Письма о путях учебы и упорного труда над Торой — Все препятствия — воображаемые!

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шауль Грайнеман

1401

Письмо седьмое

Благополучия и великой помощи моему дорогому и любимому…

Следует смотреть на вещи в общей перспективе – как на борьбу человека с его дурным побуждением и препятствиями, которые оно воздвигает, различными и непохожими друг на друга. В большинстве своем они воображаемые, и лишь немногие – реальны. Сами по себе беспокойство и тяжкие вздохи о том, чего не хватает, – тоже из такого рода препятствий, мешающих собраться с силами и превозмочь. Намного больше жертв отчаяния, чем жертв веселья. Мысль, будто причина [неудачи] в том или в этом, – обман дурного побуждения, сродни [известному оправданию]: «когда освобожусь – буду учиться». Ведь такая дорога легче, это понятно, поскольку на ней человек полагается на туманное будущее или на ожидаемые им перемены.

Но одна из важнейших основ состоит в том, что только делам человека под силу помочь ему исполнить долг его в мире, и для этого даны 613 заповедей – чтобы ими очистить людей. Но когда мудрость преобладает над делами, – не устоять ей, ибо так устроил Творец этот мир. У человека есть также возможность принудить себя к делам и искусственным путем, без намерения цельного и совершенного. И дела просветлят его разум шаг за шагом, и возвысят, и вот – часть воображаемых преград ушли, исчезли… а вот еще заповедь, и еще, и еще! Лишь таков путь к успеху!

Еще одну злую болезнь видел я под солнцем, и несносна она для меня. То, что привыкли считать, будто главное [в изучении Торы, при разборе какой-то темы] – возводить огромные здания, произведения искусства, а в них – свести в единый строй множество вещей в приятной уху прекрасной гармонии. И напротив, не видят ценности в маленькой точке на законном месте ее, в рассуждении или в Гемаре – в доказательстве, возражении или ответе на него. Такая точка гораздо ближе к истине, чаще всего, чем что-то большое. И видели глаза мои, а не чьи-то другие, великую радость учителя нашего [Хазон Иша], да будет благословенно его имя, от самого малого штриха, от малого объяснения в нашей святой Торе ради раскрытия правдивости ее, в которой нет границы и нет предела глубине понимания малейшей из истин!

И еще дело, творимое дурным побуждением – ловить души и повергать в отчаяние, лишая их счастья Торы из-за невозможности выстраивать сложные конструкции под барабанный бой и аплодисменты. Это сеет в душах чувство неудачи и разбитого духа, нежелание продолжать.

Нужно насаждать в сердце истину о том, что все препятствия – воображаемые, и в силах человека справиться с ними со всеми. И не советами издалека, а заставляя себя повторять и заучивать талмудические дискуссии Абайе и Равы, даже когда трудно сосредоточиться, раз и другой, пока вдруг не окажется, что препятствие – не что иное, как «мешок, надутый ветром». И если удостоился человек в течение дня понять одно замечание раби Акивы Эйгера или «Кцот а-Хошен» и т. п., то он удостоился целого мира, и Всевышний радуется ему, и впишет те слова в книгу из-за великой важности их и любви к ним. И бывает иногда, что самостоятельное углубленное изучение тяжело человеку, и тогда хорошо для него будет изучать и вникать в то, что глубоко изучено другими, и проверить это, насколько сумеет, и сделать свои замечания, насколько они у него появятся.

Следует отдалиться от печали как можно дальше. Нужно приблизиться к радости, в трепете, как можно ближе. Вглядитесь в свой счастливый удел – чего Вы уже удостоились, а также в другие вещи, ожидающие, что Вы удостоитесь их. И, в действительности, я оставляю все мысли, какие есть в мире, и только обдумываю талмудические дискуссии Абайе и Равы. «Трудись в ней [Торе] и копайся, ибо в ней – все… и с нею поседеешь и состаришься, – и не отходи от нее» (Пиркей Авот, 5:22).

Если сумеете преодолеть свои привычки и удостоиться углубленно учиться в одиночестве несколько часов в день, это чрезвычайно приблизит Вас к цели и уберет перед Вами многие препятствия. И не бойтесь ошибок или недостаточного понимания, ибо «стыдливый – не учится», и [как еще сказали наши мудрецы]: «не овладевает человек пониманием Торы, если не ошибался в словах Торы». И главное – просить милосердия у Того, Кому принадлежит мудрость. И еще сказали наши мудрецы: «Что должен делать человек, чтобы овладеть мудростью? Приумножать свою учебу и уменьшать торговые дела».

Дорогой мой! Вы скрыли от меня вещи, которые Вас удручают, – и они удручают меня еще больше. Я не осмеливаюсь вторгаться в личную сферу других людей, – но велико мое желание, чтобы Вы почувствовали, что нет здесь «двух сфер». И вот что я воистину чувствую: боль Ваша – моя боль, и Ваша радость – радость моя, и Ваше счастье – мое счастье, и Тора Ваша – утешение мое.

С благословением и молитвой за Вас…

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=14465