Игрот Цафун — 19 писем — Письмо пятое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1497

Я и не представлял тебя иначе, дорогой Биньямин, чем таким, каким предстал ты передо мной в последнем письме.

Где юноша с сердцем, открытым ко всему возвышенному, способный вглядеться в небеса и землю, и все, что их наполняет, не упуская ни одного создания, и осознать их назначение? Не спрячешь ли ты свое лицо, краснея от стыда, если только не отбросишь прочь всех золотых и серебряных кумиров, и в особенности кумира наслаждения, властвующего надо всем?!

Но не следует, осознав это, впадать в отчаяние. Не опускай рук! Напротив, отряхнись и приди в себя, не оставляй того, чем обладаешь. Только вместо того, чтобы видеть в этом цель, как видел ты до сих пор, тебе следует понять, что это – лишь средства. В той мере, в которой помогают тебе с Небес сделать все больше приобретений, материальных и духовных, – в той же мере Всевышний требует от тебя все более широкого исполнения Своей воли, твои обязанности по отношению к Нему становятся все большими.

Ты прав, говоря, что только присмотревшись к человеку, можно понять, что его назначение – действовать и творить. Более того, взгляни на голову, поднятую и глядящую вокруг, обращенную ввысь, на руки, способные преобразовать материю, придавая ей форму. Обрати внимание на дух человека, наделенный способностью узнавать в предметах мира средства осуществления своего замысла. И выше этого пути постижения человеческого сознания трудны и опасны. Лишь немногим удается пройти по ним.

Приглядись к развитию духа в зависимости от речи, с помощью которой человек общается со своими братьями. Сердце же, само по себе – это источник всех его деяний. Оно может постоянно развиваться, поднимаясь все выше, почитая и заключая в объятиях любви все творения.

Ты прав и в том утверждении, что взглянув так на мир, мы обнаружим немедленно волю Творца, как во внутреннем его устройстве, так и в соотношениях его составляющих, и также и в том и другом вместе.

Я не был удивлен тем, что ты не в состоянии следовать за мной путем чтения Торы. Поэтому прими написанное мной как гипотезу. Оцени правду и спроси самого себя: в этом ли действительно содержание Торы? И положись на меня в том, что со временем я докажу тебе, что действительно в этом.

Тора учит нас, каково место человека среди творения. Не бог и не раб – человек во вселенной. Брат всякому созданию, брат, служащий Творцу вместе со всеми. Первый из братьев по роду и объему служения. Его заботам поручена вся земля. Ему поручено следить за всем и опекать все в соответствии с волей Всевышнего, он вправе наполнять и покорять землю. Это право, данное ему Всевышним, давшим ему от Своих сил. Из этого права следует и его обязанность взять себе лишь то, что дозволено, пользоваться приобретенным только по воле Всевышнего, из рук которого он принял все это. Поэтому «добром» в глазах Его называется лишь то, что соответствует воле Всевышнего и законам, установленным Им для всех творений. «Зло» же – это то, что находится в противоречии с волей Всевышнего. Немыслимо, чтобы человек оценивал как добро и зло то, что нравится ему или раздражает, или находится в соответствии с произвольно определенной им целью, а не в соответствии с волей Всевышнего. Ибо не удовлетворение собственных страстей и вожделений, не собственное величие и не собственные прихоти являются целью человека. Ему надлежит возвеличить все – включая собственные побуждения – по воле Творца, видя во всем лишь средства достижения своего предназначения.

Но поскольку дана нам свобода выбора, дана и возможность отклониться от пути. Человеку надлежит по собственному выбору подчиниться закону, которому послушны все создания. Но в его силах и отойти от него.

Из-за животной части человека ему угрожает опасность попасть в ловушку погони за вожделениями и наслаждениями, за потребностями тела, опасность поддаться соблазну волшебного удовольствия, сопровождающего, милостью Б-га, удовлетворение всех наших потребностей. Человек склонен видеть в наслаждении самоцель, а не средство.

В силу величия духа ему угрожает опасность гордыни. Он склонен ощутить, что в его силах подчинить себе все сущее и пользоваться им в собственных целях, видя себя господином всего и забыв о Б-ге. Он склонен забыть, что все принадлежит Б-гу и дано ему лишь временно, с определенной целью. Человек склонен прислушиваться лишь к собственным желаниям.

Вершина деградации достигнута, когда все устремления человека – лишь к удовлетворению его животных вожделений, когда дух, властвующий им, падает все ниже и ниже, становясь рабом животного начала в погоне исключительно за потребностями тела. Тогда человек превращается в наделенного разумом и потому опасного хищника, и мир не знает покоя от его произвола.

Тора не упоминает об открытии воли Всевышнего Адаму для всего человечества, ведь это открытие состоялось затем вновь в среде избранного народа. И все, что было ранее, служило лишь подготовкой к этому открытию.

Только одну заповедь упоминает Тора с момента создания человека, заповедь, цель которой – воспитать его. Но благодаря ей мы слышим из уст Творца, что есть человек, и какое воспитание подобает ему.

Весь мир со всем, что в нем, отдан первому человеку во владение и в пользование. Только одно единственное удовольствие запрещено ему. Запрещено без другого объяснения, кроме того, что такова воля Творца. Ибо человеку следует подчиниться воле Творца, и высшая мудрость состоит в том, чтобы исполнить ее. Но если бы мы исполняли волю Его только потому, что заповеданное кажется нам благом, – это ли исполнение воли Б-га? Не значило ли бы это, в сущности, что мы исполняем лишь собственную волю?

Погоня за вожделениями постоянно влечет наше сердце: «Ведь это так хорошо и приятно!» И заносчивость духа помогает в этом: «Мы тоже обладаем разумом, знанием и разумением! И мы можем быть как великие, знающие добро и зло! Что может быть проще! Все так приятно! Не нам ли принадлежит земля со всем, что на ней?! Благо для человека – то, что нравится ему, а зло – то, что горько для него».

Это то, что порождает все грехи человека. И тут открывается Всевышний как судья и как милосердный и назидательный Отец.

Судья, ибо «Г-споду принадлежит земля и все, что на ней». Разве не из Его рук получили мы силы и право делать приобретения в мире и пользоваться ими? И если хоть раз простерли мы руку к запретному, то не утратили ли тем самым всякое право на жизнь и существование на земле?

«Ибо в день, когда поешь ты от него, смертью умрешь». В день, когда преступишь ты данную Мной заповедь – потеряешь жизнь свою на земле, заранее предупреждает Судья. Однако, когда человек – сын Его – пал и нарушил слово Его, не наказал его Всевышний полной мерой, но как милосердный отец, продолжил воспитывать. Он поставил перед человеком препятствия на путях наслаждений этого мира, чтобы не продолжал он удовлетворять свои животные побуждения, и чтобы сломить его гордыню.

Всевышний заставил его почувствовать, что есть границы и пределы его силам, чтобы возвысить его и приблизить к себе, и чтобы дать ему понять, что величие и предназначение человека не зависят от того, что дано ему или у него отнято.

И до сих пор каждый из нас проходит подобное воспоминание. Любовное наставление Всевышнего обращается к нам посредством нашей судьбы. Каждый из нас приходит в этот призрачный мир, обладая чистой душой, в силах достичь вершин человеческого величия. Знай, человек! То, что ты родился в определенном месте и в определенное время, в определенных обстоятельствах, у своих родителей и среди своих братьев и сестер, то, что нашел своих учителей и товарищей, – все это Ган Эден, в который поместил тебя Творец.

Но остерегайся, человек, чтобы не забыл ты Б-га и не подумал, что все данное тебе лишь на время – твое навеки. Тогда беды и страдания настигнут тебя в дни жизни твоей, чтобы напомнить, что все – родители и братья, друзья и товарищи, деньги и имущество, тело и дух – все дано тебе из рук Б-га, и не ты создал их для себя. Чтобы напомнить тебе, что все данное тебе благо – лишь средства, отпущенные тебе, чтобы исполнять волю Творца.

Свобода выбора стоит помехой на пути наставления. Гордыня питаема трудом человека. Он привыкает видеть в земле, которую обрабатывает в поте лица – «свою» землю (Каин).

Удовлетворение растущих потребностей тела укрепляет животное начало человека. Он все более рассматривает свое животное начало как собственную сущность. И дух его превращается в аппарат, служащий удовлетворению потребностей этого начала. Начало человеческое, человек, который в человеке, падает ниже и ниже (нефилим – падшие ангелы, см. Раши, Берешит, 6:4).

То, что могло бы вновь поднять человека – осознание Всевышнего как господина всего и отца всех созданий, осознание всех созданий как творений и рабов Его, и осознание самого себя как сына и раба Его – это осознание давно размыто. Если перестал человек видеть и ощущать себя созданием, в руки которого дана земля, чтобы «обрабатывать ее и хранить», если стремится он всеми средствами выполнить собственную волю, если перестал он видеть в себе раба Б-га, не сможет он увидеть рабов Б-га в силах и созданиях, окружающих его. Он видит в них силы, ни от чего не зависящие, действующие по своей воле и ради своей пользы. Глаза его не разглядят во Вселенной законы единого Творца, которому подчинены все. Мир в его глазах распадется и раздробится на множество божеств, по числу видимых им сил. В своем заблуждении думает он, что солнце сияет, гром гремит, молния рассекает небеса, земля покрывается ковром травы, буря бушует и все создания плодятся и множатся – не потому, что Всевышний велел им, и они вынуждены повиноваться, но поскольку в этом – их собственная воля. Ибо Б-жественное начало исчезло из его собственного сердца!

Человек, стремящийся умножить свои приобретения и удовлетворить вожделения, превращается в раба тех сил, которые, согласно его представлениям, доставляют ему приобретения и наслаждения. Он склоняется и падает ниц перед ними (в поколении Эноша стали называть людей и идолов именем Творца, делая их объектами идолопоклонства и называя их божествами, см. Раши, Берешит, 4:26). Осознавая власть других созданий над ним, человек превращает их в божества.

И поскольку все окружающие создания представляются ему не рабами, действующими в соответствии с единым порядком, а силами, предоставленными самим себе и стремящимися к могуществу и собственным вожделениям, человек начинает полагать стремление к силе и удовлетворению всякого вожделения не животным качеством, над которым следует подняться, а качеством божественным, достойным служить целью жизни.

Признание единого Б-га могло бы вновь поднять человека к прежним высотам, но служение множеству божеств вырыло могилу его чистому человеческому началу.

Все поколение было развращено безнадежно, и было решено истребить всех. Лишь один муж ходил перед единым Б-гом, творя добро и справедливость, умея властвовать над своей животной душой и пользоваться ее силами. Он был единственным утешением среди пропащего поколения. И поэтому был спасен вместе со своими домашними и послужил основой нового здания рода человеческого (Ноах).


http://www.beerot.ru/?p=7351