Маалот а-Тора — 20 — Вернись – и очистишься!

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1422
очистишься

24. На кого похож человек, оставляющий занятия Торой?

В сборнике мидрашей «Тана де-вей Элияу» говорится, что благоволение Святого, благословен Он, вызывается тем, что евреи изучают Тору [см. «Тана де-вей Элияу», 1, где сказано, что «у Всевышнего нет иного отдохновения, кроме занимающихся Торой»]. И вся радость Святого, благословен Он, тоже заключена в Торе. [В мишне из трактата Авот (6:1) говорится: «Каждый занимающийся Торой ради нее самой (ли-шма), …радует Всемогущего». А Раши в своем комментарии на Пятикнижие (Шмот, 32:16) поясняет: «Всё веселье Святого, благословен Он, только в Торе».]

И еще написано: «Любовь скрывает все грехи» (Мишлей, 10:12) – имеется в виду, что любовь человека к Торе покрывает все его грехи.

Представьте себе, будто великий и грозный царь увидел на мусорной свалке увечного и больного человека, измученного всевозможными страданиями и злыми недугами, и переносящего все виды лишений.

Но этот человек обрел милость в глазах царя, повелевшего отмыть его от всех нечистот, прилипших к нему, и вылечить его от всех недугов. В конце концов этот человек выздоровел, и все его больные органы восстановились. Его одели в дорогие одежды и увенчали венцами и ожерельями, украшенными различными драгоценными камнями и жемчугом. Царь передал ему все сокровища, которые были в его руках, и повелел, чтобы все царство управлялось по его слову, а также дал ему свою дочь в жены. Царь возвысил своего избранника над всеми своими вельможами и царедворцами до такой степени, что они должны были прислуживать ему в своих дорогих одеждах, выполняя всё, что ему было нужно.

И вот однажды, когда он был облачен в царские одежды и увенчан короной, а знатнейшие царедворцы освещали ему путь драгоценными лампадами, он увидел маленьких детей, которые возились в мусорной куче. Они собирали камушки и играли ими. Этот человек позавидовал им и стал делать, как они. Он сбросил с себя царские одеяния и царский венец, презрел наслаждения, до которых его возвысили, и оставил всех знатных людей, которые прислуживали ему. Он стал возиться и пачкаться в мусоре, и загрязнился до прежнего состояния. Существует ли предел наказанию, которое он заслужил, презрев достоинство царя и его слуг, выполняющих его волю, и замарав свои дорогие одежды?!

Эта притча понятна без объяснений – ведь насколько дороже любых богатств заповеди нашего Творца, и поэтому еще большие кары и позор поджидают тех, кто оставляет изучение Торы, отвращаясь от нее ради того, чтобы измараться в мусорной куче этого мира.

А в мидраше говорится, что Святой, благословен Он, озаряет лица праведников так, что они сияют от одного конца мира и до другого, как написано: «Любящие Его будут, как восходящее солнце в его могуществе» (Шофтим, 5:31).

[«Сифрей», Дварим 11:20-21. Рав И.-А. Хавер поясняет, что есть два вида света: свет Солнца, каким он воспринимается теперь, и свет шести дней Творения, в котором Первый Человек видел от одного края мира и до другого. Этот первозданный свет был спрятан Всевышним в том же Солнце. Этот свет –это свет Торы, освещающий всю вселенную, который приводит к раскрытию Б‑жественного Присутствия и Его управления миром. Этим светом пользуются праведники в Ган Эдене, и поэтому в мидраше сказано, что «Святой, благословен Он, озаряет лица праведников так, что они сияют от одного конца мира до другого» (р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 52).]

И еще наши мудрецы говорили, что, когда человек занимается изучением Торы, его окружают ангелы, сотворенные при произнесении им слов Торы, и они занимают всё пространство, насколько хватает глаз, а он – как царь во главе своего войска.

[Рав И.-А. Хавер приводит слова знатоков тайного учения о том, что, когда человек занимается изучением Торы, Всевышний как бы тоже произносит вместе с ним те же слова и законы Торы. А в Талмуде указано, что «от каждого речения, исходящего от уст Святого, благословен Он, создается ангел» (Хагига, 14а). Получается, что слова человека, изучающего Тору, как бы отзвуком повторяются в высшем мире, и при произнесении их создаются ангелы, окружающие знатока Торы защитным поясом святого огня, который ограждает его от влияния сил духовной нечистоты («Ор Тора», 53).]

Поэтому понятны кары и несчастья, которые ожидают человека, оставляющего изучение Торы, и о нем сказано: «Оставляющие Б-га погибнут» (Йешаяу, 1:28).

Какой стыд и какой позор! Что он сделает в день Суда?! Существует ли предел тем наказаниям – ведь в соответствии с великой наградой [ожидающей тех, кто изучает Тору], оставляющих ее ожидает великое наказание. [В своей книге «Шмират а-Лашон» Хафец Хаим приводит этот отрывок из книги рава Авраама, брата Гаона, и заключает: «Как награда за изучение Торы больше, чем за другие заповеди, так и наказание за пренебрежение изучением Торы больше, чем за другие грехи» («Шаар а-Тора», 4; см. также «Маханэ Исраэль», 13).]

И если бы самый униженный и презираемый человек удостоился бы служить великому царю и выполнять такую работу, которую совершают самые знатные царедворцы, он наверняка был бы переполнен великой радостью, даже если бы не получал никакой награды за свою службу.

И уж тем более человек, который удостоился изучать то, чем всегда увлечены ангелы-служители и чем заняты праведники в Ган Эдене! [В мидраше приведены слова Творца: «Я помещу тебя в Ган Эден, чтобы ты занимался изучением Торы и вкушал от Дерева Жизни» («Танхума», Берешит 25).] Ведь в книге «Решит Хохма» говорится, что, когда человек занят изучением Торы, перед ним пребывает Шехина, и она говорит ему: «Доблестный муж, Б-г с тобою. Благо тебе, если твои помыслы всегда обо мне, благо тебе, если ты будешь упоминать меня (т. е. произносить слова Торы)» (см. «Решит Хохма», «Шаар а-Ира», 12).

25. Вернись – и очистишься!

Даже если человек из-за множества своих прегрешений погрузился в глубины бездны, но затем он начал изучать святую Тору, – благодаря этому он поднимется из глубокой бездны. Ведь в Талмуде сказано: «Слова Торы не принимают нечистоту» (Брахот, 22а). Изучение Торы искупает все его грехи и вырабатывает в нем добрые качества характера, как уже было объяснено выше. И в отношении человека, который удостоился благодаря Торе вырваться из тьмы к свету, это называется «исходом из Египта». Раз за разом [занимаясь изучением Торы] он поднимается из глубин бездны к небесной выси, ведь сказано: «И как небо выше земли, так [Мои пути] выше [ваших путей]» (Йешаяу, 55:9), и это уже было разъяснено (см. гл. 6).

[В Египте сыны Израиля были погружены на 49-ый уровень духовной нечистоты. Но они вырвались из тьмы к свету, удостоившись в день дарования Торы подняться на 49 уровень постижения Б-жественной мудрости (см. «Зоар Хадаш» 1, 52а).

А рав И.-А. Хавер поясняет, что место посмертного наказания Геином называют также «Мицраим» (Египет). Но наряду с посмертным Геиномом, в который душа грешника попадает после отделения ее от тела, существует также Геином в этом мире. В тот момент, когда человек совершает грех, его окружают силы духовной скверны, а его душа остается в теле лишь как маленькая «точка» (хотя ее связь с высшим миром не прерывается). И пока душа остается в теле, оно выполняет роль «железного занавеса», скрывающего от человека более высокие уровни мироздания, и он не в состоянии почувствовать, какие духовные процессы с ним происходят, – но душа страдает из-за его греховного поступка и скорбит о нем. И подобно тому, как при исходе из Египта весь народ Израиля обрел избавление, так и каждый еврей совершает свой «исход из Египта», принимая на себя бремя царства Небес и вновь обретая тесную связь с Творцом («Ор Тора», 54). А, как уже не раз объяснено в этой книге, человек очищается от совершенных прежде грехов и прилепляется к Всевышнему, в первую очередь, благодаря постоянному изучению Торы.]

А раз так, то до какой же степени человек обязан прославлять Владыку за всё это, и уж тем более понапрасну не оставлять Тору.

А если отошел от нее, то пусть без стеснения сразу же приложит усилия, чтобы вернуться. Ведь сын царя, который еще ребенком был пленен и увезен в заморскую страну, не постесняется вернуться даже сто лет спустя. И так же человеку не следует стесняться возвратиться к Торе даже через несколько лет после того, как он от нее отдалился, – и она очистит его от всякой нечистоты. Ведь [комментируя стих Торы «Как ручьи, они текут, …как шатры, установленные Б-гом» (Бемидбар, 24:6)] наши мудрецы толкуют: «Почему сопоставлены шатры с ручьями? Как ручьи очищают человека от нечистоты, так и слова Торы [которые произносятся в «шатрах Торы» – Домах Учения]» (см. Брахот, 16а, Раши).

И написано: «Ведь Мое слово подобно огню…» (Ирмияу, 23:29) – как огонь сжигает колючий терновник, так и слова Торы сжигают все дурные качества человека, которые сравниваются с колючками, как написано (Шмуэль 2, 23:6-7): «А нечестивцы – они все, как заброшенные колючки, …огнем сожжены будут». [Слово בְלִיַּעַל (блиаль – «нечестивцы») можно прочитать как два слова: בלי על (бли оль – «без бремени» или «без ярма»), т. е. это люди, сбросившие с себя бремя Небесного Царства (оль малхут шамаим). Но в данном контексте автор книги подразумевает не самих нечестивцев, а дурные качества характера, не позволяющие человеку всецело принять на себя бремя воли Творца (примеч. редактора).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=46729