Ховот а-Левавот — 3 — Врата тшувы — Разделы 5-7

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1434

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

Условия, относящиеся к составляющим возвращения, чрезвычайно многочисленны; я намереваюсь говорить о двадцати из них, пояснив для каждой из [четырех] составляющих пять условий; благодаря этому каждая из них обретет полноту и завершенность.

Пять условий раскаяния

1. Страх перед тем, что Творец может наказать за совершенные грехи очень скоро, как сказано: «Воздайте славу Г-споду, Б-гу вашему, пока не наступила тьма, и пока не споткнутся ноги ваши о горы мрака» (Ирмияу, 13:16).

2. Сокрушенное сердце и смирение перед Г-сподом из-за совершенных грехов, как сказано: «И смирится народ Мой, названный именем Моим» (Диврей а-Ямим 2, 7:14).

3. Изменить свои привычки в одежде и в пользовании украшениями, демонстрировать раскаяние в своей речи, в еде и во всех действиях, как сказано «Потому препояшьтесь вретищем, причитайте и рыдайте» (Ирмияу, 4:8), и также сказано: «И покрылись они вретищем, люди и скотина» (Йона, 3:8).

4. Плач, вопль и скорбь – вот что должно сопровождать раскаяние в совершенных грехах, как сказано: «Потоки воды излили глаза мои – за то, что не хранили Твою Тору» (Теилим, 119:136), и еще сказано: «Меж преддверием Храма и жертвенником пусть плачут священники, служители Г-спода» (Йоэль, 2:17).

5. Человек должен упрекать и стыдить себя в сердце своем за все, что не исполнено им из его обязанностей перед Творцом превознесенным, как сказано: «Надрывайте сердца ваши, а не одежды» (Йоэль, 2:13).

Условия, относящиеся к оставлению греха

1. Нужно оставить все, против чего предостерегает Творец, как сказано: «Ненавидьте зло и любите добро» (Амос, 5:15), и также сказано: «И берегущий руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Йешаяу, 56:2), и еще сказано: «Оставит нечестивец путь свой, и человек коварный – замыслы свои» (там, 55:7).

2. Отказ от разрешенного, влекущего за собой запрещенное, – от таких вещей, относительно которых есть сомнение, разрешены они или запрещены. Рассказывают о некоторых благочестивых людях, которые отдалялись от семидесяти разрешенных вещей из страха перед одной запрещенной, ограждая себя [от того, что может привести к нарушению закона], как повелели наши мудрецы, будь благословенна их память: «Делайте ограду вокруг Торы» (Пиркей Авот, 1:1).

3. Отказ человека от греха означает: [он готовит себя к тому, что если случится], что он сам будет в состоянии согрешить, и к тому будет возможность [со стороны внешних факторов], то он воздержится от греха исключительно из страха перед наказанием, ожидающим его от Творца, как сказано: «Застыла в страхе пред Тобою плоть моя; судов Твоих боюсь» (Теилим, 119:120).

4. Человек должен отступать от греха из стыда перед Творцом, но не из страха перед людьми и не из-за того, что он чего-то ждет от них, и не из-за стыда перед ними; и не должен человек быть подобным тем, о ком сказано: «И был их страх передо Мной, как заповедь людей, исполняющих ее заученно» (Йешаяу, 29:13), и также сказано: «И поступал Йоаш [царь Иудеи] праведно в глазах Г-спода во все дни свои, пока наставлял его Йеояда-священник [Йоаш стал царем в семилетнем возрасте, и Йеояда-священник, пока был жив, оставался его наставником и советником. Но когда он умер, Йоаш стал творить зло перед Г-сподом.]» (Млахим 2, 12:3).

5. Человек должен прекратить творить зло, совершенно отвергая возможность делать это, не допуская в сердце своем мысли о повторении его, и он должен подумать в сердце и повторить устами своими слова праведника: «Если беззаконие творил я – не буду больше» (Иов, 34:32).

Условия, относящихся к тому, как человек просит о прощении

1. Признание в совершенных грехах, и чтобы они представлялись ему многими в глазах его и в сердце, как сказано: «Ибо умножились преступления наши пред Тобою» (Йешаяу, 59:12).

2. Постоянно помнить эти грехи и видеть их перед собой, как сказано: «Ибо преступления мои я знаю, и мой грех предо мною всегда» (Теилим, 51:5).

3. Человек должен поститься днем и молиться ночью – в то время, когда мысль его свободна, и он не озабочен делами этого мира, как сказано: «Вставай, взывай в молитве ночью» (Эйха, 2:19). В дальнейшем я намереваюсь разъяснить, с Б-жьей помощью, в чем состоят особые достоинства ночной молитвы.

4. Человек должен умолять Б-га и постоянно просить Его о том, чтобы Он искупил его грехи, простил его и принял его при его возвращении, как сказано: «Грешил я – о том поведал Тебе я и вины своей не сокрыл; сказал я: признаюсь в проступках моих перед Г-сподом» (Теилим, 32:5), и далее сказано: «Потому молится Тебе всякий праведный в час, когда найдет Тебя» (там, 32:6).

5. Человек должен не жалеть усилий, стараясь отвратить людей от грехов, которые совершил он сам, внушить им страх перед наказанием и убедить их вернуться к Б-гу, как сказано: «Кто знает – быть может, смилуется Б-г [Йона послан Б-гом предупредить жителей города Нинве о близкой каре за их грехи]» (Йона, 3:9), и также сказано: «Научу людей преступных путям Твоим» (Теилим, 51:15).

Условия принятия на себя обязательства не повторять то, от чего предостерег Творец

1. Человек должен сопоставить мимолетное, ничтожное, смешанное с горечью удовольствие [от греха] с не столь быстро приходящим, зато вечным, постоянным, чистым от примеси печали [наслаждением от исполненных заповедей и добрых дел]; он должен сопоставить мимолетные и легкие, недолговечные [потери и неприятности, с которыми может быть связано исполнение заповедей и добрых дел] с приходящим позже – но постоянным, не дающим передышки [страданием – наказанием за грех]. Сказано об [истинном] наслаждении: «И увидите, и возрадуется сердце ваше» (Йешаяу, 66:14); об [истинном] страдании сказано: «И выйдут, и увидят трупы этих людей, преступных предо Мною: червь, [поедающий] их, не умрет, и огонь, [сжигающий] их, не погаснет» (там, 66:24); и еще сказано: «Ибо вот приходит день, пылающий как печь; и будут все замышляющие зло и все творящие зло как солома, и спалит их день грядущий тот» (Малахи, 3:19), и далее сказано: «И взойдет над вами, трепещущими перед Именем Моим, солнце благодатное, и исцеление – на крыльях его» (там, 3:20). И грешнику, обратившему сердце свое к этим словам, следует обязать себя не повторять свой грех.

2. Человек должен помнить и думать о дне своей смерти и о том, что Творец будет в гневе на него за все то, что он не исполнил из своих обязанностей перед Ним, как сказано: «И кто выдержит день пришествия Его?» (Малахи, 3:2). И когда человек примет все это близко к сердцу, он должен ощутить страх перед наказанием и принять твердое решение не делать более того, за что на него будет гневаться его Господин.

3. Человек должен помнить в сердце своем о тех днях, когда он отходил от путей Б-га своего, пренебрегал служением Ему, в то время как Б-г неизменно осыпал его Своими благами, как сказал [Г-сподь, обращаясь к Иудее]: «Издавна разбил Я твое ярмо и разорвал твои узы, а ты сказала: не перейду» (Ирмияу, 2:20). «Не перейду» означает: «не приму на себя служение Тебе и не войду в союз с Тобой», – как будто было сказано: «не перейду в союз с Тобой», как в стихе Торы: «Чтобы перейти [вступить] тебе в союз с Г-сподом, Б-гом твоим [По обычаю заключающих союз, которые устанавливают две перегородки – с одной и другой стороны, и проходят между ними (Раши там)]» (Дварим, 29:11).

4. Человек должен вернуть то, что он незаконно отнял у других, воздерживаться от нарушения законов Торы и остерегаться, чтобы не причинить ущерб никакому творению, как сказано: «Залог возвратит нечестивый, награбленное возместит» (Йехезкель, 33:15), и также сказано: «Если несправедливость в руке твоей – удали ее, и пусть не обитает беззаконие в шатрах твоих. Тогда вознесешь лицо свое, ибо [смоешь с него печать] порока» (Иов, 11:14 – 15).

5. Человек должен принять к своему сердцу величие Творца превознесенного, слово которого он преступил, порвав со служением Ему и отступив от того, чтобы следовать Торе Его. Он должен порицать и стыдить себя за все это, как сказано: «Г-споду ли отплатите этим?» (Дварим, 32:6), и также сказано: «Меня ли не боитесь вы? – сказал Г-сподь» (Ирмияу, 5:22).

Этим мы заканчиваем описание составляющих возвращения.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Четыре вещи могут побудить человека к возвращению.

1. Ясное осознание человеком [величия] Б-га, умение видеть, что Он постоянно творит ему благо, и понимание вытекающей из этого обязанности служения – соблюдения заповедей и воздержания от того, против чего предостерегает Б-г.

Человек этот подобен рабу, бежавшему от своего господина. Когда он задумается о благах, которыми осыпал его господин, он вернется к нему по собственной воле, чтобы попросить у него прощения за прежнее непослушание и бегство от обязанности служения. Это – раб, избравший добрый путь, понимающий, где лежит дорога к спасению; такого раба господину стоит простить и приблизить к себе; о подобном ему сказано: «Если возвратишься, Израиль, – слово Г-спода, – ко Мне возвратишься» (Ирмияу, 4:1). Другими словами, Г-сподь как бы говорит человеку: если вернешься по своей воле, прежде чем постигнет тебя кара, то Я приму тебя и изберу тебя для служения Мне. И еще сказано там далее: «Если устранишь передо Мною мерзости твои и не будешь блуждать», – то есть не будешь бежать от служения Мне, – «и будешь клясться правдиво: “как жив Г-сподь”», – то есть в сердце твоем будет истинное стремление вернуться ко Мне, – «то благословятся им [Израилем] народы, и им же [близостью к нему] прославляться будут» (там, 4:2). Возвращение к Г-споду с соблюдением всех условий – это именно то, вследствие чего «благословятся им народы, и им же прославляться будут» – тобою [Израилем] прославляться будут. И еще сказано: «Возвратитесь ко Мне – и Я вернусь к вам» (Малахи, 3:7).

2. То, что Творец благословенный упрекает его и вводит его в стыд за недостойные дела. Он делает это либо через пророка того поколения – в эпоху, когда есть пророчество, – либо через истинную Тору Г-спода, либо через праведника, обучающего людей служению. Это дает повод для обвинения, которое выдвигает Творец против Своих созданий [если они не желают внимать поучению], – ведь нет поколения, в котором не было бы поучающих, как сказали наши учителя, будь благословенна их память: «До того, как погасло солнце Моше, взошло солнце его ученика Йеошуа. До того, как погасло солнце Эли, засияло солнце Шмуэля из Рамы. До того, как погасло солнце [пророка] Элияу, засияло солнце его ученика Элиши. Когда умер раби Акива, родился наш святой Раби [приведенная автором цитата отличается от того, что мы находим в принятой у нас версии Гемары]» (Кидушин, 72б). Подобное этому мы находим во всех поколениях и во всех странах; нет недостатка в тех, кто призывает людей искать Б-га и служить Ему, обучает их Его Торе.

Тот, кто возвращается к Б-гу по указанной здесь второй причине, похож на раба, бежавшего от служения своему господину, которого встретил другой, верный раб, отчитавший его за бегство, посоветовавший вернуться и пообещавший, что господин простит его. Он напомнил [беглецу] о множестве благ и милостей господина его, и в результате тот возвращается и покоряется своему господину.

3. Человек видит, как Творец испытывает тяжким наказанием кого-то другого, пошедшего по тому же пути, что и он сам, уклоняясь от служения; тогда он извлекает для себя урок и возвращается к Г-споду из страха перед наказанием и Его суровой местью. Он похож на раба, убежавшего от своего господина и услышавшего, какое наказание получил другой раб, такой же беглец, как и он сам; и вот – он извлекает для себя урок, возвращается и умоляет своего господина простить ему его вину прежде, чем тот обрушит на него наказание. Об этом говорит Писание: «Чтобы не изрыгнула вас земля из-за того, что вы оскверняете ее, как изрыгнула она народ, бывший прежде вас» (Ваикра, 18:28).

4. Наказание, которое обрушивает на человека Творец – какое-либо бедствие или страдание. Почувствовав его, человек пробуждается от своего сна и отходит от греха. Он подобен рабу, бежавшему от своего господина, и тот подсылает к нему своего посыльного – мучить и истязать его за то, что бежал от своего служения. И когда посыльный приходит к нему, он бежит к своему господину, признается ему в своих грехах и просит у него прощения. О подобном рабе сказано: «Когда падет на вас внезапной тучей ужас, и бурей беда налетит на вас; когда придет к вам несчастье и горе – тогда будут звать Меня, но Я не отзовусь» (Мишлей, 1:27-28), и также сказано [о самом грешном из царей иудейских, Менаше, вернувшемся к Г-споду]: «И в беде своей стал он умолять Г-спода, Б-га своего, и смирился чрезвычайно» (Диврей а-Ямим 2, 33:12).

Из всех четверых вернувшихся к Б-гу, описанных здесь, наиболее достойным и преуспевшим был первый. Следом за ним по степени своего успеха и по тому, сколь желанным он был Творцу при возвращении, идет второй, – тот, кто не возвращался, пока не дошли до него Его упреки и поучения. Еще ниже – тот, кто не возвращался, пока не случилась беда с кем-то из окружающих его. Ниже этого – тот, кто не возвращался, пока не постигло наказание и связанные с ним страдания его самого. Из всех вернувшихся он – самый далекий от того, чтобы быть принятым Б-гом и получить от Него прощение грехов. Чтобы удостоиться этого, он должен вернуться к Г-споду [истинным образом] и проявлять свое раскаяние, отстранение от греха и мольбу о прощении во всем: в мыслях, в речи, в действиях своих. Все это побудит простить его, принять его при его возвращении и забыть о его грехах.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Существует очень много вещей и факторов, мешающих возвращению (тшуве) к Б-гу…

Среди других вещей, препятствующих тшуве, – [внутреннее] согласие на грех, постоянство в нем и откладывание исправления; такого рода вещи делают возвращение невозможным [пока не будут устранены названные вещи, мешающие возвращению].

Говорят, что нет маленьких грехов, если они повторяются, и нет больших, если просят за них прощения. Дело здесь в том, что постоянство в грехе свидетельствует о пренебрежении словом Г-спода, о неуважении к заповеди и предостережению. В такой ситуации человек сам навлекает на себя наказание; о нем сказано: «И тот, кто совершает [грех] дерзостно… он Г-спода хулит, и истребится его душа из народа его, ибо слово Г-спода презрел» (Бемидбар, 15:30-31).

И еще: постоянство в грехе, даже маленьком, делает его все большим и большим – тогда как большой грех, если грешник просит за него прощения и оставляет его из страха перед Б-гом, постепенно уменьшается, пока не будет стерт из книги грехов, и грешник очистится от него, вернувшись к Б-гу.

Посмотри на шелковую нить: какой прочной она становится, если сложить ее много раз, а ведь сделана она из самого непрочного, что есть в мире, из слюны червя! И посмотри на толстый корабельный канат, как в результате длительного использования он постепенно истирается, пока не порвется однажды – и вернется тем самым к изначальной своей слабости и непрочности.

То же самое верно в отношении того, что происходит с грехами, большими и малыми: какое влияние оказывает здесь постоянство в грехе, и какое – просьба о прощении. Также и Писание уподобляет грех канату, как сказано: «Горе вам, навлекающим грех [малый на себя] веревкою тонкой [вначале, а затем] – провинность [большую] канатом тележным» (Йешаяу, 5:18).

И говорят еще так: смотри не на малость сделанного тобой, а на величие Того, перед Кем ты согрешил этим. И не радуйся тому, что люди не видят зла, которое в сердце твоем; тебе следовало бы скорбеть о том, что Творцу ведомо скрываемое тобой! И Он взирает на [дела] твои – сокрытые и открытые, и помнит их лучше, чем ты сам помнишь. Ибо ты забываешь, а Он не забывает; ты стараешься уклониться от них, а Он – нет, как сказано: «Вот оно написано передо Мной» (Йешаяу, 65:6), и также сказано: «Грех Йеуды начертан железным резцом» (Ирмияу, 17:1).

К числу вещей, наносящих ущерб тшуве, относится также повторение греха, после которого человек прежде уже вернулся к Б-гу, исполнив все условия этого. О подобном говорится у пророка в главе, начинающейся так: «Слово, которое было от Г-спода пророку Ирмияу» (см. Ирмияу, гл. 34); речь там идет о том, что нужно было объявить свободу рабам и отпустить каждому своего раба и рабыню [и это было сделано, но затем каждый силой вернул себе своих рабов назад].

К числу упомянутых вещей, мешающих тшуве, относится также обещание самому себе вернуться к Б-гу в конце своих дней. Человек полагает, что он отдалится от грехов после того, как достигнет всего желаемого и удовлетворит свои вожделения. Он как бы обманывает своего Б-га; о таком сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «[Если человек говорит]: “согрешу – и вернусь; согрешу – и вернусь”, то ему не предоставят возможность [с Небес] вернуться» (Йома, 85б).

В поучении, помещенном мной в конце этой книги, сказано так:

«Душа моя! Приготовь себе запас в дорогу – и побольше, не довольствуйся малым, – пока ты в мире живых, и есть сила в твоей руке, ибо дальний путь перед тобой! И не говори: приготовлю завтра, ибо истекает день – и неведомо тебе, что принесет новый день! И знай, что день вчерашний не вернется вовек, и все, что ты сделала в нем, взвешено, подсчитано и учтено. И не говори: сделаю завтра! Ибо день смерти сокрыт от всего живого. Торопись исполнять каждый день то, что должно сделать в этот день, ибо смерть готова каждый миг послать стрелу и молнию свою. И не мешкай исполнить каждый день то, что должно сделать в этот день, – ибо, как птица покидает гнездо свое, так человек покидает свое место [в этом мире]».

Ущерб тшуве наносится и в том случае, когда человек отходит от части своих грехов, продолжая совершать остальные. Например, он оставляет те из них, которые относятся к сфере его отношений с Б-гом, но не отступается от тех, которые относятся к отношениям между ним и другими людьми: от присвоения чужого, введения в заблуждение, кражи и тому подобного; об этом сказано: «Если несправедливость в руке твоей – удали ее, и пусть не обитает беззаконие в шатрах твоих» (Иов, 11:14). Сказали об этом наши мудрецы, будь благословенна их память (Таанит, 16а): «Человек, сознающийся в грехе, но не оставляющий его: на кого он похож? На того, кто держит в руке мертвую мышь [источник нечистоты]: даже если он погрузится с ней во все очищающие воды, какие есть в мире, они не очистят его. Но если выбросил ее – очистят, как сказано: “Признающий [свой грех] и оставивший его – помилован будет” (Мишлей, 28:13)».

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=18136