрости жизни.

Благословения. Они и цель и результат всего. Они сопровождают нас постоянно, как выражение нашего решения воплотить в жизни волю Всевышнего в наших действиях и поступках.

Остановись-ка, дорогой Биньямин, на этих идеях, о которых я пишу тебе предельно кратко, и в их свете взгляни на наш Сидур. Тогда ты составишь о нем суждение более верное, чем вначале.

А теперь, друг мой, Тора призывает нас увидеть Всевышнего в мире и в человечестве и признать исполнение Его воли своим предназначением в жизни. Тора учит нас тому, что Всевышний – Отец всех созданий и всех сынов человеческих, тому, что всякое создание и всякий человек – брат нам. Тора обращает всю нашу жизнь в служение Всевышнему через оказания блага и любви ко всему творению. Она несет в себе эту истину для нас и для всего мира. Возможно ли, что эта Тора искривляет дух и сердце, изгоняет радость жизни и превращает человека в закрывшегося от жизни отшельника? Возможно ли, что дух того, кто занимается Торой во имя нее, понимая ее, иссыхает и умирает, душа его искривляется и чахнет?

Разве не является это скудное представление о Торе пустой и глупой выдумкой?

Истинно и достоверно! Истина, бьющая ключом из глубин сердца – слова сладкоголосого Певца Израиля.

Небеса рассказывают о славе Б-га, и о делах рук Его повествует небосвод. Всякий день говорит реченье [Его] и всякая ночь сообщит знание. Без речений и без слов, не слышен голос их. По всей земле выйдет луч их, на краю света – слова их. Солнцу поставил шатер в нем (небе) и оно, как жених, выходящий из-под сени своей, возрадуется, как могучий, бегущий путем. От края небес – исход его, и бег его – до краев его и ничто не скрыто от жара его. Тора Г-спода цельна, оживляет душу. Свидетельство Г‑спода достоверно, умудряет простака. Повеления Г‑спода прямы, радуют сердце, заповедь Г‑спода ясна, дает свет глазам. Боязнь Г‑спода чиста, устоит навек, Законы Г‑спода – истина, праведны [все] вместе, Дороже золота, золота во множестве, И раб Твой внимателен к ним, в хранении их – воздаяние великое… (Теилим, 19)

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=11803