Томер Двора — 10 — Качество девятое — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

885
Тора заповедала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха, 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, удалит преступления наши. И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Глава первая. Качество девятое. «И Ты ввергнешь в морскую пучину все их грехи».

Это одно из хороших качеств Творца. Ведь, когда дети Израиля согрешили, Всевышний отдал их в руки фараона, а потом они раскаялись – почему Он должен наказывать фараона? И тот же вопрос относится к Санхериву, Аману и им подобным. Однако Всевышний не удовлетворяется тем, что говорит: «Они раскаялись, значит, им больше не будет причинено зла, потому что фараон, Санхерив и Аман оставят их в покое». Этого недостаточно, и Всевышний делает большее – злой замысел Амана обращается против него самого, и то же самое происходит с фараоном и Санхеривом.

Объясняя взаимоотношения между Израилем и его притеснителями, автор руководствуется правилом, что качество Суда, предназначенное для наказания евреев, не останавливается, пока гнев не проливается на само орудие наказания.

Но ранние комментаторы уже задали вопрос: если ненавистники и гонители Израиля – это всего лишь орудие для справедливого наказания за грехи, то почему же им полагается наказание за их действия?

Рамбам отвечает на этот вопрос следующим образом (Яд а-Хазака, законы раскаяния, гл. 6, закон 5): «разве не написано в Торе (Берешит, 15:13), что <египтяне> «поработят их, и будут мучить их…»? Выходит, Всевышний заранее постановил, что египтяне должны причинить зло евреям! И написано (Дварим, 31:16): «и встанет этот народ и будет блудить, следуя за божествами племен земли». Получается, Всевышний уже определил, что евреи будут служить идолам. Если так, то за что же им полагается наказание? Дело в том, что это предписание не касалось ни одного определенного человека. Каждый из тех, кто потянулся за идолами, мог этого не делать, если бы не хотел. А то, что написано в стихе – это лишь констатация факта. На что это похоже? Будто сказал: «в этом народе будут праведники и злодеи». Это не дает злодею права утверждать, что ему было заранее суждено стать злодеем, ведь Всевышний уже сказал Моше, что в народе будут злодеи! Так же, как сказал, что не переведутся в народе нищие. И то же самое относится к египтянам и другим гонителям еврейского народа. Если бы не хотели вредить Израилю, то могли бы избежать этого. Ибо не возложил Всевышний эту роль ни на одного конкретного человека. Он только сообщил Аврааму, что в будущем его потомки станут рабами на чужбине».

Подтверждение этому объяснению Рамбама можно найти в Талмуде, в трактате Гитин (56а), где речь идет о командующем римскими легионами генерале, которого послали разрушить Иерусалим. Он решил выяснить с помощью некоторых признаков, чем окончится его кампания. Он понял, что Всевышний собирается руками Рима разрушить Иерусалим, но после этого ему же придется нести за это ответственность перед Творцом. Тогда генерал сбежал из стана и тайно перешел в иудаизм. (Великий тана Рабби Меир – это его потомок.) А вместо него главнокомандующим назначили Веспасиана, который возглавил осаду Иерусалим.

Вот что написал Рамбан в комментарии на стих (Берешит, 15:14) «И также буду Я судить народ, у которого <евреи> будут в порабощении «: Я считаю, что слово «также» призвано подчеркнуть: хотя именно Я приговорил твое потомство к изгнанию, порабощению и угнетению, – тем не менее, и народ, который их поработит, …Я не освобожу от наказания, несмотря на то, что они осуществляли Мой приговор.

И подобно этому сказано: «Я отомщу за Иерусалим и за Сион великой местью, и великим гневом Я разгневался на народы…, ибо Я гневался (на народ Израиля) в малой мере, а они (т. е. народы) усилили зло» (Зехарья, 1:14-15).

…И также было в Египте: они «усилили зло», когда бросали новорожденных еврейских младенцев в Нил, «горькой сделали жизнь» сынов Израиля и замыслили стереть их имя с лица земли. И поэтому написано: «будет судим Мной» – т. е. Я приведу их на Суд, чтобы выяснить, выполняли ли они то, что им было поручено, или добавили от себя, чтобы «усилить зло»… И наши наставники уже упомянули об этом, рассказав в «Шмот раба» следующую притчу: владыка, желавший наказать своего сына, повелел, чтобы он работал на некого человека. Сын пошел и работал – но хотя он работал добросовестно, тот человек притеснял его и причинял ему различные неприятности. А затем, помирившись со своим сыном, владыка приговорил того человека к смерти. Так и тут. Святой, благословен Он, постановил, чтобы сыны Израиля стали рабами в Египте. Там их притесняли и принуждали силой к работе. Сказал Святой, благословен Он: «Вам бы следовало обращаться с ними как с работниками, и они бы выполняли для вас все, что вам нужно. Я гневался в малой мере, а вы усилили зло». Ведь совершенно ясно: то, что египтяне бросали новорожденных еврейских младенцев в Нил, не входило в предопределение «их поработят и будут их угнетать» (Берешит, 15:13), так как это – окончательное уничтожение. И также слова фараона, сказанные им в самом начале: «Давайте исхитримся против него, чтобы он не умножился…» (Шмот, 1:10), никак не подпадают под понятия «порабощения» и «угнетения». Кроме того, они ведь добавили от себя и к самому «угнетению», сделав жизнь евреев горькой от тяжелой работы и т. п. И об этом сказано в строке Торы: «…И услышал Г-сподь наш голос, и увидел наши страдания и наш тяжелый труд, и притеснения» (Дварим, 26:7).

И знай, и пойми, что если некий человек приговорен в Рош а-Шана к насильственной смерти, и его приговор скреплен печатью, – тем не менее, не будет прощен напавший на него и убивший его разбойник, хотя он и выполнил приговор Небес. Но этот разбойник – злодей, и он «умрет за свой грех», и с него будет спрошено за кровь убитого…

В Писании сказано относительно Санхерива: «О, Ассирия, жезл Моего гнева! …На народ нечестивый Я его посылаю, против народа, вызвавшего Мой гнев, Я даю ему повеление – взять добычу и вершить грабеж, и отдаю его (т. е. народ Израиля) на попрание, как глину на улице» (Йешаяу, 10:5-6). И сказано: «Но он (т.е. царь Ассирии Санхерив) думает не так, …ибо в его сердце – уничтожить и истребить народы…» (там же, 10:7). И поэтому, в конце концов, ассирийцы были наказаны, как написано: «И будет, когда завершит Г-сподь Свою кару над горой Сион и над Иерусалимом, (Он скажет): Накажу Я царя Ассирии за замыслы его надменного сердца и за тщеславие его высокомерных глаз» (там же, 10:12). И еще написано: «Израиль – потерявшаяся овца, львы загнали ее, первым напал на нее царь Ассирии, а затем Невухаднецар, царь Вавилона, переломал ей кости. Поэтому так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Израиля: Вот покараю Я царя Вавилона и его страну, как покарал Я царя Ассирии» (Ирмияу, 50:17-18). И отсюда видно, что царь Ассирии был наказан за то зло, которое он причинил Израилю.

Невухаднецар слышал, как пророки в один голос призывают его разрушить Иерусалим, – ведь и ему, и всему его народу это было приказано устами пророка, как написано: «Вот, Я пошлю и возьму все племена севера, – сказал Г-сподь, – и Моего раба Невухаднецара, царя Вавилона, и приведу их на эту землю и на ее жителей…, и обреку их на истребление, и сделаю их ужасом и посмешищем, и вечными руинами» (Ирмияу, 25:9). И написано: «Вот, Я предаю этот город в руки касдим и в руки Невухаднецара, царя Вавилона, и он захватит его, и войдут касдим, которые воюют против этого города, и подожгут этот город огнем, и сожгут его и дома, на крышах которых возносили курения Баалу и возливали вино чужим богам, чтобы гневить Меня. Потому что сыны Израиля и сыны Иудеи со дня своей юности творят только зло перед Моими глазами, потому что сыны Израиля лишь гневят Меня делами своих рук, – сказал Г-сподь» (там же, 32:28-30). И о самом Храме также сказано: «А с этим домом Я сделаю то же, что и с Шило» (там же, 26:6). И вавилоняне знали, что это повеление Г-спода, как об этом сказал их верховный полководец Невузарадан пророку Ирмияу: «Г-сподь, твой Б-г, предрек это бедствие этому месту и привел его, и исполнил то, что предрек, ибо согрешили вы перед Г-сподом…» (там же, 40:2-3). И несмотря на это, в конце концов, все касдим были наказаны.

И они были наказаны по двум причинам. Во-первых, Невухаднецар, как и ассирийский царь Санхерив, намеревался уничтожить всю эту страну для того, чтобы возвеличить свое царство – ведь написано: «И положу Я конец надменности злодеев и гордыню тиранов унижу» (Йешаяу, 13:11). И написано: «И сказал ты (т.е. царь Вавилона) в своем сердце: Взойду я на небо, вознесу свой престол выше Б-жьих звезд, ….взойду я на облачные высоты, сравняюсь с Всевышним, – но ты будешь низвергнут в преисподнюю, к краю пропасти» (там же, 14:13-15). И его народ «произносил в своем сердце: есть только я, и никого кроме меня!» (там же, 47:8). И об этом говорил пророк Хавакук: «Горе добывающему в свой дом неправедную добычу, чтобы устроить свое гнездо в вышине…» (Хавакук, 2:9). И в этом смысле наказание вавилонян подобно тому, которое постигло и ассирийского царя Санхерива. Поэтому-то и сказано: «Вот покараю Я царя Вавилона и его страну, как покарал Я царя Ассирии» (Ирмияу, 50:18).

Но царь Вавилона был наказан еще и за то, что добавил от себя к приговору и причинил Израилю еще большее зло: «Разгневался Я на Мой народ, предал осквернению Мое наследие и отдал их в твою руку – но ты не оказала им милосердия, тяжело притесняла старца» (Йешаяу, 47:6). И поэтому на вавилонян была обрушена кара, умноженная во много раз, и они были совершенно истреблены, и не осталось от Вавилона ни «названия, ни уцелевших, ни внука, ни правнука» (там же, 14:22). И их столица была разрушена навечно, как написано: «И Вавилон, краса царств, великолепие касдим, станет как Сдом и Амора, низверженные Б-гом, никогда он не будет заселен, и …будут жить там звери пустыни, …и бесы станут танцевать там» (там же, 13:19-21). И еще написано: «Моя кровь – на жителях Касдима, – скажет Иерусалим. Поэтому так сказал Г-сподь: вот, Я вступлюсь за тебя и отомщу за тебя, …и станет Вавилон грудою развалин, жилищем шакалов, …и будет необитаем» (Ирмияу, 51:35-37). И есть множество подобных пророческих предсказаний.

Итак, Рамбан дал два ответа на этот вопрос:

1. Хоть Невухаднецар и являлся посланником, с помощью которого Всевышний наказал Свой народ, он, со своей стороны, пошел на завоевание с целью расширить границы своей империи. И именно поэтому он разрушил Храм – дабы укрепить свою победу над евреями.

2. Поработители евреев делали больше зла, чем от них требовалось.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». В комментариях использовался перевод комментария Рамбана на Пятикнижие, выполненный равом Александром Кацем. Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51684