Томер Двора — Глава 10

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

696
благословение

Глава 10

В главе Берешит («Зоар», гл. Берешит, 11а) раби Шимон разъясняет великое и важное наставление, почерпнутое из Торы: каким образом человек может соединиться с Высшей Святостью, вести себя в соответствии с ней и никогда не отделяться от высших атрибутов? Для этого его поведение должно отвечать времени. Это означает, что следует знать, какой атрибут властвует <в какое время>, соединиться с этим атрибутом, и совершить исправление, отвечающее правящему атрибуту.

Ночью следует соединиться с атрибутом малхут.

Начнем с ночи, времени, когда человек ложится в свою кровать. И вот, правление передано ночи — атрибуту малхут, а он идет спать. Сон подобен смерти, и [ночью] владычествует древо смерти. Что же делать? Следует исправиться и поторопиться соединиться с тайной святости, то есть, со скрытым корнем атрибута малхут в его святости. И с этим следует ложиться спать, полностью принимая на себя бремя Царства Небесного в намерениях сердца своего. И встанет в полночь, омоет руки от сил зла, которые властвует над ними, и избавится от зла в плоти своей, и благословит. И исправит Шехину посредством изучения Торы. И поэтому сказано о ней <Торе> (Мишлей, 6:22): «Когда ляжешь, будет охранять тебя» от внешних (сил зла), «и когда пробудишься, будет беседовать с тобою». И она [Шехина] соединится с ним, а он с нею, и поднимется образ души его в Райский сад вместе со Шехиной, которая входит туда вместе с праведниками. И атрибут тиферет тоже прибудет туда, чтобы блаженствовать с праведниками и с ним, в их обществе — ибо все слушают его голос. И вот, он в самом прямом смысле перешел вместе с ней от смерти и сна к тайне высшей жизни, и связал себя со скрытой основой Райского сада, и над ним начал сверкать свет атрибута тиферет, искрящийся в Райском саду над праведниками. И так объясняется в главе Трума («Зоар», 130б и 173б).

А когда на горизонте появляются первые признаки рассвета, ему тоже следует пойти в дом собрания <синагогу>, и связать себя с тремя праотцами. На входе в синагогу, следует произнести (Теилим, 5:8): «А я по великой доброте Твоей приду в дом Твой, поклонюсь <Тебе> в святом Храме Твоем в трепете пред Тобой» — и таким образом включает себя в тайну атрибута тиферет адам, который состоит из атрибутов хесед, гвура и тиферет. И входит в Собрание — атрибут малхут. И <произнося вышеупомянутый стих>, следует иметь в виду трех праотцов: «По великой доброте Твоей» — это Авраам; «поклонюсь <Тебе> в святом Храме Твоем» — это Ицхак, который относится к стороне поклонения, ибо он преклонил свой стан перед качеством суда, смирившись его проявлением, и подчинив ему свою волю. И тогда время уступает ему, ибо притянется изобильный поток милосердия свыше дабы усластить ее. «В трепете» — это Яаков, ибо сказано он нем (Берешит, 28:17): «Как грозно место это». И, таким образом, он включил себя в них мыслью, речью и действием. Мысль, которую мы упомянули, — это намерение, речь — это стих, а действие — это приход в синагогу и преклонение перед ковчегом.

Перед молитвой следует находиться в синагоге, так, чтобы рот его был как источник, струящий молитву и единство качества йесод. Источник открывается в роднике, то есть, в синагоге. В молитве следует исправлять Шехину всей силой своих намерений.

Выйдя оттуда, следует подняться в тайне Торы, и соединяется с ней в тайне качества дня, и следовать ей весь день, до наступления времени молитвы «Минха», когда он соединяется с атрибутом гвура. Ведь утром в молитве соединяются с атрибутом хесед, днем, занимаясь Торой, — с атрибутом тиферет, а перед наступлением вечера [во время послеполуденной молитвы «Минха»] — с атрибутом гвура. И все это также включается в качества дня — когда он приходит в синагогу [на послеполуденную молитву], чтобы объединить в скрытом корне атрибута гвура, также как он сделал со стороны атрибута хесед [во время утренней молитвы].

И между ними [между утренней и послеполуденной молитвой] привязывает к себе Шехину в своей трапезе — ибо делает этой нищей [Шехине] добро, как говорил Илель («Ваикра Раба», 34, по Мишлей 12:10): «Праведный знает нужду скотины своей». И это должно быть его намерением во время трапезы — сделать добро животной душе, и соединить ее со скрытым духовным источником пищи.

И после того, как наступило время послеполуденной молитвы, и он соединился с атрибутом гвура, следует дождаться вечера, и тогда атрибут тиферет спускается в атрибут малхут, и пребывает с ним в начале ночи. В этом время он соединяется с ним, и приходит в синагогу с вышеупомянутыми намерениями, и привязывает себя внизу. Атрибут тиферет приходит в свою обитель. Выйдя из синагоги, требуется в прямом смысле объединиться только с атрибутом малхут, в тайне принятия на себя бремени Царства Небесного. И это соответствие времени дня с высшими атрибутами, сфирот. И требуется всегда соединяться с тем светом, который властвует [в данное время].

Это наставление выводится из главы Берешит, а остальное собрано из многих мест в книге «Зоар», и это всеобъемлющий совет, каким образом человек может всегда оставаться связанным со святостью, и венец Шехины никогда не пропадет с его головы.
Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за данное ей право пользоваться их переводом книги «Томер Двора».

http://www.beerot.ru/?p=61416