Маамар аль а-Агадот — 6 — Отражение истинности в разных аспектах

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1707

Подход к различным видам высказываний мудрецов (продолжение)

Тем не менее, требуется углубленное изучение и великая мудрость, чтобы понять, как все эти идеи могут быть истинными по отношению к данной теме. Ведь, как мы уже сказали, их истинность не в одном аспекте и не следует общему принципу, а отражается в разных аспектах и следует разнообразным правилам.

Некоторые из этих идей будут истинны только с определенной точки зрения, некоторые – подчеркивают схожесть <между разными понятиями>, некоторые – истинны с точки зрения результатов, к которым они приводят, а некоторые подразумевают воздаяние, <которое полагается человеку за определенное действие>. И в этом смысл выражения «Писание рассматривает его как …», которое многократно встречается в словах <мудрецов>, благословенной памяти. Ведь с точки зрения заслуги и вины, награды и наказания иногда наличие рассматривается как отсутствие, а отсутствие – как наличие из-за сопутствующих им обстоятельств. И также малое может считаться за многое, а многое – за малое. И это то, что имели в виду мудрецы, благословенной памяти, когда объяснили: «То же, что не сделали более поздние поколения, и им это было поставлено в заслугу, не сделали и более ранние поколение, а им это было поставлено в вину».

И в этих вещах огромное множество деталей, которые невозможно собрать вместе. Единственное, что тебе необходимо знать: может быть, только одно понимание, соответствующее одному из этих методов, является истинным; а если пользоваться другими методами, то оно истинным являться не будет. И тем более оно не будет истинным в абсолютном смысле.

Поэтому пусть тебя не охватывает волнение, если увидишь высказывание <мудрецов>, которое на первый взгляд кажется ложным или несостоятельным. Ибо, если наберешься мудрости и поймешь, каким методом его можно понять, увидишь его истинность и испытаешь удовлетворение. А тот, кто знает основы Б-жественной мудрости, знает, к какой области эти вещи относятся.

Комментарий

«Требуется углубленное изучение и великая мудрость, чтобы понять, как все эти идеи могут быть истинными по отношению к данной теме». Подразумевается «углубленное изучение» самих слов мудрецов и «великая мудрость» в знании и понимании методов, которыми мудрецы пользовались при толковании Писания.

«Некоторые из этих идей будут истинны только с определенной точки зрения». Это общее правило, а то, что автор перечисляет после этого – это частные случаи этого правила.

Здесь автор отвергает еще одно распространенное возражение, которое возникает из-за неверного понимания слов мудрецов. Тот, кто считает, что их высказывания абсолютны, найдет в их словах множество противоречий и утверждений, противоречащих очевидным истинам. Но тот, кто знает, что слова мудрецов зачастую отражают лишь один из аспектов данного вопроса, поймет, что они истинны. (То же самое верно в отношении высказываний мудрецов, касающихся вопросов закона, как мы уже писали выше.)

«Некоторые из этих идей подчеркивают схожесть <между разными понятиями>».Например (Брахот, 35а): «Сказал Рав Йеуда от имени Шмуэля: каждый, кто извлекает пользу из этого мира без благословения, как будто извлекает пользу из того, что было посвящено Б-гу, как сказано (Теилим, 24:1): “Всевышнему – земля, и все, наполняющее ее”». И хотя законы, относящиеся к тому, кто не произносит благословение, не похожи на законы о присвоении посвященных предметов или получении от них пользы, оба этих действия происходят из одного и того же корня в душе человека, и этим они схожи.

«Некоторые истинны с точки зрения результатов, к которым они приводят». Например, Талмуд (Недарим, 40а) повествует об одном из учеников раби Акивы, который заболел, а мудрецы не пошли его навещать. Раби Акива пошел проведать его, и из-за почета, который оказывали великому мудрецу, дом этого ученика подмели и помыли, и благодаря этому ученик вернулся к жизни. Он сказал Раби Акиве: «Ты оживил меня!» Раби Акива вышел и произнес: «Каждый, кто не навещает больных, как будто проливает кровь».

Или («Йелкут Шимони», Дварим, 11:870): Написано (Дварим 11:19): «И учите им сыновей своих, говоря о них…», – именно детей, а не внуков. Если так, то почему написано (Дварим, 4:9): «И поведай о них сынам своим и сынам сынов своих»? Это говорит о том, что каждого, кто обучает своего сына Торе, Писание рассматривает, как будто он обучил Торе также своего внука и правнука, и так далее, до конца всех поколений.

«Ведь с точки зрения заслуги и вины, награды и наказания иногда наличие рассматривается как отсутствие, а отсутствие как наличие из-за сопутствующих им обстоятельств». Пример этого находим в Талмуде (Шаббат, 56б). «Раби Йосе говорит: “И (жертвенные) возвышения, что пред Иерусалимом, справа от Масличной горы, которые построил Шломо, царь Израиля, для Ашторет, мерзости Цидонян, и Кемоша, мерзости моавитской, и Милькома, гадости сынов аммоновых, царь <Йеошияу> осквернил” (Мелахим 2, 23:13) . Разве может быть такое, что пришел <к престолу праведный царь> Аса и не уничтожил их, <разве может быть такое, что пришел к престолу праведный царь> Йеошафат и не уничтожил их, пока не пришел Йеошияу, и уничтожил их? Но ведь все идолопоклонство, которое было в земле Израиля, уничтожили Аса и Йеошафат! В действительности, данный стих сравнивает более ранние поколения с более поздними. За то, что не сделали более поздние поколения, Писание их восхвалило, а за то, что не сделали более ранние поколения, Писание их возбранило». Комментарий Раши объясняет: «<Писание> сравнивает построение <идолов царем> Шломо с уничтожением <идолопоклонства царем> Йеошияу: за то, что не уничтожил Йеошияу, его восхвалили Небеса, так как он уничтожил все остальное <идолопоклонство>, которое было сделано после смерти Йеошафата. А за то, что Шломо не построил дом <идолопоклонства> его возбранили <с Небес>, так как он не воспрепятствовал своим женам, <которые служили идолам>».

То есть приведенный выше стих из книги Мелахим, на первый взгляд, дважды противоречит историческим фактам: во-первых, он утверждает, что царь Шломо построил жертвенные возвышения для служения идолам. Во-вторых, царь Йеошияу эти возвышения уничтожил. В действительности же известно, что праведный царь Шломо таких возвышений не строил, а царь Йеошияу – не разрушал.

Мудрецы объясняют, что жены царя Шломо служили идолам. Царь должен был воспрепятствовать этому, но он этого не сделал в должной степени. Стих говорит, в отношение царя Шломо, это бездействие рассматривается, как активное действие, ибо не соответствует его духовному уровню.

С другой стороны, неполное уничтожение идолов царем Йеошияу засчитывается ему как великое деяние, ибо для него даже то, что он сделал, было настоящим подвигом. Поэтому наличие идолов в народе во времена правления царя Йеошияу рассматривается как их отсутствие, поскольку уменьшение их количества являлось его великой заслугой.

«Только одно понимание, соответствующее одному из этих методов, является истинным». То есть некоторые высказывания мудрецов можно понять только одним из перечисленных выше способов. А если воспринимать его как абсолютное утверждение, верное во всех смыслах и при всех обстоятельствах, то возникнут неверное понимание и ложные выводы.

«Тот, кто знает основы Б-жественной мудрости, знает, к какой области эти вещи относятся». «Основы Б-жественной мудрости» – это основы мудрости Каббалы. (выше автор уже объяснил, что «Б-жественная мудрость» относится к категории «тайна», סוד.)

Хотя сейчас автор обсуждает высказывания мудрецов, объясняющие Писание, он все равно упоминает «Б-жественную мудрость», так как в основе всей мудрости Торы лежит «тайна». И истинные причины всех уровней понимания Писания (пшат, ремез и драш– простое значение, намек и то, что выводится из слов Писания), в действительности содержатся в тайной мудрости. И все правила, по которым интерпретируются слова Торы, уходят в глубины тайной мудрости. Поэтому только тот, кто знаком с этой мудростью, держит в руках ключи к пониманию слов Торы в их истинных рамках и параметрах. И такому человеку очевидна истинность всей традиции, письменной и устной.

Подготовил рав Б. Набутовский по материалам книги рава А. Баума


http://www.beerot.ru/?p=26562