Томер Двора — 31 — Кетер 9

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

2294

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Во второй главе автор разбирает действие сфиры Кетер и то, как голова человека должна функционировать по ее примеру.

Глава вторая. Кетер. Кротость (продолжение).

[Атрибут Кетер считает себя ничем по отношению к Создателю, благодаря этому получает от него поток жизненной силы и передает ее всем мирам. Точно так же человек, который превращается в ничто в смысле полного пренебрежения своими желаниями для  выполнения воли Творца, удостаивается дать другим.

Для того чтобы достичь качества кротости, требуется постоянная работа над собой. Человек должен работать над ним всю свою жизнь, ибо это самое главное из всех положительных качеств, и духовное величие человека всецело зависит от этого: чем более человек скромен, тем более велик.

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» пишет, что человек обязан постоянно анализировать свои поступки и не сдаваться на волю привычки. Только постоянная самооценка и непрерывный контроль над своими поступками обеспечивает человеку возможность духовного роста. Хазон Иш в книге «Эмуна ве-Битахон» пишет, что свобода выбора, которой обладает человек, сводится к двум возможностям: анализировать и контролировать свои поступки, то есть, выбрать добро, или жить бездумно, по привычке, в соответствии с тем, что в него заложено природой, то есть, выбрать зло. Человек, который не осуществляет сознательный контроль своего поведения, может прийти только к усугублению дурных качеств и к разрушению личности. А человек, который заглушает зов желаний и следует голосу доброго начала (совести), приходит к самосовершенствованию и духовному подъему.

Виленский Гаон (комментарий к книге Мишлей, 4:13) пишет: «Человек живет для того, чтобы ломать в себе те дурные качества, сломать которые ему пока не удалось. Поэтому нужно постоянно пересиливать себя – ведь если он не будет этого делать, зачем ему жизнь?»

Здесь автор объясняет, какие конкретные действия человек должен совершить, чтобы изменить себя и приобрести качество кротости.]

Я нашел средство, с помощью которого человеку стоит приучать себя к этим вещам понемногу. Возможно, что так он исцелится от болезни гордыни и войдет во врата кротости. Это «лекарство» состоит из трех «веществ»:

[Избавиться от естественной склонности можно, изменив свои практические, внешние действия. Поведение постепенно влияет и на внутреннюю духовную структуру человека. Поэтому если человек будет постоянно избегать любых почестей и вообще уважительного отношения к себе, то сможет постепенно воспитать в себе качество кротости. И об этом пишет Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (гл. 23): из-за того, что естественная склонность человеческого сердца – возноситься и гордиться собой, человеку очень трудно полностью искоренить это естественное качество. Единственный способ добиться этого – посредством внешних действий.

С другой стороны, если человек привыкнет к почету, в конечном итоге он уже не сможет избавиться от гордыни.

А что касается изучающих Тору, их почет зависит не от красивой одежды и т. п., а от самого погружения в Тору. Более того, рав Хаим из Воложина написал в книге «Руах Хаим» (4:1), что человеку, которому постоянно оказывают почести, чрезвычайно трудно поднять свой духовный уровень и добиться успеха в изучении Торы. А тот, кому оказывают почет против его воли, должен приучить себя к мысли, что на самом деле у него нет никаких особых заслуг. Он должен подавить в себе всякую радость по поводу оказываемого ему почета, и стараться уважать каждого и учиться у него, как сказали мудрецы: «Кто умен? Тот, кто учится у каждого человека».]

Во-первых, приучать себя избегать славы, насколько это возможно. Ведь если он позволит людям почитать себя, это научит его гордыне и привьет ему постоянное стремление к почестям, от которого очень трудно будет излечиться.

[Так же как кротость (ענוה) – основа всех положительных качеств, гордость является причиной развития всех дурных качеств и черт характера. Поэтому самый первый шаг в приобретении хороших качеств – это избавиться от гордости.

Рамбан писал об этом в письме сыну: «Ты можешь постоянно вести себя скромно и никогда не отходить от скромного поведения. Всегда говори спокойно, и пусть голова твоя всегда будет склонена, и пусть глаза твои смотрят в землю, а сердце – в Небеса. Не смотри в лицо человеку, с которым говоришь, и считай каждого человека лучше себя. И если он мудр или богат, ты должен оказать ему почет. А если ли ты богаче или мудрее его, думай в сердце своем, что у тебя больше грехов, чему у него, а у него больше заслуг. Ведь даже если <вы оба согрешили>, то ты согрешил намеренно, а он – неумышленно». И писал Рав Исраэль Салантер («Ор Исраэль», 30): «Работу по улучшению душевных качеств человек может проделать только по отношению к себе самому. А что касается других, он должен вести себя прямо противоположным образом. Сам человек должен всеми силами избегать почестей, как сказали мудрецы: «почет сживает человека со света». А что касается других людей, мудрецы сказали: «Кто уважаем? Тот, кто оказывает почет другому». И все это можно выучить из атрибута Кетер. Сам он считает себя ничем и избегает чести, а другим отдает все то, что обеспечивает их существование.

Написано в трактате Нида (30б): «Душу ребенка перед рождением заставляют поклясться: будь праведником, и не будь злодеем, и даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь грешником в глазах своих».]

Во-вторых, приучать себя обращать внимание на свои недостатки, и думать: «хотя люди не знают о моих недостатках – что мне с этого, разве я сам не знаю, что я презрен в том-то и том-то – <я страдаю> невежеством, слабостью, едой и испражнением, и т. п.», [И хотя в этом отношении люди не отличаются друг от друга, человек не был создан таким образом с самого начала. Рамбан пишет (комментарий к Торе, Берешит, 2:17), что плоды райского сада полностью растворялись в теле Адама, и у того не было нужды избавляться от отходов, так же как ман растворялся в теле евреев во времена странствий по Синайской пустыне. Поэтому факт выделения экскрементов  человеческим телом показывает, что в результате греха все в этом мире является смесью хорошего и плохого, добра и зла.

Человек должен думать: какой смысл наслаждаться яствами, ведь через несколько часов в любом случае они превратятся в отходы.] пока человек не станет презрен и отвратителен сам себе.

[Весь мир – это смесь добра и зла, но в человеке зла больше, чем во всех остальных частях творения.

Рабейну Йона пишет в книге «Шаарей Тшува» (1:23): «Познавший Всевышнего осознает, насколько ничтожен и никчемен, насколько утратил свое значение тот, кто преступил Его волю». Рав Айзик Шер («Лекет Сихот Мусар», 2) объясняет, что в мыслях человек должен дойти до предельной кротости, быть приниженным и покорным. Но в практических действиях следует выбрать средний путь: не следует вести себя приниженно, публично позориться, носить лохмотья и т. п. Только человек, который очень сильно подвержен гордости, может прибегать к самоунижению и публично позориться, так написано у Рамбама.

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» пишет: «Нужно постоянно помнить о слабости человеческого разума, его склонности к ошибкам и к самообману. Он всегда ближе к ошибке, чем к истинному знанию. И основная причина, мешающая человеку приобрести качество кротости – это глупость и недостаток истинного знания, ибо, чем человек глупее, тем больше он гордится собой».

И еще пишет Рамхаль: «На каком бы уровне ни находился человек, не может быть, чтобы у него не было множества недостатков – или в его природе, или в происхождении, или в семье, или из-за того, что с ним приключилось в прошлом. Ибо “нет на земле праведника, который бы делал хорошие дела и не совершил грех”. И все эти недостатки совершенно не дают человеку возможности возгордиться, даже если он обладает множеством достоинств. Ибо его недостатки затмевают его достоинства.

Пусть задумается о чередовании времен и изменениях, которые постигают человека – ведь богатый может легко стать бедным, правитель – рабом, а уважаемый – презренным. И если любой может с такой легкостью, за один день, вернуться в столь жалкое состояние, как же он будет гордиться своим статусом, в котором не может быть уверен? Сколько видов болезни могут неожиданно настичь человека, … сколько несчастий, не дай Б-г, которые заставят его идти обивать пороги людей, с которыми он совсем недавно не желал даже здороваться, и молить их о спасении! Ведь мы ежедневно становимся свидетелями подобных происшествий. Этого достаточно, чтобы избавить сердце человека от гордости и вселить в него смирение и кротость».]

В-третьих, постоянно думать о своих грехах и желать очищения, взыскания и <искупающих грех> страданий, и говорить: «самые лучшие в мире страдания – это такие, что не будут отвлекать меня от служения Творцу». И в этом смысле нет страданий лучше, чем когда его позорят, срамят и поносят. Ведь от этого он не лишается сил и не болеет; и не страдает от недостатка пищи, и ни он, ни его дети не лишаются жизни. Поэтому человек должен в буквальном смысле слова желать подобных страданий, и говорить: «Зачем мне поститься и истязать себя мешковиной и избиениями, ослабляющими мои силы, предназначенные для служения Всевышнему?! Разве я могу собственными руками уменьшать свою силу? Пусть лучше моим истязанием будет унижение и позор перед людьми – ведь это не ослабит меня». И тогда он будет рад постигающим его унижениям, и даже будет желать их.

[Рамбам писал («Яд а-Хазака», законы раскаяния 7:8): «Покаянные должны быть в высшей степени униженны и скромны. И если начнут глупцы срамить их, напоминая им о грехах их прошлого… те не должны реагировать на насмешки. Пусть безмолвно выслушивают оскорбления и знают, что перенесенный ими позор засчитывается им в заслугу».]

И пусть человек лечит себе сердце с помощью этих трех «лекарств» и пусть учится этому всю жизнь.

[При прочтении этого отрывка возникает вопрос: почему дети иногда умирают, не достигнув совершеннолетия? Ведь у них еще нет греха! Автор книги «Шомер Эмуним а-Кадмон» рав Йосеф Играс пишет (2 дискуссия): «Если Всевышний дает человеку детей, которые потом умирают, это от жалости Его. Так как это души, которые должны уйти из мира в раннем возрасте по множеству причин, связанных с их инкарнациями (т. е. перевоплощениями в другом теле). И их смерть искупает грехи отца и матери. Ибо смерть одного из детей – это великое горе, хуже смерти, и она искупает грех как сама смерть».]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим».

Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=8604