Маалот а-Тора — 14 — Два вида огня

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

3141
огня

17. Два вида огня

В сборнике «Мидраш Раба» наши мудрецы толкуют стих Торы «И, если вы будете хранить все эти заповеди…» (там же, 11:22). Бар Капара сказал: «Душа и Тора сравниваются со свечой. Святой, благословен Он, говорит: “Моя свеча – в твоей руке, а твоя свеча – в Моей руке”. “Моя свеча – в твоей руке” – это Тора, как написано: “Ведь заповедь – свеча, а Тора – свет” (Мишлей, 6:23). “Твоя свеча – в Моей руке” – это душа, как написано: “Свеча Г-спода – душа человека” (там же, 20:27). Если ты будешь хранить Мою свечу, то Я буду хранить твою свечу”».

[См. «Дварим Раба», 4:4. Рав И.-А. Хавер напоминает, что «Тора включает в себя весь сотворенный мир, потому что всё было создано на ее основе». При этом «мир создан так, что он существует и продолжается силой Торы». Поэтому она называется «светом», ведь благодаря ей свет Всевышнего озаряет сотворенный Им мир. Но Тора проливает свет в сотворенный мир в точном соответствии с поступками людей на земле. Самоотверженный труд людей, изучающих Тору и выполняющих ее заповеди, возносится к Небесам и влияет на высшие миры, а оттуда в ответ опускается свет благословения и изобилия. Именно поэтому управление всеми мирами передано народу Израиля, изучающему Тору. И еврейский народ связан с Торой особым образом – «буквы Торы являются корнями еврейских душ». И когда евреи изучают Тору Всевышнего, их голоса, произносящие слова Торы, поднимаются в высшие духовные миры, преодолевая и рассекая все преграды. А это пробуждает «голос» Всевышнего, Который как бы занимается Торой вместе с людьми, постигающими ее в нижнем мире, и в соответствии с этим Он осуществляет и обновляет Свое управление миром. Благодаря этому «весь сотворенный мир обновляется», и в нем появляется дополнительный свет и возникает еще более совершенная цельность.

Знатоки каббалы сравнивают мир с храмовой менорой. Намек на это соответствие скрыт в количестве «чашечек, шаров и цветков» (Шмот, 25:31). В меноре должно быть 22 чашечки (25:33-34), 11 шаров (25:34-35) и 9 цветков (25:33-34; см. Раши). А весь мир был создан с помощью 22 букв Торы, которые разбиваются на 11 пар, образующих каббалистический код אלב״ם, где первая буква алеф сочетается с буквой ламед, бет – с мем и т. д. А сумма цифр 22, 11 и 9 указывают на одно из сокровенных имен Всевышнего – מ״ב (Мем-Бет; числовое значение 42), посредством которого был осуществлен процесс сотворения мира.

Семь светильников меноры соответствуют шести дням Творения и первой Субботе. А число 7, умноженное на само себя, указывает на 49 уровней постижения, которые были открыты Моше, и все они содержатся в Торе. Но сама менора в целом соответствует 50-му уровню постижения, который объединяет всё остальное, и поэтому Моше, которому не был открыт этот уровень, затруднялся изготовить менору. И тогда, по словам Талмуда, Всевышний показал ему «подобие меноры из огня» (Менахот, 29а) – а это Тора, дарованная нам из огня. И поэтому Всевышний говорит человеку: «Моя свеча – в твоей руке, …и, если ты будешь хранить Мою свечу, поднимая свет своей души ввысь, то Я буду хранить твою свечу, озаряя светом твою душу» («Ор Тора», 31; см. также следующий комментарий рава И.-А. Хавера).]

И об этом сказано: «Только берегись и оберегай свою душу очень…» (Дварим, 4:9) – т.е. береги, что ты обязан беречь, а еще оберегай свою душу, чтобы спастись от всех наказаний, которым подлежит душа за пренебрежение Торой, как написано: «Ведь он презрел слово Б-га и отверг Его заповедь, – [эта душа…] будет полностью искоренена (הִכָּרֵת תִּכָּרֵת – икарет-тикарет)» (Бемидбар, 15:31). [Из того, что выражение «будет искоренена» как бы дважды повторено, следует вывод:] икарет – «будет искоренена» в этом мире, тикарет – в Грядущем мире. И в Талмуде объяснено, что это толкование относится к человеку, у которого есть возможность заниматься изучением Торы, но он не занимается (см. Санедрин, 99а).

И еще наши мудрецы говорили: «Каждый, кто может заниматься Торой, но не занимается, попадет в Геином» (см. Бава Батра 79а; см. также Брахот, 63а и «Эйн Яаков», Бава Батра, 79а). И еще в Талмуде написано: «Каждого, кто делает себе послабление (т. е. проявляет халатность) при изучении Торы, поглотит огонь, как сказано: “Из огня выйдут, и огонь их пожрет” (Йехезкель, 15:7)». Поэтому человеку следует закалить себя и свой ум огнем Торы, и ему будет хорошо.

[Эти слова пророка Йехезкеля объясняют так: «Из огня выйдут» – отойдут от изучения Торы, которая сравнивается с огнем, как написано (Ирмияу, 23:29): «Ведь Мое слово подобно огню» (Рашбам, см. также Таргум и Раши). Рав И.-А. Хавер поясняет, что в человеке есть два вида огня. Один из них поддерживает жизнь – это внутреннее тепло человека, связанное с его кровью и сердцем. Из сердца кровь распространяется по сосудам, наделяя жизненной силой и приводя в движение всё тело. Но второй вид огня несет разрушение и приводит человека к смерти, не дай Б-г – это жар смертельной болезни.

Источником первого вида огня является огонь святости, который не сжигает, а оживляет все творенья, как написано: «Ты даешь им всем жизнь» (Нехемья, 9:6). И Всевышний открылся Моше из горящего куста как огонь, ведь написано: «И открылся ему ангел Б-га в пламени из куста, и увидел Моше – вот куст объят пламенем, но куст не сгорает» (Шмот, 3:2). А далее добавлено: «…и позвал его Б‑г из куста: “Моше, Моше!”» (3:4).

Но источником второго вида огня являются грехи человека, разжигающие огонь Геинома. Это уничтожающий огонь. В момент смерти к человеку посылается искра от огня Геинома, и это ангел-обвинитель, созданный грехами самого этого человека, как написано: «Без греха не бывает смерти» (Шаббат, 55а). Этот огонь обретает власть над человеком и забирает у него душу, как написано: «Вот все вы, разжигающие огонь и высекающие искры, идите в пламень вашего огня и в искры, которые вы разжигали, – от Моей руки суждено вам это» (Йешаяу, 50:11). Поэтому-то духи-вредители называются מזיקין (мазикин) от слова זיקין (зикин) – «искры пламени», о которых речь идет выше.

Эти искры второго вида огня пребывают в человеке с его появления на свет, ведь он был зачат в огне, соединившем мужчину и женщину в те минуты (а после греха Адама это пламя страсти содержит в себе второй вид огня), как сказал об этом царь Давид в одном из псалмов: «…в грехе зачала меня моя мать» (Теилим, 51:7). А Раши поясняет: «Я порожден отцом и матерью, существами из плоти и крови, неотделимыми от греха».

Эти искры греха существуют в ребенке только в потенциальной форме. Но если человек следует своему злому началу, он раздувает эти искры и разжигает этот огонь. Именно поэтому каждому человеку предстоит умереть, ведь «нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не согрешил бы» (Коэлет, 7:20). Если человек тянется за своим злым началом, то оно в конце пути приводит его в Геином, огонь в котором он разжег сам своими многочисленными грехами. Именно об этом и сказано в приведенных выше словах пророка Йешаяу: «…идите в пламень вашего огня и в искры, которые вы разжигали». Но если человек преодолевает свое злое начало, то тогда духовная скверна покидает его, а смерть завершает искупление его грехов.

Поэтому-то особенно действенным средством для преодоления злого начала является серьезное изучение Торы, которая была дана из огня. Это огонь святости, который пробуждает в человеке сердечное стремление служить Всевышнему и прикрепиться к Нему – и в этом суть жизни.

Это огонь, пожирающий огонь и прогоняющий от человека чуждый огонь, внесенный в него его злым началом. А о людях, пренебрегающих изучением Торы, сказано: «Из огня выйдут, и огонь их пожрет» (Йехезкель, 15:7) – ведь если человек отходит от изучения Торы, его пожирает другой огонь, не дай Б-г («Ор Тора», 32).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=45545