Игрот Цафун — 19 писем — Письмо десятое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1800

Мне удалось, хотя и наскоро записанными словами, убедить тебя в том, что тебе надлежит принять с любовью твою участь, участь твоего народа. Теперь ты все-таки рад участи своего народа, со всеми его несчастьями и страданиями.

Все-таки, дорогой Биньямин, наша переписка принесла свои плоды!

Однако, когда ты обращаешь свои мысли к вершинам осознания собственного предназначения в жизни, когда окидываешь взглядом Тору, в русле которой это предназначение должно осуществляться, тебе кажется, что у твоих ног разверзлась пропасть.

Дрожь охватывает тебя, когда ты осознаешь, что в этом предназначении – воля Творца, но не видишь в нем при этом никакого смысла. И ты задаешься вопросом, возможно ли, что Всевышний хочет от нас только жизни, наполненной внутренним созерцанием, молитвой, исполнением неприемлемых для нашего разума заповедей и бессмысленных обычаев?

Но что скажешь ты, дорогой мой, если все, что видят твои глаза, – не более чем внешняя сторона Торы, сохранившаяся в столетиях невыносимого давления, тогда как дух Торы покинул ее? Если народ Израиля, избегая жизни окружающего мира, утратив и мировоззрение, и саму жизнь, а в последний период – перестав пользоваться ими и для понимания Торы, – был счастлив, если удавалось сохранить хотя бы внешнюю сторону? Если из-за ветров перемен, властвовавших над миром, Тора окаменела, а народ Израиля из опасения отогнал от себя эти ветры, подобно человеку, отгоняющему коршуна от мертвого тела любимого? Если сотни лет страданий и нищеты, стесняя действие, приучили еврейский народ лишь смиренно терпеть свою судьбу, находя в молитве душевный подъем и утешение? Если этот период истории и развил в народе такие черты? Если вдобавок ко всему развилась в нем необъяснимая покорность, унизившая его дух и сформировавшая его заново? Если все это привело к мировосприятию, видящему в действиях человека только мистические влияния на миры, в силу чего многие в Израиле перестали понимать заповеди Творца, цель которых – воспитать человека и обустроить его жизнь, низведя эту цель до камей и заклинаний? Если все, что ты, дорогой мой Биньямин, видел и знал, – не более чем оболочка иудаизма и его осколки, иудаизм непонятный и искаженный?

Забудь же все, что ты, так сказать, знаешь об иудаизме. Прислушайся к моим словам так, как если бы никогда и ничего прежде не слышал о нем. И тогда ты не только не станешь жаловаться на Тору, но напротив – обратишься к ней, чтобы понять ее с любовью, всем сердцем и душой, и она отметит своей печатью всю твою жизнь.

Я пишу тебе снова лишь вкратце и в общих чертах о различных частях Торы, почти ограничиваясь лишь заголовками и кратким содержанием. О подробностях и причинах поговорим отдельно. Прими же и на этот раз мои слова, как гипотезу, хотя для меня они отнюдь не являются таковой. Мировоззрение, которое я представлю тебе – плод многолетнего пристального изучения ТаНаХа, Талмуда и Мидрашей. Каждая деталь его найдет подтверждение в Талмуде, если только изучать его внимательно, на каждом шагу задаваясь вопросом: чему это учит нас? В чем понимание и объяснение этого? О чем это свидетельствует? Что символизирует эта заповедь? В чем ее значение в связи с другими заповедями? Каково ее намерение?

Нам следует, хотя и с осторожностью, различать между заповедями Торы (деорайта) и постановлениями мудрецов (дерабанан). Первые следует понимать как суть и основу, вторые же – с точки зрения практического применения законов Торы. Следует обратить внимание также на особый характер имеющихся у нас источников, для которых, в сущности, чуждо письменное запечатление знаний. Они ограничиваются записью лишь особенностей каждой заповеди и того, что необходимо для ее исполнения, оставляя обобщения и все, что касается духа заповедей, в устном виде, предоставляя нам понять это самостоятельно, посредством изучения Торы.

После всего сказанного ты, несомненно, желаешь увидеть, как проявляется в Торе воля Всевышнего. Ты желаешь узнать из нее, как следует тебе исполнять волю Всевышнего со всем, чем ты обладаешь, и среди всего, что окружает тебя. Другими словами, как следует тебе жить и действовать в справедливости и любви.

Прибавь к этому понятие существования народа Израиля, которому надлежит не только реализовать повеления Торы в своей жизни, но и хранить их, постоянно повторяя их идейное содержание – ради того, чтобы воспитывать себя и других – с одной стороны. А с другой стороны – все заповеди, связанные с государственным статусом народа, пребывавшего в прошлом в своей стране, которые, разумеется, не действуют за ее пределами, – и ты получишь содержание всей Торы.

1. Собственно Тора. Основы веры, говорящие о Творце, вселенной, человеке и Израиле, ставшие известными нам из истории. Эти принципы нам надлежит не только принять как основы веры и знания, но впитать их всем сердцем и духом, как основы самой нашей жизни.

2. Правосудие. Выражение справедливости в отношениях с созданиями, равными тебе на основе этого равенства, т. е. справедливость по отношению к людям.

3. Законы. Выражение праведности в отношениях с созданиями, над которыми ты властвуешь, основанной на осознании того, что Всевышнему принадлежит земля и все, что на ней. Праведность в отношении земли, растений и животных. Праведность в отношении всего этого – даже того, что безраздельно принадлежит тебе: праведность в отношении твоей собственности, тела, души и духа.

4. Заповеди. Заповеди любви ко всякому созданию, любви безусловной и самозабвенной, только в силу заповеди Всевышнего и осознания собственного предназначения как человека и еврея.

5. Свидетельства. Знаки напоминания об основах истинной сущности человечества и еврейства, находящие свое выражение в символических фразах или действиях отдельного человека, в народе Израиля или даже вне его.

6. Служение. Придание святости аспектам внутренней жизни и обращение ее к Небесам посредством чистоты мыслей, слов и действий с целью исполнения предназначения ее в жизни внешней.

Служение основано на понятиях справедливости, праведности и любви, и вместе с ними – воспитания.

1. Справедливость и праведность означает осознание каждого создания как творения Всевышнего, всякого достояния – как задачи Всевышнего, всякого порядка и режима в природе – как Б-жественного закона, в совокупности обеспечивающего все их потребности.

2. Любовь означает видение в каждом создании дитя Творца и брата человека. Она обязывает помочь каждому в развитии, в соответствии с предназначением, определенным ему Творцом. И все это – безо всякого личного интереса, только с тем, чтобы исполнить волю Всевышнего, исполнить Его заповедь.

3. Воспитание себя самого и других путем глубокого осознания воспринятых истин как основ жизни, путем постоянного повторения их вслух себе и другим – в частности, чтобы они были восприняты заново теми, кто в жизни отступил от них.

Перейдем теперь к этим понятиям и рассмотрим каждое из них и основополагающие идеи, которые за ними стоят.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=9767