Ховот а-Левавот — 15 — Врата познания — Вступление, разделы 1-2 — Умение увидеть мудрость Творца

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1596

Мы говорили, что умение увидеть мудрость Его, как она проявляется в созданных Им творениях, – это самый верный и близкий путь к тому, чтобы постичь бытие Его и убедиться в истинности Его. Отсюда ясно, что мы должны поместить посвященную этому главу сразу же после главы о Его единстве [первая глава книги «Ховот а-Левавот»], так, чтобы каждая глава соседствовала со сходной с ней по содержанию, и чтобы после каждой темы рассматривать ту, которая связана с ней. Посредством этого мы сможем осознать обязанность служения, ради которого сотворил нас наш Творец, как сказал мудрейший из людей (Коэлет, 3:14): «И Б-г сделал так, чтобы боялись Его» [из-за величия Его, открывающегося в Творении; страх этот приводит человека к служению].

Заметим прежде всего, что, хотя блага Творца и изливаются на все Его творения, как сказано (Теилим, 145:9): «Благ Г-сподь для всех…», большинство людей, словно слепцы, не в состоянии увидеть и оценить величие этих благ, уразуметь их суть; этому есть три причины.

Первая из них состоит в том, что большинство занятий связано у людей с делами этого мира. Они жаждут того, чего никогда не достигнут, и отвращают взгляд от благ, даруемых им Творцом, ибо сердца их поглощены стремлением к удовольствиям и к удовлетворению [земных] нужд. Достигая чего-то, они жаждут большего, а за этим – еще большего, и многие блага [что есть у них] не ставят они ни во что. И умаляются в их глазах многие подарки [Творца], так что все, что есть у других, они ощущают как отнятое у них, тогда как блага, получаемые ими, представляются им как зло. И не поймут они деяний Г-спода, творящего им добро, как сказано (Теилим, 10:4): «Злодей в надменности своей [считает]: “не взыщет Он!” Все помыслы его – “нет Б-га!”» [под «злодеем» здесь имеется в виду не атеист, полностью отрицающий Б-га, а тот, кто отрицает непрерывный Б-жественный надзор и управление в нашем мире].

Вторая причина состоит в том, что человек, когда он входит в этот мир, подобен неразумной скотине или [словами Писания] «дикому осленку», как сказано (Иов, 11:12): «Подобным дикому осленку рождается человек». Потом он вырастает, непрестанно получая от Всевышнего блага великие и неисчислимые, «купаясь» в них, так что делаются они ему знакомыми и привычными до такой степени, что кажутся существующими сами по себе и чем-то неотъемлемым от него самого до конца его дней. И даже когда ум и понимание развиваются и созревают, он остается глупцом, не сознающим благодеяний своего Творца и не чувствующим в сердце обязанности благодарить Его за них, ибо он не понимает ни величия получаемых им благ, ни величия Того, кто дает их ему.

Такого рода люди подобны младенцу, которого нашел в пустыне один милосердный человек. Он сжалился над ним, взял в свой дом, растил его, кормил и одевал, и, движимый своим сердцем, давал ему все блага, пока тот младенец не вырос и не набрался ума, чтобы оценить сделанное ему добро. И после этого тот добрый человек услышал об одном узнике, который попал в руки своего врага [из-за денег, которые был ему должен] и дошел до крайней степени страданий, проведя многие дни в заточении, голодный и голый… Добрый человек сжалился над ним и уговорил его врага отпустить его и простить ему долг. После этого он взял [того узника] в свой дом, однако отныне он делал ему [лишь] часть того добра, которое делал человеку, выросшему у него. Бывший узник осознавал сделанное ему добро и был благодарен за него больше, чем тот, кто вырос, получая все с младенчества. Ведь у него переход от бедности и горя к счастью и благополучию совершился тогда, когда его ум уже развился, и он был способен осознать и оценить то, что было для него сделано. Но тот, кто был взят в дом младенцем, не понимал, сколь велико сделанное ему добро, несмотря на то, что ум его теперь уже созрел и укрепился, поскольку он привык к тому добру с самого раннего возраста, хотя совершенно ясно, что полученное им благо более значительно и всесторонне, и он больше, чем другой, обязан постоянно благодарить и восхвалять своего благодетеля. И это то, о чем сказало Писание (Ошеа, 11:3): «А Я (Сам) вел Эфраима, взяв его за руки, а они не знали, что Я врачевал их».

Третья причина [неспособности оценить получаемые от Творца блага] – разного рода несчастья, случающиеся с человеком в этом мире, ущерб телесный и имущественный… Люди не понимают, что [нередко] подобное случается с ними для их же пользы и блага, либо приходит в виде испытания, или же с целью поучения и наказания, как сказано в Писании (Теилим, 94:12): «Счастлив муж, которого Ты наказываешь, Г-споди, и Своей Торе обучаешь». Эти люди забывают, что их собственная жизнь и все, что у них есть, – это блага, данные Творцом в великой Его милости, и то, что приговор Его справедлив и продиктован мудростью Его. Они отказываются видеть справедливость в том, что Он делает с ними, не восхваляют Его, когда Он являет им Свою милость, и глупость доводит их до отрицания добра и Того, кто оказывает им его. И вполне возможно, что глупость доводит многих из них до того, что они воображают себя мудрей самого Творца, осуждая Его дела и все то, что Он сотворил для их исправления.

Во всем этом подобного рода люди подобны слепым, которых привели в дом, приспособленный к их нуждам. Каждая вещь была в нем помещена на своем месте, и все было продумано на благо и на пользу тем слепым, включая целебные снадобья, и также мудрый врач был там, чтобы лечить ими слепых и улучшить их зрение. Но те уклонялись от лечения, не слушали врача и из-за своей слепоты вели себя в доме не так, как нужно. И хотя все, с чем они встречались в доме, было приготовлено и приспособлено для их блага и на пользу им, они падали, и многие получали раны и переломы. Страдания их лишь умножались, и стало им хуже прежнего, а они сердились на хозяина дома и его строителя, проклинали их дела, и был хозяин в глазах их глупцом и негодным к тому, чтобы возглавлять это дело. Они считали, что он не желал им блага и милости, а только страданий и ущерба. Из-за всего этого они отрицали доброту и милосердие хозяина, как сказал мудрейший из людей (Коэлет, 10:3): «И также на пути, которым идет глупец, сердца [мудрости] недостает ему, и он всем [как бы] говорит: глуп [создавший этот мир]!»

Ввиду всего сказанного на мудрецов Торы возлагается обязанность пробуждать и учить тех, кто не видит и не понимает доброты и милосердия Творца, помочь им видеть все их величие посредством своего разума. Ведь в действительности люди теряют множество благ и не могут насладиться ими лишь из-за того, что не в состоянии осознать их и оценить. И когда людей учат этому, раскрывают перед ними то, что было сокрыто от них прежде, они приумножают восхваления и благодарность Тому, кто творит им добро, и получают в свой удел наслаждение и радость от благ, получаемых в этом мире, а также и великую награду в Мире Будущем. Об этом говорил мудрейший из людей (Коэлет, 12:11): «Слова мудрецов подобны остриям [длинной палки с гвоздем, которой подгоняли быка во время пахоты и направляли его]; они как гвозди вбитые, у обладателей сокровищниц [мудрости]». Мы видим, что царь Шломо уподобил слова мудрецов остриям по способности их пробуждать, и также уподобил он их вбитым гвоздям – по способности их оставаться в сердцах навсегда и утверждать в душах все виды мудрости. А в «Коэлет Раба» объясняется, что обладатели сокровищниц [мудрости] – это авторы книг; к ним относится понятие «слова», которое мы видим в самом начале стиха, и смысл этого следующий: «подобны гвоздям вбитым слова обладателей сокровищниц [мудрости]». Книги, посвященные разным разделам мудрости, остаются навечно; польза, приносимая ими, неиссякаема, и потому уподобил их Шломо вбитым гвоздям.

А теперь нам нужно рассмотреть шесть вопросов относительно распознавания [признаков мудрости Творца в Его творениях]. Первый: в чем состоит суть его, и приходим ли мы таким путем к истине? Второй – относительно нашей обязанности вглядываться в творения. Третий: каким образом, делая это, мы приходим к выводу о бытии Творца и о Его единстве? Четвертый: сколько видов мудрости мы можем различить в творениях? Пятый: какой из упомянутых видов мудрости наиболее близок нам, и мы, соответственно, обязаны искать его больше, чем остальные? И, наконец,шестой: какие вещи препятствуют распознаванию, и что мы приобретаем благодаря ему?

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Сказал автор: суть распознавания состоит в том, чтобы всматриваться в признаки мудрости Творца, в то, как они проявляются в Его творениях, и пытаться осознать эту мудрость и оценить ее в душе, насколько это в силах наблюдающего. Ибо мудрость, хотя признаки ее переменчивы и различны в разных видах творений, в основе своей и источнике, – одна, подобно тому, как солнечный свет един по сути своей, хотя он и переливается всеми цветами, отражаясь в осколках белого, черного, красного и зеленого стекла, и цвет его меняется соответственно цвету стекла. Подобно этому, когда поливают сад, в котором произрастают цветы разной формы и оттенков, вид этой воды на цветах различается соответственно виду цветов.

Вглядись, дорогой читатель, во все созданное Творцом, от малых Его созданий до больших, вникни в сокрытое от тебя прежде, и убедишься, с Б-жьей помощью, в истинности всего того, о чем мы говорили выше.

И из-за того, что различные части мудрости проявляются по-разному в разных творениях, мы обязаны всматриваться во все это и вдумываться, пока оно не предстанет в нашем сознании и не запечатлеется в наших душах в виде ясной и цельной картины. Но если бы Б-жественная мудрость проявлялась во всех творениях одинаково, то ни у кого не возникало бы сомнений в единстве ее, и не было бы в этом различия между умным и глупцом. В чем же причина [непохожести творений друг на друга]? Заметим прежде всего следующее. Когда мы видим, что некое творение постоянно выполняет одно и то же действие, становится ясно, что действие это не определяется его желанием, а только лишь его природой, запечатленной в нем, словно некая сила принуждает совершать его, и само творение не может его изменить; так, например, огонь способен только сжигать, а вода в силу своей природы только охлаждает. Однако творение, способное следовать своим желаниям, совершает разные действия в разные моменты времени.

Поскольку Творец делает свои дела согласно желанию Своему, и Он ничем не принуждаем, ни в чем не нуждается и не связан никакими природными ограничениями, свершал Он деяния разнообразные [cказанное может быть отнесено и к шести дням Творения, и к делам Его в уже сотворенном мире], какие считал нужными, исходя из мудрости Своей, в каждый момент времени, так, чтобы разнообразие этих дел свидетельствовало о единстве Его и о воле Его [находящей свое выражение во всех Его действиях], как сказано (Теилим, 135:6): «Все, чего желал Г-сподь, делал Он на небесах и на земле…»

Ему ведомо, только ли по одной причине, которую мы здесь назвали, не сотворил Он все Свои создания по одной мерке и одному образу, и из их разнообразия вытекает разнообразие признаков мудрости в Его созданиях. Мудрость Его, будь Он благословен, непостижима для нас, и потому мы привели здесь лишь одну причину из многих. Лишь Г-сподь один владеет мудростью, объемлющей всю истину до самых истоков ее, и нет Б-га помимо Него.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

На вопрос о том, существует ли обязанность всматриваться в творения и приводить из этих наблюдений свидетельства мудрости Творца, будь Он благословен, мы отвечаем, опираясь на три источника: на наш здравый смысл, на Письменную Тору и на Устную Тору.

Со стороны разума мы видим, что все преимущество существа, владеющего даром речи [человека], над лишенными этого дара [животными] состоит только в большем разуме и понимании, и человек в состоянии овладеть тайнами мудрости, наполняющими весь мир, как сказано в Писании (Иов, 35:11): «Научаешь нас больше скота земного, и более птиц небесных умудряешь». Когда человек осмысливает основы мудрости, вникает в них и учится распознавать признаки ее в творениях, тем самым он возвышается над скотиной соответственно достигнутому им разумению. Но если он уклоняется от этой работы, то он не будет подобен скотине, а будет хуже ее, как сказано (Йешаяу, 1:3): «Знает вол владельца своего, и осел – ясли хозяина своего, [но] Израиль не знает Меня, народ Мой не уразумел».

В Письменной Торе мы находим (Йешаяу, 40:26): «Поднимите глаза ваши к небесам и посмотрите: кто сотворил их?» Еще находим (Теилим, 8:4): «Когда вижу я небеса Твои, изделие пальцев Твоих, луну и звезды, Тобой сотворенные», и еще (Йешаяу, 40:21): «Разве не знаете вы? Разве не слышали? Разве не сказано вам [еще] вначале? Разве не поняли вы, [что есть] основания земли?» И еще сказано (Йешаяу, 42:18): «Глухие, слушайте, а слепые – смотрите, чтобы увидеть». Еще сказано (Коэлет, 7:2): «Лучше идти в дом скорби, чем в дом, где пируют, ибо таков конец каждого человека, и пусть живой примет это к сердцу», и еще (Коэлет, 2:14): «Глаза мудреца – в голове его, а глупец ходит во тьме», и еще (Мишлей, 4:18-19): «Пути праведных – словно свет сияющий, и сияние его все ярче – до [наступления] полного дня. Но пути злодеев – как тьма; не знают, обо что споткнутся».

Также и в Устной Торе мы находим высказывание наших мудрецов (Шаббат, 75а): «О всяком, кто умеет исчислять времена и [круговращение] созвездий, но не делает этого, говорит Писание: (Йешаяу, 5:12): “И были кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их, а на дела Г-спода не смотрят и творений рук Его не видят!”» Еще сказано (Шаббат, 75а): «Откуда мы учим, что человек обязан исчислять времена и [круговращение] созвездий? Сказано (Дварим, 4:6): “Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш перед народами, которые услышат обо всех этих законах…” Что же это за мудрость и разум, которые откроются народам? Расчет времен и движения созвездий». Еще сказали (Авот, 2:1): «Сопоставляй ущерб от исполнения заповеди [то есть затраты на ее исполнение] с наградой за нее и выигрыш от греха [удовольствие, полученное от него] с ущербом от него [наказанием]». И также сказали: (Эрувин, 100б): «Если бы не была дана Тора Израилю, мы должны были бы учиться скромности у кошки, соблюдению законов о запретных связях у голубя, ухаживанию за подругой – у петуха, соблюдению запрета грабежа у муравья» [Раши объясняет (там в Гемаре): кошка не пачкает на глазах у человека и прикрывает свои выделения; голубь не спаривается ни с кем, кроме своей пары; петух «ухаживает» за курицей, широко раскрывая крылья; о муравье сказано (Мишлей, 6:8): «заготовляет летом свой хлеб…», и он не отнимает припасенного своими собратьями].

Из всего приведенного выше вырисовывается с полной ясностью наша обязанность вглядываться в творения, чтобы находить в них признаки мудрости и приводить их в доказательство [бытия Творца и Его единства].

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=23251