Оживление мертвых — 14 — Упущенный момент

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1733
упущенный момент

Заключительная беседа. «Будет радоваться…»

1. На первый взгляд существует вопиющее противоречие. Вопрос, взывающий к Небесам. Всевышний создал Вселенную ради определенной цели – чтобы мир следовал Его воле. Но со дня, когда Он сотворил Первого Человека, до сегодняшнего дня, когда мы приближаемся к эпохе Машиаха, не было ни одного целого дня, который оказался бы совершенным.

В талмудическом трактате Санедрин (38б) приведена почасовая хроника шестого дня Творения, когда Всевышний создавал Адама. В первый час был подготовлен материал. Во второй час – сделана заготовка – голем. В третий – созданы органы, полости и конечности. В четвертый – вселена душа. В пятый – Адам встал на ноги. В шестой – дал имена животным (См. Берешит, 2:19-20). В седьмой час Всевышний усыпил Первого Человека, «взял одну из его частей» и «преобразовал эту часть …в женщину» (Берешит, 2:21-22). В начале восьмого часа дня Адам и его жена вступили в близость – «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером».

[В результате первой близости у них в тот же час родились близнецы, ведь это было еще до наказания за грех, которое выражено в словах: «Многократно умножу Я страдание при твоей беременности, в муках будешь рожать детей» (Берешит, 3:16).] В девятый час ему была дана заповедь не есть от Древа Познания. В десятый – он согрешил. В одиннадцатом часу – был судим, а в двенадцатом – наказан.

В девятый час ему была дана заповедь, а в десятый – он согрешил. Даже часа не прошло между запретом и его нарушением.

[В мидраше отмечается, что вследствие греха, совершенного Первым Человеком, была упущена возможность иного развития истории. Ведь первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять и не нарушить один запрет, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» («Берешит Раба», 24:5).

Но если бы Адам устоял в испытании, мир сразу бы достиг конечной точки развития. Выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Э. Деслер поясняет: «Души всех людей были включены в душу Первого Человека, и силой своего свободного выбора он мог преобразовать во Вселенной всё, что было необходимо. И если бы Первый Человек не согрешил, то история этого мира продолжалась бы всего шесть дней, а на седьмой – наступил бы Грядущий мир (а-олам а-ба). На этом цель творения была бы осуществлена. И только из-за греха Первого Человека его душа разделилась на множество отдельных душ, каждая из которых обладала свободой выбора, а шесть дней творения превратились в шесть тысячелетий нашей истории» («Михтав ми-Элияу», 2, с. 152-153; см. там же 1, с. 293).]

2. Было еще несколько подобных возможностей:

Один раз весь народ Израиля поднялся до духовного уровня Адама перед тем, как он согрешил. Это было в час дарования Торы. Но в тот самый час, когда Моше стоял перед Творцом, принимая от Него скрижали завета, был сделан золотой телец.

В тот момент, который должен был стать моментом полного исправления греха Адама, был изготовлен телец. В то самое мгновение. Когда Всевышний держал скрижали с одной стороны, а Моше уже держал их с другой – в то самое мгновение был совершен грех (см. Иерусалимский Талмуд, Таанит, 4:5).

Мудрецы сравнивают народ, сделавший золотого тельца, с невестой, которая совратилась прямо под свадебным балдахином (см. Шаббат, 88б). Прямо в момент бракосочетания. Так мы выглядим!

3. Была еще одна подобная возможность.

День, когда была возведена Скиния Завета – переносной Храм в синайской пустыне, стал днем радости для всех миров (см. «Бемидбар Раба», 12).

Это было исправление греха с золотым тельцом. В тот день, первого нисана, народ Израиля мог удостоиться полного прощения за создание тельца. Но тогда произошло то, что произошло. В тот же день погибли старшие сыновья первосвященника Аарона – Надав и Авиу. Их грех (см. Ваикра, 10:1-2. Раши) испортил день возведения Скинии так же, как грех с золотым тельцом испортил день дарования Торы. И исправления не произошло.

4. Позднее был еще один момент, когда могло произойти полное исправление.

В тот час, когда царь Шломо построил первый Храм, это величественное строение могло остаться на все времена. Так должно было быть. Это стало бы окончательным исправлением всего мира.

Но в тот же день, когда Шломо завершил строительство Храма, он взял в жены Батью – дочь фараона. В тот день веселье, связанное с возведением Храма, было смешано со свадебным весельем в честь дочери фараона. И веселье в честь дочери фараона было большим, чем в честь возведения Храма. В тот час у Творца возник замысел разрушить Иерусалим и Храм («Бемидбар Раба», 10:4).

[Царь Шломо решился на этот шаг вопреки тому, что Тора запрещает вступать в брак с египтянами, даже если они принимают еврейство – до третьего поколения (см. Дварим, 23:8-9). Но Шломо полагался на традицию, согласно которой этот запрет относится только к египтянам, но не к египтянкам (подобно тому, как запрет по поводу моавитян относится только к мужчинам, но не к женщинам) – и это было его неумышленной ошибкой в определении закона (Радак, Млахим, 1, 3:3).

Дочь фараона приняла еврейство (причем процесс гиюра занял несколько лет), и только после этого Шломо посвятил ее себе в жены (см. Йевамот, 76а-б, «Тосафот Йешаним»; Радак, 1, Млахим, 3:3). Вместе с тем, обряд посвящения проводил лишь назначаемый Шломо суд из трех обычных судей, но гиюр не утверждался Высшим Санедрином, поскольку в те дни Санедрин уже не принимал прозелитов, ведь слишком многие стремились приобщиться к изобилию, царившему в еврейской стране.

И дочь фараона, как потом и другие иноземные жены Шломо, приняла еврейство не во имя служения Б-гу, а ради выгодного брака (Рамбам, «Исурей Бия», 13:14-17).

Поэтому еврейство большинства его жен оставалось под сомнением (Йевамот, 76б, Раши). Не случайно в последующие годы по требованию иноземных жен в Иерусалиме были возведены жертвенники для служения их божествам. И царь Шломо этому не воспрепятствовал (Млахим 1, 11:4-8, Раши; Шаббат, 56б).]

Подготовка к разрушению началась в сам день возведения Храма. В талмудическом трактате Шаббат (56б) рассказано, что в час, когда царь Шломо взял в жены Батью, дочь фараона, спустился ангел Гавриэль и основал у морского берега место, на котором затем был построен великий город Рим.

Духовное искажение, вызванное женитьбой Шломо на дочери фараона, привело евреев к изгнанию. В то самое время, когда могло произойти конечное исправление мира, началась подготовка к возведению Рима – города, ставшего столицей могучей империи, которая покорила святую землю и разрушила Храм.

5. В эти великие дни было возможно полное исправление. Но произошло то, что произошло.

В девятый час Адаму была дана заповедь, а в десятый – он согрешил. Невеста совратилась прямо под свадебным балдахином. Погибли Надав и Авиу. Радость по поводу возведения Храма смешалась с весельем в честь дочери фараона. Произошло то, что произошло. Во всем сотворенном мире не было даже одного часа совершенства. Не было даже мгновения!

Всевышний сотворил Вселенную, чтобы она следовала Его воле. Сотворенный мир должен был стать воплощением Его воли. Но не было ни одного часа, ни одного мгновения полного совершенства. Что-то тут не в порядке! Вся Вселенная была создана для цели, которая так ни разу не осуществилась. Не было ни одного совершенного мгновения!

Величайшему праведнику нашему праотцу Аврааму, у которого в сто лет наконец-то родился сын, Всевышний повелел принести этого сына в жертву всесожжения. А из-за того, что Ицхак был вознесен на жертвенник, умерла его мать – Сара, жена Авраама. Возвратившись с горы Мория, Авраам оплакал свою жену и придал ее погребению. Нет совершенной радости! Даже у великих праведников нет совершенной радости в этом мире.

6. Более того, может показаться, будто и Сам Творец не рад Своему миру.

В псалме не написано «Радуется Б-г Своим созданиям». Написано: «Будет радоваться Б-г Своим созданиям» (Теилим, 104:31). В будущем Всевышний будет радоваться делам своих праведников. Но сегодня в мире нет радости!

7. Как такое возможно?! Как может быть, что во Вселенной, сотворенной ради определенной и единственной цели, эта цель не выполняется даже в течение одного часа?

В Торе рассказывается, что в тысяча шестьсот пятьдесят шестом году от Сотворения мира произошёл всемирный потоп. Всё существующее было стерто с лица земли. Целый огромный мир с несчетным числом людей. Могучая цивилизация, о которой рассказывают мудрецы Талмуда (см. Санедрин, 108а), сгинула и перестала существовать. Остался лишь Ноах с его семьей.

Период истории мира до праотца Авраама называют двумя тысячелетиями «бесформенности» – тоу. Два тысячелетия хаоса и «бесформенности». [В Талмуде разъяснено: «Шесть тысячелетий будет существовать мир. Два тысячелетия – бесформенность (ведь еще не была дана Тора; Раши); два тысячелетия – Тора и два тысячелетия – дни Машиаха. Но из-за наших грехов, которые умножились, произошло то, что произошло» (Санедрин, 97а-б; Авода Зара, 9а).]

Да и после этого, на протяжении всей истории, много ли было в мире благих мгновений? А если такие мгновения и были, то рядом уже поджидали порча и разрушение. Это просто не укладывается в голове! Как такое возможно?!

8. Вера в оживление мертвых объясняет всё. Нужно понять, что смерть это не просто нечто, пресекающее то состояние, которое в наших глазах выглядит «жизнью».

«Смерть» (точнее, явление, которое мы привыкли называть этим именем) – это преграда на пути духовного света. Эта заслоняющая преграда не дает увидеть продолжение. Из-за нее создается впечатление, что путь каждого живого существа обрывается. Это и есть «смерть».

Тайна жизни заключена в том, что каждое существо и каждая вещь в мире существуют вечно. Нет ничего, что бы заканчивалось и полностью исчезало. Нет ничего напрасного. В этом мире есть только жизнь, и нет в нем смерти. Всевышний не создавал смерть. Он сотворил только жизнь. Любое живое существо и любая вещь никогда не перестают существовать. Всё совершенно.

Вселенная была сотворена для определенной цели, и всё, что не соответствует этой цели, просто не существует. Просто не может существовать, ведь реальность – это и есть реализация цели, ради которой сотворен мир.

Продолжение следует

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=48612