Томер Двора — 3 — Вступление автора

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

706

Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы – «образа» и «подобия». Ведь если человек подобен Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: «прекрасный образ, но его поступки безобразны». Ибо главное в Высшем «образе» и «подобии» – это его действия. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!

[Тот факт, что человек создан по образу и подобию Творца, обязывает его работать над улучшением своего характера. Более того, эта обязанность предшествует получению Торы – сама сущность человека, созданного по образу и подобию, обязывает его стремиться уподобиться Творцу. С другой стороны, из того, что в человека с самого начала заложен образ Всевышнего, нужно сделать вывод, что в душе каждого кроются зачатки всех положительных качеств, о которых пойдет речь в книге. Наша задача заключается в том, чтобы развить в себе эти качества, и приложить максимальные усилия для того, чтобы вести себя в соответствии с ними. – Здесь и далее – примечания редактора, основанные на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав»]

Поэтому человеку следует уподобиться в своих поступках действиям сфиры Кетер, тринадцати высшим Качествам Милосердия. Эти качества записаны в стихе: «Кто подобен Тебе, Б-г, который выносит грех и убирает преступления остатка Своего наследия, не держит вечно Своего гнева, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами и удержит наши беззакония, <чтобы не потребовалось наказывать нас>. И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи. Ты явишь Истину Яакову, милость Аврааму, о которой Ты клялся нашим отцам с давних времен» (Миха, 7:18-20).

[Человек обретает очень многое благодаря тому, что приучается вести себя в соответствии с заложенным в него образом Всевышнего. Книга «Нефеш а-Хаим» в самом начале объясняет нам, что человеку дана власть над духовными мирами. Это означает, что события, которые происходят в этом мире, тоже зависят от человека, ибо духовные миры влияют на мир материальный. «Нефеш а-Хаим» объясняет, что у человека есть возможность создавать и разрушать духовные миры только благодаря тому, что он создан по образу и подобию Творца. Чем больше человек походит на заложенный в него образ, тем сильнее его власть над происходящим в этом мире.]

Таким образом, человеку следует проявлять эти тринадцать качеств. И теперь мы объясним те тринадцать черт характера, <подобных тринадцати качествам милосердия Всевышнего,> которые человек должен приобрести.

Первое качество. «Кто подобен Тебе, Б-г»

Это качество говорит о том, что Всевышний является «обижаемым Царем», терпеливо сносящим обиду, непредставимую для человеческого понимания. Совершенно очевидно, что от Творца ничего не скрыто, и силу, которая поддерживает существование человека в каждый момент времени, он получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает силу жить и двигаться – от Б-га! И, несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не прекращает изливать на него поток жизненной силы, а терпит это оскорбление – давать человеку силу для движения его органов, которую он в тот же миг использует для греха и преступления, он гневит Всевышнего, а Всевышний терпит обиду.

[Мы даже не можем себе представить, какие великие страдания испытывает Шхина – Б-жественное присутствие – когда человек грешит. Соответственно, мы также не можем понять все величие доброты Всевышнего, который терпит великую обиду и продолжает жалеть грешника. И хотя эти качества не подвластны нашему пониманию, мы должны стараться подражать им, насколько это возможно.

Здесь и далее – примечания редактора, основанные на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Веалахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим»]

При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить все это, ведь в Его власти в любой момент иссушить руки и ноги человека, как произошло с Яровамом (Мелахим, 1, 13). И вместе с тем, хотя Б-г мог бы лишить человека жизненной силы и сказать ему: «раз ты грешишь, греши своей силой, а не Моей», Он не лишает человека из-за этого Своего добра. Творец сносит оскорбление и продолжает давать человеку силу и изливать на него благо. И это неимоверная обида и непостижимое терпение.

[Почему же Всевышний ведет себя таким образом? Для того, чтобы дать человеку возможность раскаяться и вернуться в лоно Торы. А если ли бы не было надежды, что человек раскается, Всевышний бы не терпел его поведение.]

Поэтому ангелы служения называют Творца «обижаемым Царем». В этом смысл слов «кто подобен тебе, Б-г» – Ты, Б-г, добр и даешь благо; в Твоей власти отмстить человеку и забрать то, что принадлежит Тебе, но в то же время Ты сносишь обиду, пока человек не раскается и не вернется.

И человеку следует проявлять это качество – терпимость. Даже если получающие от него добро оскорбляют его в высшей степени, он, тем не менее, не должен лишать их блага.

[В книге «Рейшит Хохма» автор пишет, что именно из-за этого Тора запретила нам мстить и быть злопамятными – чтобы мы не отказывались делать добро тем, кто причинил нам зло.

В начали книги «Нетивот Ор», рав Ицеле Блазер пишет о своем великом учителе раве Исраэле Салантере так: кроме своей великой скромности, наш учитель также отличался тем, что был весьма далек от того, чтобы на кого-то обижаться. Он самым удивительным образом поборол в себе желание мстить людям, которые нанесли ему вред. Нам известно несколько случаев, когда ему причинили неприятности, и мы знаем, как он вел себя по отношению к своим обидчикам. Нам известно, что тем, кто делал ему зло, он изо всех сил старался отплатить добром. Он выискивал возможность помочь им, или оказать какую-либо услугу. Он говорил ученикам, что это заповедь из Торы – «прилепиться» к качествам Всевышнего. Если мы задумаемся о качествах, которые Всевышний проявляет по отношению к нам, то заметим, что в тот самый момент, когда человек совершает грех и восстает против Его воли, Творец изливает на него благо и оживляет его, ибо без этого человек не может прожить даже одного мгновения. Точно так же человек должен вести себя по отношению к тем, кто обижает его и причиняет ему неприятности. И наш учитель действительно так делал, и пусть праведные учатся у него.

Не совсем понятно, каким образом принципы, которым следовал рав Исраэль Салантер, вытекают из того, что сказал нам автор книги «Томер Двора». Ведь в книге написано только то, что Всевышний продолжает оживлять грешника. Там не написано, что Он дает грешнику большее благо, чем то, которое Он давал ему до того, как тот согрешил. Следовательно, и мы не обязаны делать обидчику больше добра после того, как он нас обидел, чем мы делали до этого.

Возможно, поведение рава Исраэля Салантера можно объяснить следующим образом: Всевышний делает добро беспрерывно, каждое мгновение. Поэтому качество «царь, который сносит обиду» проявляется постоянно. Если бы человек, который обидел рава Исраэля Салантера, находился в постоянной зависимости от него, то рав Исраэль смог бы уподобиться Всевышнему, просто не изменив отношение к этому человеку. Но так как обидчик от него не зависел, рав Исраэль специально выискивал возможность перебороть обиду.

Другое объяснение его поведения можно предложить, основываясь на книгах Рамбама. Рамбам пишет, что для того, чтобы приучить себя к определенному образу поведения или развить в себе определенное качество, человек должен вначале проявлять это качество самым крайним образом. Например, жадный человек, который хочет приучить себя к щедрости, должен в начале пути тратить и раздавать деньги налево и направо, и вести себя как можно расточительнее, чтобы сломать в себе жажду к деньгам. После этого он может вернуться к «среднему» поведению – не жадничать, но и не быть слишком расточительным. Возможно, рав Исраэль Салантер хотел сломать в себе естественную склонность обижаться на оскорбителя именно таким образом: он специально выискивал возможность помочь ему.]

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Цви Вассермана и издательство «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».

http://www.beerot.ru/?p=51354