Письма о путях учебы и упорного труда над Торой — В седьмой день Песаха умер рав Хаим Шауль Грайнеман, племянник Хазон Иша и большой гаон в Торе

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шауль Грайнеман

1964

В день Швии шель Песах наш народ постигла очередная трагедия. Был призван в Небесную ешиву великий мудрец Торы и наставник – рав Хаим Шауль Грайнеман.

Рав Грайнеман родился в Вильно у рава Шмуэля и рабанит Цивьи Грайнеман. Рабанит Цивья была дочерью рава Шмарьяу Йосефа Карелица, и рав Хаим Шауль был племянником великого Хазон Иша.

Рав Хаим Шауль учился в ешивах «Ломжа», «Тиферет Цион» и «Хеврон». В начале 40-х годов прошлого века рав Хаим Грайнеман женится на рабанит Хане Дворе, дочери рава Исраэля Шалома Лурья. Месадер кидушин на их свадьбе был великий рав Исер Залман Мельцер.

Рав Грайнеман был известен в мире Торы, как великий знаток Талмуда, впитавший в себя и передавший нашему поколению пути учебы великого Хазон Иша. Его книги, названные «Хидушим у-Биурим», в наши дни изучают бней Тора по всему еврейскому миру. Кроме того, рав Хаим Шауль был известен, как выдающийся законоучитель. Его постановления во многих областях еврейского закона приняты в нашем поколении, как основополагающие.

Рав Хаим Шауль Грайнеман провел всю жизнь в глубоком изучении Торы. Великий мудрец удостоился большого потомства – двенадцати сыновей и четырех дочерей. С тяжестью в сердце приходится осознавать, что наше поколение лишилось одного из величайших наставников.

Да будет память о великом праведнике благословенна!

Рав Хаим Шауль Грайнеман является так же автором писем о путях учебы и упорного труда над Торой

Письма о путях учебы и упорного труда над Торой

Письмо первое

С пожеланием мира и блага!

В силу ценности времени и ценности жизни, ради высоты их уровня и совершенства не премину укрепить то, что требует укрепления – словами весомыми и бесспорными.

Основное в замысле творения человека – чтобы он поднимался в чистоте и святости и возвышался над материальным, удаляясь от желаний тела и вожделений. Чтобы в этом каждый следующий его день превосходил предыдущий, чтобы открыл он щедрые источники чистоты и святости, питающие душу высшей радостью. Все это – через усилия в Торе и трепете перед Небесами, полноценный труд все часы его жизни, чтобы они сделались непрерывной цепью единого дела служения Творцу Единому, благословенному, Которому нет подобных в Единстве Его. И таков образ служения, требуемый от всех сотворенных по образу Его.

Вот, в день поста удел и заслуга каждого последующего часа больше, чем предыдущего, по мере нарастающей от часа к часу тяжести поста. Так и в Торе, и в трепете перед Всевышним: конец каждого часа важнее его начала, и два раза учебы по часу не идут в сравнение с усилиями двухчасовой учебы – тем более ценность дня, заполненного Торой, гораздо больше, чем учеба два раза по полдня.

Дорогой мой друг! Жаждет душа моя видеть, как Ваш дух будет властвовать над телом безраздельно – так, чтобы все аспекты Вашего повседневного бытия управлялись осознанием Вашей душой сути и смысла жизни. Ведь в этом и состоит цель человека – превратить себя из просто человека в служителя Всевышнего! Ожесточиться против тела до конца – и явить величайшую милость душе; сделать сутки единым целым в стремлении к Торе, которая равноценна всем заповедям вместе взятым!

Таковы слова, написанные с любовью, тем, кто желает Вам счастья.

Перевод – рав П. Перлов

Письмо второе

С пожеланием мира и блага

Из изречений наших мудрецов следует, что слова Торы нуждаются в укреплении, –  и я пишу тебе это письмо, зная, как желанны тебе мои слова.

Как ты понимаешь и знаешь по себе, человек из плоти и крови может жить в этом мире жизнью особой – жизнью вечности. Тело его – на земле, а голова достигает небес; и ему дано любоваться красой созданий высших и низших; и душа его просветлена. Его Тора питает его днем и ночью, сопровождает его при отходе ко сну и по пробуждении.

И зачем мне распространяться об этом – ведь все это открыто и ведомо тебе! Но суета текущих дел и бремя пропитания отвращают твои помыслы и тянут их к иным путям – обратить главное в маловажное, а маловажное – в главное. И вращаться в том кругу без конца и края – одно влечет за собою другое, а другое – третье.

Но в свете истины все это – тщета и ложь. Ни прибыли нет, ни ущерба. Нет ни контор, ни фабрик; ни богатства, ни бедности; ни радости, ни печали; ни почестей, ни бесчестья; ни любви, ни ненависти…

Но лишь Он один – Царь над царями царей! Все творящий и терпеливо все сносящий! Предобрый и дарующий всем благо! И Его взгляд устремлен на всех и вся, и по великой благости Своей Он дал нам знать Свою волю – чтобы исполнять нам ее от чистого сердца. И в этом – весь наш мир; и вокруг этого вращается все, от края и до края. И тот, кто удостоился исполнить заповеди Его, благословенного – удостаивается всего мира, и все принадлежит ему. Решает он – и осуществляет; просит – и получает отклик на свою просьбу. И все желают быть к нему поближе, и все выходят радостно ему навстречу. Душа его ликует в единении с Творцом; хорошо ему, и хорош удел его!

Но тот, кто не обратил своего сердца… Ловящий ветер, несущийся вскачь схватить «каждый кусок себе добрый, бедро и плечо»(см. Йехезкель, 24:4). «Ко мне иди все, что стоит денег!» – рыкает он жадно. И все собирается вокруг него в ответ на рвение великое его, – а он уверен, что удовольствия обеспечены ему. И дал Творец злодею то дурное свойство – собирать и копить для себя.

А ныне ты, удостоившийся и превзошедший многих и многих, приблизившийся к обретению венца Торы, – встань! Соберись с силами, как могучий воин, чтоб продолжить с воодушевлением священным, с удвоенной мощью и напором, – навстречу нашей заветной цели! А я попытаюсь помочь тебе несколькими советами, из которых ты выберешь то, что посчитаешь верным.

а) Выбирать в течение дня несколько мгновений, чтобы подводить в них счет исполненных заповедей и оплошностей, и признаваться во всех грехах этого дня – как сын признается в них перед отцом. И это – заповедь Торы.

б) Хотя бы одна молитва каждый день должна быть с особенным настроем и сосредоточенностью.

в) Заключить завет с устами своими о том, чтобы не говорить, не подумав сперва – то есть приучить себя не отвечать, не достигнув прежде известной меры сосредеточенности. И тем более – не начинать говорить, не подумав как должно; и говорить лишь необходимое и близкое к нему, в спокойствии и душевном равновесии.

г) Основа основ – проявлять постоянство в изучении нашей святой Торы и жестоко воевать против всего, что препятствует этому. Я думаю, что если бы ты твердо решил в своем сердце не отвлекаться от учебы в первую половину дня более одного раза в неделю, то преуспел бы в этом.

д) Думать перед каждым своим делом, чего хочет от меня Всевышний в данный момент.

Таковы слова истинно любящего тебя, пишущего из глубины сердца тому, кому он ближе брата, и надеющегося видеть его истинно счастливым…


http://www.beerot.ru/?p=13413