Маалот а-Тора — 19 — Соратники Б-га

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1186
соратники Б-га изучение торы по пятницам

23. Соратники Б-га

Тора также является орудием Святого, благословен Он. Так наши мудрецы толкуют стих: «И я (Тора) была у него воспитанницей (אָמוֹן – амон)» (Мишлей, 8:30) – читай не амон, а אומן )уман – «умелец», в данном случае – «орудие», «инструмент»). [См. «Танхума», Берешит 1. А в святой книге Зоар сказано: «Святой, благословен Он, …смотрел в Тору и творил мир. И при каждом действии, которое Он совершал при сотворении Вселенной, Он сверялся с Торой и создавал, как написано: “И я была у него воспитанницей (אָמוֹן – амон)” – читай не амон, а уман (“орудие”)» (1, 134а). Примечание редактора: безусловно, Всевышний Сам сотворил все миры и управляет ими, не нуждаясь ни в каких помощниках и подспорьях. Но Он сделал так, чтобы в святой Торе раскрывалась Его бесконечная мудрость и Его воля в отношении всех миров – высших и нижних. И Он создал все миры и управляет ими в соответствии с «планом», который Он вложил в Тору.]

И ею Святой, благословен Он, сотворил все миры во всех их пределах, как написано: «[Когда Он приготовлял небеса, то я (Тора) была там], когда Он начертил круг на поверхности бездны» (там же, 8:27).

[Как объясняет выдающийся знаток сокровенных разделов Торы рав И.-А. Хавер, словом חוּג (хуг – основное значение «круг» или «кружок») назван в этом стихе центр окружности, – и это Тора.

В «Книге Творения» («Сефер Йецира») говорится, что мир был сотворен «32-мя чудесными путями мудрости», и, как известно, периметр окружности с диаметром в 10 мер приближается к 32 мерам. А центральная точка всегда называется «началом» (решит) окаймляющей ее окружности. Первое слово в Торе בְּרֵאשִׁית (Бе-решит – «Вначале») переведено на арамейский язык как בחוכמא (бе-хухма – «мудростью»), т. е. «Мудростью сотворил Б-г небо и землю» («Таргум Йонатан»). Слово решит указывает также на саму Тору, которая называется «началом Его пути» (решит дарко), как написано от имени самой Торы: «Б-г создал меня, я – начало Его пути» (Мишлей, 8:22).

И именно это подразумевается в первом стихе Торы: «Вначале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит, 1:1) – сотворил Торой и мудростью (соответственно, весь первый стих Торы может быть понят так: «Началом сотворил Б-г небо и землю»). Ведь всё творение – это линия окружности, сотворенной 32 путями, а Тора – начало (решит), т. е. центральная точка. Это точка замысла, сотворенная мудростью Всевышнего, которого мы можем постигать через Тору. И Сам Творец приоткрывается для нас в Торе – от ее начала и до конца. Ведь ее первая буква ב (бет) из слова בְּרֵאשִׁית (Бе-решит) и ее последняя буква ל (ламед) из слова יִשְׂרָאֵל (Исраэль) вместе образуют слово ל״ב (лев), числовое значение которого 32. И это 32 пути мудрости, которыми была сотворена окружность, соединяющая конец с началом.

А центр этой окружности – десять речений Б-га, которые соответствуют центральной точке замысла, и это диаметр окружности – 10.

Центр этой окружности находится на Земле, которая была самым удаленным от Источника света и темным местом во всем сотворенном мире. В этом заключено одно из чудес Всевышнего – в месте величайшей тьмы расположен центр всего творения, и именно от этого места зависит существование всего сотворенного мироздания. Об этом и сказано: «…когда Он начертил круг (или “наметил центральную точку”) на поверхности бездны» (Мишлей, 8:27). И об этом же сказано: «А земля была пустой…, и тьма над бездною, …и сказал Б-г: “Да будет свет”» (Берешит, 1:2-3), а «свет» – это Тора. И от нее свет приходит ко всему сотворенному.

Написано: «И увидел Б-г, что свет хорош (טוֹב – тов)» (там же, 1:4). А числовое значение слова טוֹב (тов) – 17 – равно гиматрии слова חוּג (хуг – «круг», а в упомянутом выше стихе – «центральная точка круга»).

Через Тору Всевышний определил параметры, свойства и рубежи всех вещей в сотворенном Им мире. И если человек, не дай Б-г, нарушает законы Торы, он привносит разрушение во всё Творение. А сама Тора не имеет границ – это точка замысла, расположенная в самом центре мироздания. Это замысел, предшествующий сотворению мироздания, и поэтому сказано: «Б-г создал меня, я – начало Его пути» (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 50).

Примечание редактора: и хотя у Торы, безусловно, есть границы и рубежи – ведь существует пять книг Торы с точно определённым количеством слов и букв, а также шесть разделов Мишны и т.п., тем не менее, все буквы и все законы Торы являются воплощением и раскрытием воли Б-га, не имеющей никаких границ и ограничений.]

Получается, что через изучение Торы поддерживается существование всех миров, а [изучающий Тору] зовется «соратником» Святого, благословен Он, в деле постоянного поддержания и обновления вселенной.

Наши наставники говорили: «Каждый занимающийся Торой [во имя ее самой – ли-шма] как будто возводит обитель Творца в верхнем мире и в нижнем, и он устанавливает мир между обитателями высших миров и обитателями нижнего мира» (см. Санедрин, 99б). Именно так наши наставники толковали стих «И все твои сыновья (בָּנַיִךְ – банаих) – ученики Б-га» (Йешаяу, 54:13) – читай не банаих, а בוניך (бонаих – «твои строители»). [Брахот, 64а. Выше уже были приведены слова рава И.-А. Хавера о том, что Иерусалимский Храм соответствует Храму высшего мира, и это место, в котором соединяются все миры. И теперь, когда Храм разрушен, то разрушена только его внешняя, материальная оболочка. Однако в высшем Храме нет печали, но там царствует радость. Ведь праведники на земле изучают Тору, и благодаря этому они становятся в буквальном смысле Храмом Всевышнего.

Поэтому тот, кто занят изучением Торы, «как будто возводит обитель Творца в верхнем мире и в нижнем». О нем написано: «…он будет силен Моим могуществом (т. е. Торой), он примирится со Мною, заключит со Мною мир» (Йешаяу, 27:5). Ведь Тора зовется также «могуществом» (עוז оз), как говорят об этом мудрецы Талмуда (см. Менахот, 116а). И это могущество принадлежит народу Израиля, как написано: «Б-г даст могущество Своему народу, Б-г благословит Свой народ миром» (Теилим, 29:11). И когда человек преодолевает свое злое начало, тогда в высшем мире усиливается сторона святости, и об этом написано: «Дайте могущество (עֹז – оз) Б-гу» (там же, 68:35). Ведь когда евреи выполняют волю Творца, они добавляют силу Небесному Воинству, и благодаря этому восстанавливается «мир между обитателями высших миров и обитателями нижнего мира» (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 51).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=46546