Томер Двора — 44 — Хесед 3

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1859

Примечание редактора. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рава Моше Кордоверо.

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

В раскрытии Всевышнего в творении есть аспект, который проявляет Его волю и желание и ставит Его проявление в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой волиТот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соучастником Творца в исполнении Его замысла, и тем самым как бы делает Ему добро.

Человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. Делая добро в этом мире, он тем самым создает духовную сущность, благодаря которой на мир изливается Высшее добро, исходящее от Творца.

В этой части пятой главы автор перечисляет категории добрых дел, которые люди должны делать друг другу, и объясняет, каким образом дело, относящееся к каждой из категорий, влияет на высшие духовные миры.

Глава пятая. Хесед (продолжение 2).

Предисловие ко второй категории добрых дел, обрезанию

Когда человек делает обрезание, он исправляет себя, и вместе с собой – высшие духовные миры. Рав Хаим Бен-Атар в книге «Ор а-Хаим» (Ваикра, 12:3) пишет: «крайняя плоть – это проявление зла… Всевышний повелел всем сынам Израиля сделать обрезание, чтобы избавились от зла, которое символизирует крайняя плоть. Крайняя плоть – это клипа (скорлупа, оболочка). Здесь Тора намекает, что для того, чтобы произвести обрезание, требуется совершить три действия: обрезание, оголение и удаление. «Обрезание» – это купирование крайней плоти, «оголение» – это отслоение тонкой кожицы, которую нет необходимости отрезать [то есть, ту часть кожи, которую нет необходимости отрезать, отделяют от того места, где она растет, и переворачивают], «удаление» – это удаление нечистой крови, которая появляется в результате первых двух действий… И Всевышний заповедал удалить эту кровь, так как она тоже является частью крайней плоти».

И в книге «Шаарей Ора» (врата 5) ее автор пишет: «существует четыре вида “оболочки”, которые прерывают связь между народом Израиля и проявлением Всевышнего, которое обозначается четырьмя буквами… При обрезании человек отрезает крайнюю плоть, которая является проявлением этих видов “оболочки”. Обрезание производится посредством трех действий: первое, то есть купирование крайней плоти – это обрезание, второе – это оголение, и третье – это удаление крови».

Понятия «крайняя плоть» (ערלה) и «оболочка, клипа» [или скорлупа, קליפה] выражают одну и ту же идею, а именно: предмет или качество, которое прерывает связь между вещами, которые должны быть связаны между собой. Оболочка (клипа) изолирует живую душу и не дает ей получить питание из своего источника. «Крайняя плоть» – это излишняя, ненужная часть тела, которая мешает человеку достичь совершенства. Раши (в комментарии на Берешит, 17:1) пишет: «пока у тебя есть крайняя плоть, ты несовершенен в Моих глазах». Всевышний говорит Аврааму, что крайняя плоть мешает его связи с Творцом.

Молодое плодоносное дерево, плодами которого запрещено пользоваться, тоже называется ערלה. Раши (в комментарии на Ваикра, 19:23) пишет, что оно «будет закрыто и перекрыто от возможности получать от него пользу». В комментарии на пророчество Хавакука (2:16) Раши приводит примеры того, что также уши, уста, сердце и плоть человека могут быть закрыты. Препона, которая закрывает их, называется орла (ערלה). «Обрезание», как в материальном, так и в духовом смысле – удаление этой нежелательной оболочки. После того, как убирают вредную скорлупу, восстанавливается связь между источником благословения и тем, для кого оно предназначено. 

Вторая [категория добрых дел]: сделать обрезание новорожденному, то есть выполнить заповеди в соответствии с требованиями. Ибо каждый аспект оболочки или излишней плоти, приставшей к атрибуту йесод (основа), следует обрезать. И пусть преследует всех, из-за кого возникает излишняя плоть, и приведет их к возвращению. Таким образом, обрезая препону их сердец, он приводит к тому, что Высший Праведник будет без крайней плоти. И будет непоколебимо настаивать на том, чтобы исправить все, из-за чего там возникает препона. И благодаря этому Пинхас, который обрезал крайнюю плоть сынов Израиля, удостоился стать Коэном. Ибо он совершил добро в отношении своего Творца в тайне обрезания – и благодаря тому, что избавил атрибут йесод (основа) от той препоны, удостоился добра. И из этого можно прийти к заключению относительно всех остальных видов добрых дел. 

Обрезание – выполнение заповедей в соответствии с требованиями

Обрезание символизирует избавление от дурных черт характера. Только тот, кто преодолевает свои естественные наклонности и исправляет свои качества, может полноценно выполнять заповеди. Тому есть две причины. Во-первых, необузданные вожделения мешают человеку изучать Тору. А, не зная Тору, невозможно выполнять заповеди правильно, в точном соответствии с требованиями закона. Во-вторых, только человек, который избавился от эгоизма и личной заинтересованности, может исполнять заповеди с чистыми намерениями. Только такой человек может действовать во славу Всевышнего, а не во славу самого себя.

Автор, в частности, говорит, что для неукоснительного исполнения заповедей следует направить все побуждения на достижение духовного совершенства, перебороть эгоизм и обратить все свои силы на выполнение воли Творца.

Оболочка или излишняя плоть

Рамак пишет в книге «Эйлима» («Эйн Шемеш», 6:14): «Слово крайняя плоть (на святом языке עָרְלָה) означает “закрытие, перекрытие”. И это слово употребляется в таких выражениях, как (Шмот, 6:12, 30) “тяжел устами” (עֲרַל שְׂפָתָיִם), и (Ирмияу, 6:10) “закроются уши их и не смогут слушать” (הִנֵּה עֲרֵלָה אָזְנָם וְלֹא יוּכְלוּ לְהַקְשִׁיב). В высших духовных сфирот тоже существует понятия “закрытие”. Его вызывают “внешние”, то есть силы зла, и самые низменные из творений, которые “рычат о добыче, прося у Б-га пищи себе” (по Теилим, 104:21). Обрезание крайней плоти приводит к тому, что эти силы исчезают, и благодаря этому открывается Святой Источник».

Объясняется это так: Всевышний создал мир таким образом, что каждый предмет, обладающий святостью, находится в «скорлупе» нечистоты, и эта скорлупа перекрывает ему доступ к святому. «Скорлупа» – это силы зла, которые действуют в мире, и которые хотят получать жизненную силу от потока, изливающегося в мир из высших духовных источников. И пока существует «крайняя плоть», весь поток перекрыт и не изливается в мир. Мир управляется таким образом с тем, чтобы все эти силы зла и «скорлупа» не получили жизненную силу от святого источника. Когда человек отрезает крайнюю плоть и избавляется от зла, на него сияет высший свет Всевышнего, исходящий из высших духовных миров, в которых зло не может существовать в принципе. И поэтому свет высшей части души, нешама, освещает новорожденного мальчика только после того, как ему делают обрезание.

Основа (йесод)

Сфирот соответствуют частям человеческого тела, ибо человек создан по образу и подобию Всевышнего. Правая рука соответствует атрибуту благодеяния (хесед), левая рука – атрибуту строгости (гвура), и так далее. Место обрезания соответствует атрибуту основания (йесод). Роль этого атрибута заключается в том, чтобы притянуть жизненную силу из более высоких сфирот и передать ее другим. И то же самое происходит в высших духовных сферах – там атрибут йесод тоже принимает силы от других атрибутов, соединяет их и изливает их на атрибут царства (малхут). Таким образом,малхут принимает поток от всех вышестоящих атрибутов.

Это подобно тому, как человек сеет в землю маленькое зернышко. Несмотря на свой размер, оно является носителем всех качеств и характеристик огромного дерева, включая плоды, которое оно произведет. Когда это зернышко попадает в землю, земля растит его и производит дерево. Точно так же атрибут малхут получает влияние атрибута йесод, и в этом влиянии содержатся элементы всех вышестоящих сфирот.После этого атрибут малхут передает это влияние в более низкие миры, находящиеся под его воздействием.

Также как в высших мирах существуют четыре силы, четыре «оболочки», которые желают забрать себе нисходящий поток жизненной силы, так и в человеке, который создан по образу и подобию высших духовных сил, есть крайняя плоть, которая состоит из четырех видов оболочки. Когда человек совершает обрезание и избавляется от сил зла и «оболочки», он тем самым приводит к уходу сил зла из высших миров. И тогда раскрывается Высший Свет, Свет Всевышнего (который доселе был в плену у сил зла), и изливает поток жизни, святости и изобилия на все миры.

Пусть преследует всех

В этом отрывке автор перечисляет четыре действия:

1. «выполнить заповеди в соответствии с требованиями»

2. «каждый аспект оболочки или излишней плоти, приставшей к атрибуту йесод(основа), следует обрезать»

3. «пусть преследует всех, из-за кого возникает излишняя плоть, и приведет их к возвращению»

4. «Пинхас, который обрезал крайнюю плоть сынов Израиля».

Эти четыре действия соответствуют четырем аспектам заповеди обрезания. Эту заповедь необходимо выполнять как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Написано (Кидушин, 29а), что отец обязан обрезать своего сына. Но тот, кого отец не обрезал, должен обрезать себя сам. Кроме того, само обрезание состоит из двух основных частей: купирование лишней плоти и «оголение», при котором кожу крайней плоти отделяют от того места, где она находится, и переворачивают. Этому есть параллель в духовной сфере:

1. Исправление себя и других таким образом, чтобы возвратиться к Творцу, соответствует части заповеди обрезания, которая называется «оголение», при которой оставшаяся кожа крайней плоти загибается наверх и становится полезной частью тела. И грешника, все побуждения которого направлены на зло, иногда можно переориентировать на добро.

2. Уничтожение тех частей, которые уже невозможно исправить, соответствует собственно обрезанию лишней кожи. Об этом автор пишет ниже, приводя пример Пинхаса, который уничтожил Зимри, которого уже нельзя было обратить в добро.

Таким образом, заповедь разделяется на четыре возможных действия:

а. сделать «оголение» (פריעה) себе

б. купировать свою крайнюю плоть

в. сделать «оголение» (פריעה) другим

г. купировать крайнюю плоть других.

Автор пишет, что человек выполняет обе части заповеди обрезания в духовном смысле прежде всего по отношению к самому себе: «выполнить заповеди» и «следует обрезать». Потом он также делает это в отношении других: «пусть преследует … приведет их к возвращению» и «Пинхас, который обрезал крайнюю плоть». Кроме первых двух составляющих заповеди обрезания, есть еще и третья: удаление вредной крови. Автор книги «Шем ми-Шмуэль» (Ваера, 5676) пишет, что капли крови, которые выходят при обрезании, соответствуют исправлению души. Это означает, что даже после того, как человек направил свои побуждения на добро и перестал творить зло, у него в душе все равно иногда остаются неверные представления и ценности. Для того, чтобы исправить свою душу, он должен постараться избавиться от них, несмотря на то, что это может быть тяжело. Ведь написано в Талмуде, что кровь обрезания, если ее не удалить, подвергает опасности жизнь обрезанного. То же самое относится и духовной жизни: ошибочные взгляды со временем могут вернуть человека ко злу и привести к трагическим последствиям.

Продолжение объяснения следует…

Примечания редактора частично основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «ве-Алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Перевел и подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=15634