Томер Двора — 5 — Качество третье и четвертое

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

927
Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Наиболее возвышенное раскрытие Творца в этом мире определяется тринадцатью качествами милосердия. Пророк Миха перечисляет эти качества (Миха 7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, покорит беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их. Ты явишь истину Яакову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен». Книга «Томер Двора» объясняет эти качества и учит, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его.

Глава 1. Качество третье. «И устраняющий преступления».

Это великое качество, ведь когда Б-г прощает грешника, он не делает это через посланника. Творец Сам прощает грех, как написано: «Ибо у Тебя прощение» (Теилим, 130:4). А в чем заключается это прощение? Всевышний смывает грех, как написано (Йешаяу, 4:4): «если смыл Г-сподь испражнения дочерей Циона», и также написано (Йехезкель, 36:25): «И Я оболью вас чистой водой…». Таким образом, «устраняющий преступления» означает, что Всевышний посылает воды очищения и стирает грех. 

[В книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим» написано, что несчастья, которые постигают человека – это не наказание, и не месть, не дай Б-г. Сам грех – это и есть наказание грешника. Никакой грех не прощается просто так. Единственный способ исправить содеянное и избежать наказания – это раскаяние и полное возвращение к праведности, возвращение, которое достигает духовных корней души того, кто кается. Здесь и далее – примечания редактора, основанные на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Веалахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим»]

Именно так должен поступать человек. Пусть не спрашивает: «почему это я должен исправлять то, что другой испортил, нагрешив?» ведь Всевышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху – ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязные одежды грешника.

[Всевышний исправляет искажение, которое появляется в результате греха, и отмывает его грязь. Тем не менее, даже в случае, когда грехи превратились в заслуги, все равно остается ущерб, нанесенный грехом! Исправить ситуацию может только Всевышний. В своей бесконечной любви к тем, кто возвращается к Нему, Он вычищает грязь греха, как мать отмывает экскременты своего младенца. И это настоящее чудо! Ибо ущерб, который произвел грех, уже существует в мире. А то, что существует, не может бесследно исчезнуть естественным образом. Для того чтобы в мире не осталось следов греха, Всевышний должен как бы создать мир заново. Поэтому написано, что Он Сам прощает грех.]

Глава 1. Качество четвертое. «Остатку наследия Своего».

Всевышний поступает с Израилем так: Он говорит: «Что я могу сделать с Израилем, ведь они мои близкие! У меня с ними ближайшая связь». Община Израиля – это супруга Всевышнего, и Он называет ее «Моя дочь, Моя сестра, Моя мать» (Шир а-Ширим Раба 9). И сказано (Теилим 148:14): «Израиль, народ близкий к Нему» у Израиля есть тесная связь с Творцом, они Его сыновья.

И это одно из значений слов “Остатку наследия Своего”, от слова «шеэр басар», близкая родственная связь. <Это основывается на том, что в святом языке слово «остаток» – «шеэрит» и слово «родственник» – «шеэр» – это однокоренные слова.> В конце концов, Израиль – наследие Всевышнего, и Он говорит: «если Я накажу их, то и Мне будет больно», как написано (Йешаяу 63:9): «Во всех их бедах Ему <ло> беда». Слово «Ло» «Ему» написано через букву алеф, <а понимать его следует, как будто оно написано через вав>, что указывает на то, что боль Израиля достигает уровня «פלא», <название которого – это «алеф» – אלף в обратном направлении. Речь идет о непостижимом качестве «Кетер»>. И тем более – «двойной образ» <т.е. шесть нижних сфирот, центром которых является Тиферет, и на которые намекает буква «вав» (численное значение которой – 6) в сочетании с самой последней сфиройсфират Малхут>, которые являются основой управления миром. И написано (Шофтим 10:16): «И не терпела душа Его мучений Израиля», поскольку Он не терпит, когда Израиль страдает и унижен, так как они – Его прямое наследие.

Таким же образом человек должен относиться к своему ближнему, ведь все евреи – единое целое, так как все их души соединены вместе, и в каждом человеке есть духовные части других. Именно поэтому «не может сравниться один человек, исполняющий заповедь, со многими, кто исполняет заповедь», поскольку они все связаны один с другим <и дополняют один другого>. Поэтому мудрецы говорили о том, кто приходит в синагогу в числе десяти первых, что он получает награду как сто человек, приходящих после него. «Как сто» можно понимать буквально, ведь души каждого из первых десяти включают в себя одна другую, поэтому десять раз по десять – получается сто, и каждый из первых десяти состоит из ста [частей душ]. Получается, что даже если после него придут сто человек, он получит награду как сто.

И именно по этой причине Мудрецы сказали, что «все евреи ответственны друг за друга», ведь в каждом есть часть от другого, и когда один грешит, он причиняет ущерб своей душе и части души другого еврея, которая находится в нем. Выходит, что со стороны этой <общей> части другой еврей является ответственным за него.

Таким образом, все евреи – одно целое, и поэтому человек должен желать ближнему добра, радоваться его удачам и заботиться о его почете и репутации, как о своей, ведь они – единое целое. И поэтому нам была дана заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). И следует желать благополучия ближнего, никогда не вести порочащие его речи и не желать, чтобы в нем появился какой-либо недостаток. Подобно тому, как Всевышний не желает нашего позора или страданий, поскольку мы – Его родственники, так же не следует желать бесчестья, страданий или падения ближнего. Наоборот, человек должен болеть за товарища так, как будто он сам находится на его месте, и радоваться его успехам, как своим.

[Утверждение, что те, кто принадлежит к общине Израиля – это «прямые родственники» Всевышнего, конечно же, должно вызвать у нас чувство величайшего изумления. Совершенно очевидно, что это утверждение нельзя понимать буквально. Не меньшее удивление вызывают и утверждения, что община Израиля называется супругой, дочерью, сестрой и матерью Всевышнего. Постараемся объяснить эти высказывания по порядку. 

Причину, по которой еврейский народ называется «родственником» Всевышнего, объясняет нам рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» (раздел 1, гл. 5): суть человека, достигшего необходимой меры совершенства, находится наверху, в самых высших истоках его души, и пронизывает мириады миров. И лишь самая нижняя часть души облачается в тело внизу. И поэтому сказано (Дварим 32:9) «Ибо доля Господа — народ Его, Яаков — вервь Его владения». Ибо главная часть человека – исток его души – связана и соединена с самыми большими духовными высотами, и как бы является частью Б-жественного. А нижние части души подобно веревке спускаются вниз, пока не входят в тело человека. Поэтому все его действия влияют на верхний исток, из которого он происходит. И это напоминает веревку: когда веревку теребят внизу, она производит движение наверху.

То есть, по словам книги «Нефеш а-Хаим», существует прямая связь между душой человека и высшими духовными мирами. Именно это подразумевается под словами «родственная связь между человеком и Всевышним». 

Кроме того, из слов книги «Нефеш а-Хаим» (здесь и в других местах) мы понимаем, что наши действия влияют на высшие духовные миры. Когда мы учим Тору и выполняем заповеди, то строим духовные миры и притягиваем великий поток благословения и блага в существующие миры. А когда грешим, не дай Б-г, происходит противоположный процесс – мы уменьшаем поток блага, который нисходит в духовные миры, а иногда и вовсе разрушаем их. Именно о возможности положительно влиять на духовный мир и говорят слова, которыми Всевышний прозвал общину Израиля: «супруга», «дочь», «сестра», «мать».

Человек может оказать положительное воздействие на мир следующими способами:

Община Израиля получает поток блага от Творца и использует его для хороших дел, таким образом раскрывая великое благословление, которое исходит от Творца. Это называется «дочь» и «супруга». Ибо дочь получает пропитание от отца и использует его для содержания дома. Супруга использует то, что получает от мужа, для деторождения. Таким образом, обе они позволяют потенциальным силам проявиться в действии. Также любой человек может использовать заложенный в него потенциал для того, чтобы положительно влиять на мир. Это влияние распространяется как на материальные аспекты существования, так и на духовные. Он сеет зерно и собирает урожай. Он изучает Письменную Тору и выводит из нее постулаты Устной Торы. 

Кроме этого, выполняя заповеди, мы становимся как бы партнерами Всевышнего в управлении и исправлении миров. Этот аспект нашей духовной жизни называется «сестра», ибо Всевышний сделал нас участниками процесса исправления создания. 

Когда община Израиля порождает новый свет и новые миры, которых доселе не существовало, его роль в творении называется «мать». Ибо сущность матери в том, что она производит на свет нечто новое – своих детей. Она заботится о своем потомстве, питает и выращивает его. Каким образом мы играем подобную роль по отношению к мирозданию, объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (раздел 4, гл. 12):

Ничто не может сравниться с великим изобилием и святостью, которые возникают в мире, когда человеку удается обрести новое, доселе неизвестное, понимание Торы. Всевышний берет каждое истинное слово Торы, целует и коронует его. И из каждого слова создает новый духовный мир. И это то, что подразумевается под словами (Йешаяу 66:22) «новые небеса и новая земля». И это подробно описывается в книге Зоар (предисловие, лист 4б) – там написано, что благодаря каждому новому слову Торы создаются новые небеса и новая земля, и их положительное влияние спускается в наш мир. Теперь мы понимаем: благодаря тому, что нам дана возможность создавать новые миры, община Израиля также названа словом «мать».

Еврейский народ также называется «наследием» и «приобретением» Всевышнего (см. трактат Авот гл. 6). Приобретения, наследие, владения и любая собственность человека отличаются тем, что подчиняются его воле и желаниям, и поэтому, в каком-то смысле, являются продолжением его самого. И так как желание Всевышнего раскрывается в этом мире с помощью еврейского народа, который выполняет Его волю, община Израиля названа «наследием». 

Из всего этого понятно, что Всевышний приблизил нас к Себе во многих смыслах, и поэтому Он разделяет наши радости и горе. И так как души всех евреев истекают из одного истока, то и мы должны чувствовать поистине братскую близость и связь между собой.

В книге «Сефер Хасидим» (гл. 434) рассказывается об одном человеке, который посетив скорбящего, всегда возвращался домой босой (что является знаком траура). Он по-настоящему ощущал скорбь ближнего.

Этот человек умер в день, когда в его городе было очень большое скопление народа, и все люди шли по улицам босиком. Дело в том, что день его смерти пришелся на 9-е Ава. К тому же, в этот период в его городе был большой съезд общин. Так Всевышний показал, насколько праведно поступал этот человек! Ведь по закону у него не было обязанности горевать по каждому. Тем не менее, он всем сердцем чувствовал чужое несчастье.]

Подготовил рав Б. Набутовский. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Цви Вассермана и издательство «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».


http://www.beerot.ru/?p=51435