Томер Двора — 30 — Кетер 8

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

2086

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Во второй главе автор разбирает действие сфиры Кетер и то, как голова человека должна функционировать по ее примеру.

Глава вторая. Кетер. Кротость.

Кротость – ענוה

[В начале этой главы автор сказал, что человек должен обладать восемью положительными качествами, которые соответствуют восьми частям головы, и которые также параллельны качествам сфиры Кетер. Обобщив, можно сказать, что все они ведут к сугубо положительному отношению к окружающим и стремлению всеми силами им помочь. В данном отрывке автор обсуждает, как эти качества можно приобрести.

Качество, о котором пойдет речь в этой части второй главы, автор определил словом ענוה. Это слово не имеет точного эквивалента в русском языке. Человека, обладающего этим качеством, можно назвать кротким, скромным, смиренным, непритязательным. Ему чужды высокомерие и гордость. Он трезво оценивает свои достоинства, но не считает, что они являются его заслугой.

Рав Хаим из Воложина в книге «Руах Хаим» пишет, что с помощью кротости (ענוה) человек достигает ВСЕГО. Моше, который был господином всех пророков и отцом мудрецов, достиг своего величайшего в человеческой истории духовного уровня именно благодаря своей исключительной кротости, и именно это его качество подчеркивает Тора. И если бы сегодня появился человек, по своей кротости подобный Моше, то и он удостоился бы полностью овладеть всей Торой.]

Поэтому человек должен приучать себя к этим качествам постепенно, понемногу, и основное, главное качество, на которое он должен обратить внимание – это кротость (ענוה), ключ ко всем остальным; ибо она – глава всего, первый атрибут Кетера, включающий в себя все.

Основная сущность кротости – не находить ценности в самом себе, а смотреть на себя как на ничто, как сказал скромнейший <из людей, Моше>: «А мы что, чтобы вы жаловались на нас»? (Шмот, 16:7). Предел этого <самоуничижения> – считать себя наиболее никчемным из всех тварей, презренным и ничтожным. И если человек будет постоянно прикладывать усилия к тому, чтобы приобрести качество кротости, все остальные положительные качества потянутся за этим качеством. Ведь первое качество сфиры Кетер – в том, что она считает себя ничем перед своим Творцом. Подобным же образом человек должен в прямом смысле слова считать себя ничем и думать, что без него мир был бы лучше. И из-за этого он будет вести себя с теми, кто унижает его, так, как будто они правы, а он виновен. [Один из важнейших уровней качества кротости – не только не отвечать обидой на обиду, не только молча терпеть нападки на себя, но вести себя так, как будто люди, которые нанесли незаслуженную обиду, на самом деле правы.] Это послужит причиной приобретения хороших качеств.

[Атрибут Кетер считает себя ничем по отношению к Создателю, и благодаря этому получает от него поток жизненной силы и передает ее всем мирам. Точно так же человек, который превращается в ничто в смысле полного пренебрежения своими желаниями ради выполнения воли Творца, удостаивается дать другим.

Тот, кто избавляется от ощущения собственной значимости и пренебрегает вожделениями, может достичь очищения и удостоиться донести слово Всевышнего до низших частей мироздания. Самый яркий пример этого – Моше, который настолько очистился от чувства своего «я», что смог донести Тору Всевышнего до народа Израиля в чистом виде, не добавив к ней никакой посторонней примеси.

Рамбан написал в письме своему сыну: «Чем может возгордиться сердце человека? Если богатством, разве не Всевышний оделяет человека благополучием или повергает в нищету? Если почетом, то разве не полагается почет исключительно Всевышнему, как сказано «и богатство, и честь перед Тобой», – как же можно гордиться честью Творца? А если мудростью, то разве не сказано (Ийов, 12:20): «лишает верных уст и разумение у старцев забирает»».

И написал Рамхаль в книге «Месилат Йешарим»: «даже если человек удостоился стать великим мудрецом, если он посмотрит и подумает, то поймет, что в этом нет причины для гордыни и заносчивости. Ибо интеллектуал, который знает больше других, ведет себя естественным для него образом. Он подобен птице, которая летает, ибо в этом ее природа, или быку, который тянет ношу, ибо такова его натура. Умный человек умен, так как его природа привела его к этому. Поэтому тут нет причины для гордыни и заносчивости… ибо любое достижение дается человеку только по желанию и милости Всевышнего. Поэтому он должен только благодарить Того, Кто дал ему это, и подчиняться Ему. На что это похоже? На нищего, который получает дар по доброте дающего… Так же и тут: любой умный человек должен понимать, что все его достижения – только благодаря доброте Всевышнего по отношению к нему».

И именно человек, обладающий многими достоинствами и не гордящийся ими, называется «скромным», ענו.

С другой стороны, чувство значительности собственного «я» приводит человека к гордыне и заносчивости. Он легко может скатиться к ощущению, что кроме него в мире вообще ничего не имеет значения. Такой человек живет в мире без Б-га. А тот, для кого его эго не играет центральной роли, способен воспринять и выполнить желание Всевышнего. Чем больше человеку удается отодвинуть свое «я» на второй план, тем меньшее значение для него имеют мысли и речи других людей о нем.

Но работа над развитием в себе качества кротости не ограничивается чувством, что все, что у него есть – от Всевышнего. Человек должен понять и ощутить, что все в мире происходит только по воле Творца.

Ощущение собственной незначительности и никчемности необходимо для того, чтобы побороть гордыню и пересилить собственное эго. Но чтобы полноценно служить Всевышнему, человек должен хорошо осознавать свои достоинства. И так пишет Рабейну Йона в начале книги «Шаар а-Авода»: «Первое, что необходимо человеку, служащему Всевышнему – это узнать свою собственную ценность. Он должен изведать свои достоинства и достоинства своих отцов. Знание этих достоинств приведет к тому, что он всегда будет прилагать усилия к их сохранению и вести себя в соответствии со своим духовным статусом». Книга «Ор Йехезкель» тоже предупреждает об опасности недооценки самого себя: «ощущение собственной незначительности – это один из самых больших недостатков, которые могут быть у человека. Оно приводит к отсутствию амбиций в области расширения познаний в Талмуде и в алахической литературе. И все это из-за того, что мы недостаточно важны в собственном сознании».

Верный взгляд на этот вопрос можно получить, изучив поведение атрибута Кетер. С одной стороны, по отношению к своему Создателю он полон осознания собственной незначительности. С другой стороны, он обеспечивает существование всех миров, которые находятся ниже него. Так же человек должен одновременно чувствовать собственную незначительность и в то же самое время сознавать, что он может сделать великие дела по отношению к своим ближним и улучшить весь мир. Конечно, при этом нельзя забывать, что все его способности – это дар, полученный им от Всевышнего. Он должен постоянно благодарить Творца за все, чем Тот наделил его. Данные человеку таланты – это не причина гордиться, а причина благодарить и восхвалять Творца и пользоваться ими для прославления Имени Небес, как сказано (Диврей а-Йамим II, 17:6): «И вознеслось сердце его, ибо шел по пути, начертанном Всевышним».

Поэтому человек должен познать себя и изучить свои сильные стороны. Он должен знать, что его способности были даны ему, чтобы служить Творцу, изучать Тору и помогать другим. Поэтому каждый должен максимально реализовать свои таланты, не забывая о том, что эти таланты были даны ему Свыше, и даны не просто так, а для определенной цели.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=8443