Кто удостоится Избавления

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1382

Ребе из Гур, автор «Лев Симха», рассказывал, что в молодости он сопровождал своего отца, автора «Имрей Эмет», на большой съезд «Агудат Исраэль» в Вене, где принимал участие сам Хафец Хаим. Ему очень хотелось познакомиться с великим раввином.

Однако Хафец Хаим был уже очень пожилым, он сидел на стуле, говорил слабым шепотом, а вокруг него толпилось множество народу, желая услышать его слова. Будущий ребе тоже пробрался поближе, и успел услышать совсем немного: «В молитве человек стоит прямо перед Творцом. Горе человеку, который своей собственной молитвой прогоняет Шехину. Каким образом? В Гемаре (Сота, 42б, Санедрин, 103а) прямо сказано, что лжецы не принимают Лик Шехины, как говорится в Теилим: “Произносящий ложь не устоит перед Моими глазами”. И даже одноразовая ложь прогоняет Шехину. А мы в каждой молитве Амида, стоим и просим: “Росток дома Давида, раба Твоего, поскорее взрасти и возвысь его в Избавлении Твоем; ибо на Твое спасение мы надеемся весь день”. Мы действительно “надеемся на Твое спасение”? Действительно – “весь день”?»

Это то, что он услышал, и очень долго ему было над чем размышлять…

Но на самом деле – так и должно быть.

Когда человек предстает перед Высшим Судом, его спрашивают: «Ты ждал Избавления?» (Шаббат, 31а)

А пророк Хавакук (2:3) обязывает: «Даже если он (Машиах) задерживается – жди его!»

Рамбам пишет в «Законах царей» (гл. 11, алаха 1): «Каждый, кто не верит в него или не ждет его прихода, отрицает не только слова пророков, но и саму Тору и Моше рабейну!»

Конечно, есть здесь разные уровни. От уровня самого Хафец Хаима, который жил с постоянным ощущением «вот, он уже стоит за нашей стеной», и сказал, что это подобно человеку, который ожидает гостя на Шаббат: он занят приготовлениями к Шаббату, но знает, что в любой момент может раздаться стук в дверь, и он ждет этого стука, он не будет удивлен, услышав его. И до уровня, о котором он писал в своей книге «Ждал ли ты Избавления?» (гл. 2), что суть ожидания его прихода – не отчаиваться ни по какой причине, и знать, что он придет и это может случиться в любой день.

Как бы то ни было – это наш долг, и мы его выполним. Но вот вопрос – а действительно ли нам будет хорошо от его прихода?

Что я имею в виду? Сказанное в Гемаре (Бава Батра, 75б) на стих из пророка Йешаяу (4:5): «Тогда сотворит Б-г над всем, что стоит на горе Цион, и над теми, кто созван туда, — облако в дневное время и дым, и свечение пламенного огня – по ночам». Кто это – «те, кто созван туда»? Сказал раби Йоханан: «Иерусалим будущего мира не таков, как Иерусалим в этом мире. В этом мире – каждый, кто хочет подняться в Иерусалим, может прийти. А в Иерусалим будущего мира придут лишь те, кто приглашены туда. Об этом и сказано (Бава Батра, 75б), что Иерусалим будет поднят на высоту трех парсот (около четырнадцати км.)». Т.е. что лишь те, которые поднимут себя (на высокий духовный уровень – прим. пер.), удостоятся находиться в нем, а те, кто копошатся на земле – будут только издали поглядывать на него.

Известно, что Хафец Хаим, будучи уже в очень преклонном возрасте, когда свидетельствовал о себе, что даже поездка в Вильно для него представляет опасность для жизни, страстно желал поехать в Землю Израиля. Для него уже приготовили квартиру в Петах-Тикве, он уже попрощался с жителями Радина, и был полностью готов к поездке. Однако на следующий день рабанит заболела. Когда она выздоровела – заболела их дочь, когда выздоровела та – заболел сам Хафец Хаим. Тогда он сказал, что явно видно, что Свыше не дают ему поехать. Его спросили, почему он так страстно стремится поехать в Землю Израиля, и он взволнованно ответил, что Машиах может прийти каждый день, и тогда в Землю Израиля смогут подняться лишь те, кто достоин этого, и кто знает, будет ли он достоин. А если он уже будет жить в Земле Израиля, то надеется, что его оставят там…

Если Хафец Хаим опасался, то, что уж говорить о других…

Давайте изучим слова пророка Даниэля (12:1): «В тот час (во времена перед приходом Машиаха) замолчит, как немой, Михаэль, великий властитель [ангел], стоящий за сынов народа Твоего, и придет пора такой беды (в Высшем воинстве, и будут строго судить мудрецов Торы, и будут грабить и крушить, — Раши), которой не было с момента, когда Израиль стал народом, до этого дня, (и тогда придет Избавление), и в тот час спасется Твой народ, каждый, кто окажется записанным в Книгу».

В какую Книгу?

Объясняют наши учителя – рав Саадия Гаон и рав Авраам ибн Эзра, что имеется в виду слова Пиркей Авот (гл. 3, м. 2): «Если двое сидят вместе и если между ними слова Торы – Шехина царит между ними». Как сказано: «Тогда говорили боящиеся Б-га друг с другом, и Всевышний внимательно слушал, и их записали в Книгу Памяти пред Ним, Книгу боящихся Его и размышляющих о Его Имени». Это речь о двоих, а откуда мы знаем, что даже если один сидит и занимается Торой, Всевышний дает ему награду? Как сказано: «Сидит один и молчит, поскольку возложил на себя [бремя Торы]» (Эйха, 4:28). И добавляется (там же, 46), что Шехина с ним, как сказано: «В каждом месте, где будет упомянуто Мое Имя (а вся Тора – это Имена Всевышнего), Я приду и благословлю тебя». Спрашивает Гемара: если об одном сказано, что, когда он учит Тору – Шехина с ним, то уж двое – тем более. В чем же разница? И отвечает: в том, что, когда учат вдвоем – их слова записываются в Книгу Памяти, а слова одиночки – нет. Тосафот делают замечание: ведь сказано в Пиркей Авот: «Все твои деяния записываются в Книгу». Но дело в том, что эта Книга — пары, изучающей Тору, – это особая Книга.

И когда придет Машиах, и множество сыновей Израиля побегут, чтобы встретить его, быть с ним рядом, и убежать от страшных бед этого периода – перед ними поставят перегородку, и будут пропускать по одному после тщательной проверки. Кто ты, как тебя зовут. Записан ли ты в Книгу хеврут (пар, изучающих Тору), участвовал ли ты в уроках Торы. А, вот твое имя, на этой странице – что ж, можешь проходить.

А сколько останутся за забором?

«В тот час спасется Твой народ, каждый, кто окажется записанным в Книгу».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87727