[Из книги «Икарей Диним», Законы злословия (гл. 3, пункт 19, сноска 1).]
Если рассказывают что-то постыдное о ком-то, не упоминая его имени, и слушатели вообще не понимают, кто он такой, — каков закон?
Мы не говорим здесь о случае, когда рассказчик слышал это от других, — нельзя пересказывать услышанное из-за запрета принимать злословие. Если он передает услышанное и считает это правдой, то преступает запрет принятия дурной речи, а также нарушает повелительную заповедь «справедливо суди товарища своего» и запретительную заповедь «не возноси на него греха», как написал Рамбам в «Книге заповедей» (Запретительные заповеди, 303). Ведь запрещено даже в сердце думать, что кашерный еврей совершил грех.
И ещё нарушает две запретительные заповеди из слов пророков, как сказано в книге Зхарья (7:10): «Зло не думайте о брате своем — в сердце своем».
И ещё там (8:17) написано: «И каждый зло о ближнем своем не думайте». (Раши объясняет, что Зхарья предупреждает о беспричинной ненависти, из-за которой был разрушен Второй Храм.) Поэтому следует искоренить злобу из сердца полностью, и тогда естественным образом не придёт к тому, чтобы рассказывать об этом, даже не упоминая имени.
Однако даже тот, кто видел сам зло у кого-то, должен был оправдать его, — и если он этого не делает, то нарушает повелительную заповедь «по справедливости суди товарища своего».
А рассказывая об этом пороке и думая, что тот человек действительно сделал это зло, нарушает «по справедливости суди товарища своего» и ещё три запрета, как сказано выше. В этих вещах следует весьма остерегаться, услышал ли от других или увидел сам. И нужно искоренить из сердца зло на ближнего и не рассказывать даже без упоминания имени. [Примечание редакции. Один из способов судить по справедливости ближнего, даже если абсолютно ясно, что тот совершил — считать его поступок непреднамеренным.]
Перевод: рав Берл Набутовский