Оживление мертвых — 13 — Жить своей верой

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1505
жить своей верой

Урок десятый. «Жить своей верой»

1. В Торе сказано: «Тогда воспел (ישיר – яшир) Моше и сыны Израиля эту песню Б-гу» (Шмот, 15:1). Фактически написано: אז ישיר (аз яшир) – «тогда воспоёт».

Объяснив простой смысл этой строки Торы, Раши приводит толкование мудрецов Талмуда (Санедрин, 91б): здесь в Торе скрыт намек на оживление мертвых, ведь слово яшир («воспоёт») написано в будущем времени [имеется в виду следующее: в будущем Моше будет оживлен, и «тогда он воспоет песню Б-гу»]. Однако согласно простому смыслу, безусловно, имеется в виду, что Моше уже «воспел …эту песню».

В мишне в список евреев, у которых нет удела в Грядущем мире, включен тот, кто утверждает, «будто об оживлении мертвых не сказано в Торе» (Санедрин, 90а).

Раши комментирует эту мишну так: «Говорящий, что об оживлении мертвых не сказано в Торе, отрицает толкования мудрецов. Ведь далее в Талмуде обсуждается, где именно в Торе содержится намек на оживление мертвых. И даже если человек верит в оживление мертвых, но лишь отрицает, что об этом сказано в Торе, он – вероотступник. И если он не признаёт, что про оживление мертвых говорится в Торе, что нам до его веры?!» Что нам до веры, которая основана не на Торе?

2. Почему же так важно, что мы знаем об оживлении мертвых «из Торы»?

Потому что это нас обязывает. Если об этом «сказано в Торе», значит, это неотъемлемая часть заповедей и законов Торы. Сказанное в Торе обязывает. А если человек верит в оживление мертвых, никак не связывая это с Торой, такая вера ничего не меняет в его образе жизни.

Но если вера в оживление мертвых исходит из Торы, то тогда оживление мертвых, которое произойдет в будущем, обязывает человека уже сейчас.

3. Вера в оживление мертвых подразумевает, что эта земная жизнь обретает свой подлинный смысл только в конце пути. Каждый живущий знает, что его жизнь в этом мире началась в определенный момент и в определенный момент закончится. Но такая жизнь на самом деле лишена смысла.

Если знающие и достойные доверия врачи открывают человеку, что ему осталось жить всего несколько месяцев, то это будет уже не жизнь. Он потеряет всякий интерес к жизни и не станет ничего делать.

А если у него в запасе год, два года, три, десять – есть ли в этом большая разница? Если жизнь ограничена определенным сроком, то никакой принципиальной разницы в этом нет.

Человеку кажется, что по сравнению с несколькими месяцами десять лет – это большой срок. Но ведь он уже прожил предыдущие десять лет и знает, как быстро они пролетели.

И когда человек начинает понимать, что его жизнь уже завершается, что тогда?

Всевышний сделал так, что человек забывает о предстоящей смерти. Смерть просто уходит из его поля зрения. Однако смерть – это факт. На одной из станций жизненного пути она, безусловно, поджидает каждого. Вне всякого сомнения. И чем человек становится старше, тем эта станция ближе.

Нужно быть сумасшедшим, чтобы об этом вообще не думать. Но если люди начнут размышлять об этом постоянно, то никто не сдвинется с места. Любое действие потеряет свой смысл.

С другой стороны, человек, который точно знает, что через несколько месяцев он умрет, очевидно, не станет делать своих обычных глупостей. Но даже если он не знает, когда умрет, тем не менее, ему точно известно, что в один из дней это произойдет. Может быть, даже завтра.

Для разумного человека нет существенной разницы, сколько именно лет ему еще предстоит прожить. Потому что подлинная жизнь находится за порогом смерти.

4. Вера в оживление мертвых наполняет смыслом земную жизнь. Если человек живет с этой верой, то ему неважен срок его жизни. Для того, кто знает, что подлинная жизнь начинается за порогом смерти, не так уж важно, осталось ли ему здесь прожить еще год или два. Он знает, что в конце концов подойдет момент «смерти», и тогда произойдет то, что должно произойти.

5. Обычно, когда близкие люди навещают больного, который приближается к часу своей смерти, ему говорят: «Б-г поможет. Ты еще поправишься и будешь жить долго!»

Но в Талмуде написано, что следует говорить совсем по-другому: «Исповедуйся перед Б-гом в своих грехах, ведь приговоренные к смерти исповедуются [и тем самым обретают удел в Грядущем мире]» (См. Шаббат, 32а и Раши). [Прим. ред. См. «Шулхан Арух», «Арух а-Шулхан», «Йоре Деа», 338 и комментарий Шаха там. «Шулхан Арух» и комментаторы пишут, что больному говорят о возможной смерти и добавляют, что в заслугу исповеди многим была продлена жизнь.]

Так говорят с верующими людьми. Это единственный верный путь. Человеку необходимо сказать, что, возможно, он умирает, и поэтому ему нужно подготовиться к смерти, покаявшись перед Б-гом.

6. Всевышний открыл нам, что на самом деле называется жизнью. Настоящая жизнь неподвластна смерти. Мы бы не могли узнать это сами. Максимум, что мы можем сами постичь – это то, что любая система ценностей, ограниченная рамками земного мира, лишена смысла. Самое высокое понимание может быть лишь негативным. Так, наш праотец Авраам постиг, что мир не может существовать без создавшего его Б-га.

Любая система ценностей, ограниченная рамками земного мира, призрачна.

В этом мире обитают люди, приговоренные к смерти. Когда приговор будет приведен в исполнение, они не знают. Но он, безусловно, будет реализован.

Смысл для своей жизни они могут почерпнуть только оттуда, из-за смертного рубежа. А поскольку мы узнаем об этом смысле из Торы, вера в оживление мертвых обязывает нас к определенным действиям и поступкам на протяжении всего нашего жизненного пути. И тогда вся жизнь будет прожита по-другому.

7. Цель, к которой мы направляемся, придает смысл всему пути. Всё, что мы делаем в своей жизни, уходит туда и только туда – в посмертный мир воздаяния. Но если человек ищет смысл своей жизни здесь, в земном мире, то это его никуда не приведет. У такой жизни не будет никакой осмысленной цели.

8. Разум не может постичь того, что находится за пределами разума. Органы чувств человека не способны воспринять то, что им недоступно. Только подлинная вера может заглянуть в будущее. В этом глубинный смысл слов Талмуда о том, что пророк Хавакук основал все заповеди Торы на одной – на вере (см. Макот, 24а).

Жизнь должна быть основана на вере в оживление мертвых, которую мы воспринимаем из Торы.

Об этом и сказано у пророка: «Праведник будет жить своей верой» (Хавакук, 2:4). Не написано, что праведник будет верить или надеяться – но именно «будет жить». Для того, чтобы понять, что на самом деле называется жизнью, необходима вера.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=48446