Томер Двора — 51 — Хесед 10

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

2316

Примечание редактора. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рава Моше Кордоверо.

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

В раскрытии Всевышнего в творении есть аспект, который проявляет Его волю и желание, и ставит Его проявление в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой волиТот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соучастником Творца в исполнении Его замысла, и тем самым как бы делает Ему добро.

Человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. Делая добро в этом мире, он тем самым создает духовную сущность, благодаря которой на мир изливается Высшее добро, исходящее от Творца.

В этой части пятой главы автор перечисляет категории добрых дел, которые люди должны делать друг другу, и объясняет, каким образом дело, относящееся к каждой из категорий, влияет на высшие духовные миры.

Глава пятая. Хесед (продолжение 9).

Шестое проявление качества хесед – захоронение мертвых

В раскрытии Всевышнего в творении есть аспект, который проявляет Его волю и желание, и ставит Его проявление в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой волиТот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соучастником Творца в исполнении Его замысла, и тем самым как бы делает Ему добро.

Человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. Делая добро в этом мире, он тем самым создает духовную сущность, благодаря которой на мир изливается Высшее добро, исходящее от Творца.

В этой части пятой главы автор перечисляет категории добрых дел, которые люди должны делать друг другу, и объясняет, каким образом дело, относящееся к каждой из категорий, влияет на высшие духовные миры.

Предисловие к шестой категории добрых дел – захоронению мертвых

Из слов мудрецов известно, что уход за телом усопшего, его проводы, захоронение и поминальные речи, которые произносятся до и после похорон, имеют огромное значение для души покойного.

Праотец Яков сказал своему сыну Йосефу перед смертью (Берешит, 47:29): «Сделаешь мне добро и истину: не хорони меня в Египте». Основываясь на этом, мудрецы сказали, что тот, кто делает добро мертвым, оказывает им истинное добро, так как при этом он не может рассчитывать, что ему отплатят за то добро, которое он делает.

Написано в трактате Брахот (18а): «Каждый, кто видит мертвого и не провожает его нарушает то, что сказано (Мишлей, 17:5): “Кто смеется над бедным, тот хулит Творца его, злорадный не избегнет кары”». Мертвого называют «бедным», так как у него нет возможности отплатить за оказанную ему услугу.

В трактате Ктубот (17а) написано: «Откладывают изучение Торы для того, чтобы проводить покойного». Там объясняется, что когда хоронят человека, который занимался Торой, подобает, чтобы его провожали шестьсот тысяч человек. А когда хоронят того, кто также преподавал Тору, то чем больше провожающих его, тем лучше.

Текст рава Моше Кордоверо

Шестое: занятие живым <нуждами> мертвого. И каким образом эта вещь отражает то, что происходит Свыше чрезвычайно трудно объяснить, ибо это тайна сфирот, которые скрываются и уходят в свои оболочки свыше. Насколько же необходимо их исправлять и отмывать от всякой нечисти греха, одеть их в белые одежды! А «отбеливание»сфирот происходит посредством света хороших дел, когда человек поднимается в тайне единства и привязывает их сверху, и несет их на плече. Тайна вознесения сфиротодна к другой, пока не поднимутся над плечом, то есть, над началом соединения руки с телом, и выше – это тайна сокрытия, в котором <у нас> нет никакого понимания.

И что касается тайны захоронения, следует помышлять о стихе (Дварим, 34:6): «И похоронил его в Гай». И это трактуется («Тикуним», «Зоар Хадаш») «в тринадцати мерах милосердия», которые проистекают из атрибута кетер в аспектах, которые направлены вниз чтобы оказать милосердие нижним мирам. И оттуда похороненный поднимется в высший райский сад, в аспект хохма в атрибуте кетер. И это следует досконально изучить.

Комментарий

«Занятие живым <нуждами> мертвого». Как объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» и в других святых книгах, человеческая душа состоит из нескольких частей. Низшая часть души, именуемая нефеш, находится в теле человека. Нешама обитает в высших мирах, аруах связывает нефеш и нешама.

Когда человек умирает, все части его души соединяются и прилепляются ко Всевышнему. Когда человек жив, он может исправлять и воссоединять духовные миры, исполняя заповеди и изучая Тору. Когда он умирает, это воссоединение прекращается. Но когда его хоронят, все части его души поднимаются и объединяются с Творцом, и тогда воссоединение миров восстанавливается.

И это подробно объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (1:17): «Высшая часть нефешприкрепляется и соединяется с самым нижним, десятым уровнем руах. А высшая частьруах соединяется с нижней частью нешама. А сама нешама тоже соединяется и прилепляется с корнем всех душ, называемым כנסת ישראל – собрание Израиля. И к этому корню прилепляются все души народа Израиля вместе. И таким же образом корень души соединяется с более высшими уровнями, выше и выше, из уровня в уровень, до самой сущности Бесконечного, благословен Он. И это то, что сказала Авигайль Давиду (Шмуэль 1, 25:29): “Да будет, однако душа [нефеш] господина моего завязана в узле жизни у Г-спода, Б-га твоего”. Это означает, что даже уровень нефешприлепится к Нему, да будет благословенно имя Его».

И так как аспекты человеческой души соответствуют высшим сфирот, то и объединение этих аспектов души приводит к соединению и объединению между мирами.

«Тайна сфирот, которые скрываются и уходят в свои оболочки свыше». Рав Моше Кордоверо объясняет в книге «Ор Якар» (Ваэра, 3:17), что живой человек поддерживает единство, то есть, нешама его соединена с атрибутом бина, его руах – с тиферет, егонефеш – с малхут. Части его души объединены в единое целое, и благодаря этому объединяются сфирот. И это очищает тело от нечистоты. А когда человек умирает, это объединение нарушается, и атрибуты бина, тиферет и малхут отделяются от него, и те части этих сфирот, которые были связаны с частями человеческой души, отделяются друг от друга. Все то время, что человека не похоронили, его душа не поднимается. И поэтому занятие всем необходимым для похорон – это исправление души. И благодаря этому душа поднимается вверх, и это заново соединяет и объединяет части сфирот,которые были связаны с его душей при жизни».

Когда разрушается объединение атрибутов тиферет и малхут, это называется «смертью». Благодаря захоронению тела, все части души поднимаются и «завязываются в узел жизни». И это исправляет все миры, и атрибуты бина, тиферет и малхут.  

«Необходимо их исправлять и отмывать от всякой нечисти греха». Рав Моше Кордоверо пишет в книге «Ор Якар» (Ваэра, 3:17): «Когда человек жив, то существует единство между частью души нешама и атрибутом бина, который является источником жизни, между руах и атрибутом тиферет, между нефеш и атрибутом малхут. И это охраняет тело от власти сил зла. Но когда человек умирает, он попадает во власть сил нечистоты». (И эти силы нечистоты — это источник нечистоты мертвого – טומאת מת.) Все процедуры, связанные с очищением покойного, оказывают величайшую помощь и исправляют части его души, и она приобретает великую святость и чистоту. Поэтому, в процессе очищения, произносят многочисленные стихи Торы, связанные с очищением и святостью. Омовение и очищение тела очищает и исправляет высшие миры.

«Человек поднимается в тайне единства и привязывает их сверху». Человек – это живая душа всех миров, сил и ангелов. Их возвышение и спуск, и все, что с ними происходит, зависит от действий человека. Когда душа человека очищается, и становится безупречно праведной, без всякого изъяна, она поднимается и «завязывается в узле жизни», и присоединяется к Бесконечному, благословен Он. И тогда все атрибуты миров, связанные с душей человека, входят в полное единение, и соединяются с Бесконечным.

«Несет их на плече». «Плечо» — это соединение между головой и телом. Голова соответствует первым трем атрибутам, кетер, хохма, бина, а тело – шести низшим атрибутам. И они распределяются в следующем порядке: хесед соответствует правой руке, гвура  левой, тиферет  туловищу, и так далее. Эти низшие атрибуты влияют на наш мир, и у нас есть возможность понять их. И этим они отличаются от первых трех непостижимых атрибутов.

Правое и левое плечо соответствуют процессу поднятия и соединения низших атрибутов с атрибутом бина. Поэтому тело усопшего несут на плечах – чтобы соединитьхесед и гвура, которым соответствуют руки, с атрибутом бина.

«Тайны захоронения». Весь смысл захоронения – это дать душе возможность подняться из этого мира в мир, в котором находятся души. И этот процесс перехода из одного мира в другой начинается только после того, как тело помещают в могилу. Но даже когда высшие части души, нешама, уже поднимаются в иной мир, определенные части низшей души, нефеш, остаются внизу. Этот аспект нефеш называется «дух костей». Он остается в костях человека после его смерти, и оживляет их. И когда от имени покойного произносят слова Торы, его губы двигаются в могиле, так как свет нешамаосвещает их.

В одной из своих поминальных речей Маараль говорил: «В отношении праведника, смерть не рассматривается, как ущерб. Наоборот, для праведника смерть – это возвышение. Ибо до сих пор он был на земле, в месте низости и ничтожества. Теперь же его переместили в высший мир. И даже Моше, который при жизни говорил с Б-жественным присутствием, все же не находился в высших сферах в полном смысле слова».

«И похоронил его в Гай». В трактате Сота (9б) Талмуд пишет: «Сказано (Дварим, 34:6): “и похоронил его в Гай”… Вездесущий занимается не только похоронами Моше, но и похоронами всех праведников, как сказано (Йешаяу, 58:8) “И пойдет пред тобой праведность твоя, слава Г-сподня заберет тебя”». Мааршо объясняет, что Всевышний заботится о душах всех праведников. А Моше заслужил то, что похоронами его тела тоже занимался Всевышний, благодаря тому, что еще при жизни полностью очистил свое тело от влияния физического мира, и превратился в духовную сущность, подобие ангела. И даже после смерти Моше его тело осталось духовным. И поэтому написано, что «никому не было известно место захоронения Моше» – так как у духовного существа нет определенного физического местонахождения.

После смерти все части души Моше соединились с атрибутом кетер. И на это намекает место захоронения Моше. Численное значение слова «Гай» (גי) равно 13, что соответствует тринадцати аспектам милосердия, исходящих из атрибута кетер. Кроме того, слово «Гай» означает «низкую долину». Это намекает на качество кротости (ענוה), которым Моше обладал в большей степени, чем любой другой человек, и которое является основным качеством атрибута кетер (как Рамак объяснил выше, гл. 2, пункт 1). На этом факте основана традиция произносить 13 качеств милосердия на похоронах.

«И это (Гай – גי) трактуется в тринадцати мерах милосердия, которые проистекают из атрибута кетер в аспектах, которые направлены вниз чтобы оказать милосердие нижним мирам». Сказано, что смерть праведников искупает. На основании того, что пишет рав Моше Кордоверо, это можно понять так: смерть праведника и единение частей его душе Свыше приводят к проявлению тринадцати мер милосердия в низших мирах (рав И. Полищук).

«Высший райский сад, в аспект хохма в атрибуте кетер». Слово «райский» (на святом языке עדן) означает «источник». И это видно из того, что сказал Сара (Берешит, 18:12): «אַחֲרֵי בְלֹתִי הָיְתָה לִּי עֶדְנָה» — «после того, как я состарилась (износилась), будет у меняэдна». После того, как Сара состарилась, и не могла иметь детей, у нее снова открылось истечение крови и молока из их источников. И это соответствует атрибуту хохма. А «высший райский сад» — это аспект хохма атрибута кетер, который является высшим непостижимым источником, из которого проистекает аспект бина.

И написано в книге «Шаарей Ора» (Врата 9): «Сказано (Берешит, 2:10): “И выходит река из Эдена чтобы орошать сад”: “Эден” – это атрибут хохма, “река” – это атрибут бина,который проистекает из атрибута хохма, который является высшим источником, исходящим из кетер. “Чтобы орошать сад” – означает “орошать атрибут малхут”».

Примечания переводчика частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Перевел и подготовил рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=22991