Стайплер о важности изучения Торы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер)

1644
о важности изучения Торы в общественной жизни Стайплер

Известно, что основная цель сотворения человека и его помещения в материальный мир – это труд в изучении Торы. Стих (Йов, 5): «Человек рожден для труда» наши мудрецы объясняют так (Санедрин, 99): «…неясно, для труда над Торой или для труда речи [рожден человек]. Поскольку сказано: “Пусть не сойдет книга Торы этой с твоих уст” (Йеошуа, 1), следует заключить, что человек сотворен для труда над Торой». И все существование мира происходит в заслугу талмидей хахамим, занимающихся Торой, согласно объяснению мудрецов (Псахим, 68) на стих «Если бы не Мой завет (Тора) днем и ночью, установления неба и земли Я бы не дал» (Ирмияу, 33). И сказали мудрецы (Санедрин, 99), что тот, кто не верит в это и говорит: «Какая польза нам от изучающих Тору», попадает в разряд апикоресов и трактующих Тору против ее сути, Б-же упаси.

И сказали мудрецы (Брахот, 8): «С того дня, как был разрушен Храм, нет у Святого, Благословен Он, пристанища в Его мире, кроме мест изучения Закона». То есть основа Б‑жественного Присутствия в среде еврейского народа сегодня – это Тора.

Сказал царь Шломо (Мишлей, 3): «Все твои дела не сравнятся с ней», и говорит Иерусалимский Талмуд (Пеа, в начале): «Весь мир и даже все заповеди не сравнятся с одним словом из Торы», т.е. награда за изучение Торы равноценна награде за все заповеди, вместе взятые. И объясняется в Талмуде (Мегила, 16), что изучение Торы важнее спасения жизни, важнее почитания родителей, важнее строительства Храма и важнее храмовой службы и жертв, как сказали мудрецы (Рош-а-Шана, 16) о потомках Эли, вина которых «не искупится жертвой и хлебным даром» (Шмуэль I, 3), но искупится изучением Торы.

Нет никакой иной возможности побороть дурное начало, усиливающееся и обновляющееся каждый день, кроме как посредством занятия Торой, как сказано (Бава Батра, 16): «Я создал дурное начало, Я же создал Тору – средство против него». И также сказано (Кидушин, 30): «Если вы заняты Торой, вы не попадете в его руки… если дурное начало как камень – оно растворится благодаря учебе».

А битуль Тора – устранение от изучения Торы (пустая трата времени, которое можно было заполнить учебой), или создание препятствий для изучения Торы другими – тягчайший грех, как сказано в «Сифри» (глава «Экев»): «Как награда за изучение Торы выше, чем за прочие заповеди, так же наказание за битуль Тора суровее, чем за прочие преступления». И об этом также сказано в Иерусалимском Талмуде (Хагига, раздел 1): «Простил [т.е. не выносил приговора о разрушении Храма и изгнании] Святой, Благословен Он, [во время Первого Храма] грех идолопоклонства, разврата и кровопролития, но не простил битуль Тора, как сказано (Ирмияу, 9): “Что погубило Землю [Израиля]?”». И еще поясняют наши мудрецы (Санедрин, 99), что написанное в стихе (Бемидбар, 15) «Слово Б-га опозорил… искоренится душа его…» относится к тому, кто мог бы заниматься Торой, но не делает этого. И даже во время завоевания евреями Земли Израиля, когда весь народ был на милхемет мицва (предписанной Торой войне), возгорелся гнев Творца за грех битуль Тора, как сказано (Мегила, 3): «…незамедлительно “заночевал Йеошуа в низине (буквально – в глубоком месте)…” (Йеошуа, 8) – провел всю ночь, постигая глубины Закона».

Нельзя удостоиться оживления из мертвых, кроме как в заслугу изучения Торы. В отношении же тех, кто, так или иначе, неспособен заниматься Торой, мудрецы нашли выход – пусть поддерживают изучающих Тору (см. Ктубот, 111). И также сказано (Брахот, 17): «Чем женщины удостаиваются Грядущего Мира? Тем, что посылают сыновей учить Тору, и ждут мужей, возвращающихся из бейт-мидраша».

Нет никакой возможности описать награду за изучение Торы. И сказали мудрецы (Брахот, 34), что все пророчества о награде относятся к тем, кто выдает дочерей замуж за талмидей хахамим или берет их в долю в бизнесе, но о награде самих талмидей хахамим сказано (Йешаяу, 63): «Глаз не видел…», т.е. даже пророческому видению это недоступно.

Все существование еврейства во все времена происходило за счет влияния и руководства со стороны крупнейших мудрецов Торы поколения. Они распространяли Тору, чтобы не забылась она в среде народа Израиля, и великой милостью Творца никогда не прерывалось существование ешив и групп изучающих Тору, трудящихся над ней и постигающих ее.

Известно, что Тора, которую человек изучает с малых лет и до женитьбы, возвышает его, как правило, до ступени ученика с ясным мышлением, который «способен учиться». Т.е. если он примет на себя ношу Торы, то сможет развиваться, заниматься разъяснением глубин Закона во всех его областях, двигаться в море Талмуда и законоучителей истинным путем. Однако удостоиться короны Торы, чистого трепета перед Творцом может только тот, у кого Тора – основное занятие, и он жертвует собой ради нее (см. Шаббат, 83) и выполняет то, что сказано (Мишлей, 5): «От любви к ней забывает обо всем»; и сказано (Эрувин, 55): «Не найдется Тора среди торговцев». Потому что наша святая Тора – «длиннее земли и шире моря» (см. Эрувин, 21).

А что произойдет, если этот ученик сразу после женитьбы отправится зарабатывать на пропитание? Во-первых, в силу дурного окружения людей, сбросивших ярмо Торы, могут значительно поколебаться его трепет перед Небесами и исполнение заповедей, упаси Б-г. Особенно эта угроза сильна в наше время, когда из-за наших грехов дана воля губителю опутывать весь мир ловушками, невиданными доселе, храни нас Г-сподь. Кроме того, даже если этот молодой человек удостоится и выстоит, сохранит свое соблюдение заповедей, он все же весьма скоро забудет то, что учил в ешиве, согласно сказанному в Иерусалимском Талмуде (Брахот, в конце): «Если оставишь меня на день, оставлю тебя на два дня». И так сказали мудрецы («Авот де-раби Натан», 24), что то, что человек выучил за двадцать лет напряженной учебы, он забудет за два года (если забросит учебу). И в Талмуде (Хагига, 16) о словах Торы сказано, что приобрести их трудно, как золотые сосуды, потерять же – легко, как стеклянные. Если так будет, что же станется с Торой, кто же поддержит ее величие, кто преподаст Закон, кто возведет ограду, кто встанет на защиту проломов в ограде в дни, когда пойдут на виноградник Всевышнего войной вредители всех мастей, прилагающие все усилия, чтобы найти в Торе лживые трактовки и исказить ее сообразно своим целям?

Тот, кто не достиг уровня законоучителя, но укрепился в Торе и устанавливает постоянное время для учебы. Тора для него – цель жизни, а не нечто, Б-же упаси, второстепенное, то, чем можно поступиться в силу тех или иных соображений. Такие люди самоотверженно хранили Тору и защищали стены Закона от атак разрушителей и губителей, приходящих извне и изнутри, и передавали Тору в святости и чистоте своим детям, из поколения в поколение.

Все это было прежде, во времена, когда любовь к Торе была крепка в народе Израиля. С тех пор, из-за наших больших грехов, испортились поколения, и люди сделали заработок основным, а Тору – второстепенной, сошел на нет и обычай поддерживать семьи молодых талмидей хахамим, чтобы они не отрывались от учебы.

Тогда, два поколения до нас, чтобы не забылась, Б-же упаси, Тора в народе Израиля, великие мудрецы, благословенна память праведников, организовали в нескольких центрах изучения Торы колели для аврехим (женатых мужчин, постоянно занятых изучением Торы) для тех, кто будет возвышаться в Торе. И это спасло положение, и из этих колелей вышли мудрецы, великие в Законе и распространяющие Тору в наших святых общинах.

И милостью Творца мы удостоились сегодня того, что есть в Святой Земле и за ее пределами замечательные колели, строго и свято хранящие изучение Торы днем и ночью, изучая каждый нюанс Закона со всей возможной глубиной, ибо это – цель изучения Торы (см. Сота, 21).

В заслугу Торы мы существуем, и Тора – залог существования всех миров, как сказали мудрецы (Санедрин, 99): «Каждый занимающийся Торой ради нее самой внедряет мир в верхние сферы и в нижние, и как будто построил Небесный и Земной Храм, и защищает весь мир, и приближает Избавление». И еще (Брахот, 8): «Каждый, кто занимается Торой и благими делами… Я засчитываю ему, как будто он выкупил Меня и Моих сыновей у народов мира…»

Велик удел тех талмидей хахамим, которые не увлеклись славой материального мира и его мнимыми ценностями, и стремятся лишь расти в Торе Всевышнего, и в ней их мысли день и ночь. О таких сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Брахот, в конце): «Раби Шимон бар Йохай говорит: если ты видишь, что люди отчаялись и не прилагают усилий в Торе, встань и поддержи ее, и ты получишь заслугу всех». Велико достоинство людей, поддерживающих изучающих Тору, и о них сказано: «Древо Жизни она для держащихся за нее, и поддерживающий ее – счастлив». В будущем мире Святой, Благословен Он, поместит их рядом с талмидей хахамим. Их благословляет Тора словами «Благословен тот, кто установит слова этой Торы», как написано в Иерусалимском Талмуде (Сота, 7:4). И сказали мудрецы («Авот де-раби Натан», 28): «Нет любви, подобной любви к Торе», а царь Давид сказал в пророчестве: «Как полюбил я Тору Твою – весь день о ней мой разговор!»

Перевод — рав Шимон Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=41432