Ховот а-Левавот — 4 — Врата упования — Вступление

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1809

Сказал автор: поскольку в предыдущей части этой книги предметом обсуждения была наша обязанность принять на себя служение Б-гу, я счел необходимым поговорить вслед за этим о том, что является самым насущным для человека, принявшего на себя служение. Это – полагаться на Б-га, будь Он благословен, и польза от того велика во всем, как в делах, относящихся к Торе [и служению], так и в делах этого мира.

[Как и во всем остальном, что касается служения Всевышнему, также и в уповании на Него есть множество ступеней. На нижних ступенях это лишь «упование поневоле», к которому человек прибегает как к средству, помогающему бороться с обычными человеческими страхами и слабостями. Он в действительности полагается на себя и на свои силы, на других людей, на силы природы, на лекарства и прочие вещи, – но при этом также надеется на Всевышнего, который поможет тем, кто на Него полагается, и просит Его об этой помощи. Автор, однако, имеет в виду совершенно иную ступень, когда человек полагается на Всевышнего полностью и безраздельно, так, что это вообще не оставляет места страху – ни в какой ситуации и независимо ни от каких внешних факторов.]

В делах, связанных с Торой [и служением], польза состоит, прежде всего, в душевном покое, который приходит, когда человек полагается на Б-га, будь Он благословен, так же, как раб обязан надеяться на своего господина. Ведь если человек не надеется на Б-га, он надеется на что-то другое, и тогда Б-г снимает с него Свое попечение и отдает его во власть того, на кого [или на что] человек надеется. О таком сказано (Ирмияу, 2:13): «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня оставили, источник живой воды, чтобы высечь себе колодцы многие, худые, которые не держат воды», и также сказано (Теилим, 106:20): «И променяли славу свою [Творца] на образ тельца, едящего траву», и еще сказано (Ирмияу, 17:7): «Благословен муж, уповающий на Г-спода, и чьей опорою будет Г-сподь», и еще сказано (Теилим, 40:5): «Счастлив муж, который сделал Г-спода своей опорой, и не обратился к гордецам и клонящимся ко лжи», и еще сказано (Ирмияу, 17:5): «…Проклят муж, который понадеется на человека, и сделает плоть опорой своей, и от Г-спода отвернет свое сердце».

Если возложит человек упование на свою мудрость, уловки и хитрости, на телесную силу свою и старания, то напрасными будут труды его; истощится его сила, и не помогут уловки достичь желаемого, как сказано (Иов, 5:13): «Уловляет мудрых их же лукавством…», и еще сказано (Коэлет, 9:11): «И еще я увидел под солнцем, что не легконогим [удача] в беге, и не сильным – в войне, и также не у мудрых [всегда в изобилии] хлеб…», и еще сказано (Теилим, 34:11): «Молодые львы скудеют и голодают, но те, кто просит у Г-спода, не будут нуждаться ни в каких благах».

А если человек понадеется на свое великое богатство, то оно будет отобрано у него и достанется другим, как сказано в Писании (Иов, 27:19): «Ляжет богатым – но не умрет [таковым]; откроет глаза – и нет [достояния] его», и также сказано (Мишлей, 23:4): «Не трудись [сверх меры, чтобы] разбогатеть, оставь мысль [об этом]. Устремишь глаза свои к нему – и нет его», и еще сказано (Ирмияу, 17:11): «…В середине дней покинет его [богатство], а в конце дней своих – он [будет назван] негодяй». Или же не дано ему будет насладиться [своим богатством], как сказал мудрейший из людей (Коэлет, 6:2): «…но не дает ему Б-г насладиться этим…», и оно у него – словно чужое добро, доверенное ему для сбережения от ущерба, пока не перейдет оно к тому, кто достоин его, как сказано (Коэлет, 2:26): «…а грешнику Он предоставил собирать и копить, [чтобы после] отдать тому, кто хорош перед Б-гом…», и еще сказано (Иов, 27:16-17): «Если соберет он [нечестивец] серебра, как праха земного, и как глины наготовит одежд, – наготовит – а оденется праведник, и серебро заберет прямой [перед Б-гом]». И [даже] возможно, что имущество станет [для нечестивца] причиной зла и гибели его души, как сказано (Коэлет, 5:12): «Есть большое зло, которое видел я под солнцем: богатство, хранимое на беду своему владельцу».

Еще [польза от упования на Всевышнего в служении Ему]: благодаря упованию человек не станет служить никому другому [кроме Него]. Он не будет надеяться на людей и не станет ничего от них ждать, не будет угождать им, чтобы обрести их милость, льстить им, соглашаться с ними в том, что противоречит служению Б-гу; не будет бояться их самих и конфликтов с ними. Он постарается стать независимым от их благодеяний, чтобы не утруждать себя необходимостью благодарить и вознаграждать их за их услуги. И тогда, если он будет поучать и наставлять их, ему не придется остерегаться, чтобы не задеть их честь, и не постесняется стыдить их, и не будет оправдывать [их посредством] лжи, как сказал пророк (Йешаяу, 50:7): «И Г-сподь Б-г помогает мне; потому я не стыжусь; потому сделал я свое лицо как кремень и знаю, что не буду опозорен», и также сказано (Йехезкель, 2:6): «…не бойся их, и речей их не бойся…», и далее (в том же стихе): «…речей их не бойся и не страшись их», и еще сказано (Ирмияу, 1:8): «Не бойся их…», и еще сказано (Ирмияу, 1:17): «…Не робей перед ними…», и еще сказано (Йехезкель, 3:9): «Подобным железу, что тверже скалы, сделал Я лоб твой; не бойся их и не страшись пред ними».

И еще [упомянутая польза] состоит в том, что благодаря своему упованию человек может полностью очистить свое сердце от дел этого мира и посвятить его делам служения. Своим душевным спокойствием, широтой сердца и малостью забот о земных делах он напоминает алхимика, умеющего своей мудростью и умением превращать серебро в золото, а медь и олово – в серебро; но при этом у него есть десять преимуществ перед упомянутым алхимиком.

1. Алхимик нуждается в особых материалах [и приспособлениях], без которых он не в состоянии ничего сделать, и которые можно достать не всегда и не везде, тогда как к тому, кто уповает на Б-га, пропитание может прийти отовсюду, как говорится об этом в Торе (Дварим, 8:3): «…чтобы дать тебе знать, что не хлебом единым жив человек, но всем, что исходит из уст Г-спода, жив человек». Ведь у Всевышнего нет недостатка в средствах и возможностях [дать человеку пропитание] в любое время и в любом месте<…>.

2. Алхимик обязан выполнять определенные действия и производить опыты, без которых он не может достичь желаемого и в ходе которых он может погибнуть от [ядовитых] испарений и дыма, и все это – при непрерывной работе, в долгих изнурительных трудах ночью и днем. В то же время уповающий на Б-га может быть уверен, что ему не будет причинен ущерб, его сердце не страшится стерегущего его зла; все, что приходит к нему от Б-га, он встречает с радостью. И пропитание свое он получает в покое и душевной безмятежности, как сказано (Теилим, 23:2): «Среди лугов прекрасных уложит Он меня; к тихим водам Он приведет меня».

3. Алхимик никому не доверяет своих секретов из страха за себя [перед возможными конкурентами], тогда как уповающий на Б-га не боится никого и даже горд этим [не считает нужным скрывать], как мы находим у царя Давида (Теилим, 56:12): «На Б-га уповал я, не устрашусь; что сделает мне человек?»

4. Алхимик может сделать одно из двух: либо приготовить себе много золота и серебра на случай нужды, либо лишь немного, столько, чтобы могло хватить ему на короткое время. Если он приготовит много, то будет все время бояться, как бы оно не пропало по любой возможной причине, и сердце его не будет знать покоя, а душа не будет иметь отдыха от страха перед царем и перед простыми людьми. А если приготовит лишь немного, столько, сколько ему нужно на короткое время, то вполне возможно, что по какой-то причине он не сможет приготовить еще в момент, когда ему потребуется много. В то же время уповающий на Б-га твердо уверен в том, что Б-г прокормит его – таким образом, как Он того пожелает, в тот момент и в том месте, какие Он изберет по воле Своей, – так же, как питает Он зародыш в чреве матери или цыпленка внутри яйца, хотя у яйца нет никакого отверстия, через которое можно было бы ввести что-либо снаружи. И как питает Он птиц в воздухе и рыб в воде, и крохотного муравья, невзирая на слабость его, хотя могучий лев может иногда остаться без добычи, как сказано (Теилим, 34:11): «Молодые львы скудеют и голодают, но те, кто просит у Г-спода, не будут нуждаться ни в каких благах», и также сказано (Мишлей, 10:3): «Не заставит Г-сподь голодать душу праведника…», и еще сказано (Теилим, 37:25): «Юн я был, а [ныне] состарился – и не видел я праведника, оставленного [Б-гом], и детей его, просящих хлеба».

5. Из-за своего занятия алхимик боится всех, среди кого он живет, как больших, так и малых, – тогда как уповающего на Б-га боятся [даже] самые большие и уважаемые из людей, и даже звери и камни жаждут исполнить его волю, как говорит об этом Писание (Теилим 91 с начала его до конца), и еще сказано (Иов, 5:19-23): «От шести бедствий спасет Он тебя, и от седьмого [даже если оно придет] – не коснется тебя зло. Во время голода спасает тебя от смерти и т. д [вот семь бедствий, перечисляемых там: голод, войны, злоязычие, разбойники, дороговизна (по сговору торговцев, задерживающих урожай в хранилищах), дикие звери, камни в поле (о которые легко споткнуться)]».

6. Алхимик не может быть уверен, что его не постигнут болезни и страдания, которые испортят ему радость от его богатства и не дадут наслаждаться тем, что есть у него, чего он достиг и добился. Но тот, кто уповает на Г-спода, уверен, что болезни и страдания, если и придут к нему, то не иначе, как с целью искупления грехов, или же ради награды [в будущем мире], как сказано (Йешаяу 40:30-31): «И утомятся юноши и устанут, и молодые споткнутся. А надеющиеся на Г-спода обновят силу…», и еще сказано (Теилим, 37:17): «Ибо мощь злодеев сокрушена будет, а праведников поддерживает Г-сподь».

7. Алхимик может иногда не найти себе пропитания с тем золотом и серебром, что у него есть, в период, когда в его городе нет еды, как сказано (Йехезкель, 7:19): «Серебро свое на улицы выбросят…», и также сказано (Цфания, 1:18): «Ни серебро их, ни золото не смогут их спасти…» Но уповающий на Г-спода не лишится своего пропитания никогда и нигде до конца своих дней, как сказано (Иов 5:20): «Во время голода спасает тебя от смерти…», и еще сказано (Теилим, 23:1): «Г-сподь – пастырь мой; ни в чем не узнаю я нужды», и еще сказано (Теилим, 37:19): «Не будут опозорены в час зла, и в дни голода сыты будут».

8. Алхимик не задерживается надолго на одном месте из страха, что раскроют его тайну, тогда как надеющийся на Б-га без страха живет в своей стране и со спокойной душой – в своем месте, как сказано (Теилим, 37:3): «Надейся на Г-спода и делай добро, живи на [своей] земле и находи свое пропитание с верой [в Г-спода]», и еще сказано (Теилим, 37:29): «Праведники унаследуют землю и будут обитать на ней вовек».

9. Ремесло алхимика не будет сопутствовать ему по окончании его земного пути. Также и в этом мире он ничего не достигает при его посредстве, кроме того, что оно защищает его от бедности и дает ему независимость от других людей. Но того, кто уповает на Г-спода, награда за упование сопровождает и в этом, и в будущем мире, как сказано (Теилим, 32:10): «…уповающий на Г-спода милостью окружен будет», и также сказано (Теилим, 31:20): «Сколь велико благо Твое, хранимое Тобою для боящихся Тебя…»

10. Алхимик, если только станет известно, какого рода делами он занимается, погибнет, ибо дела его противоречат установленному в мире порядку, и Владыка мира отдаст его во власть того, кто расправится с ним, когда он не сможет хранить свою тайну. Но тот, кто надеется на Г-спода, если только это его качество станет известным, возвеличится между людьми. Он удостоится их уважения, и все будут рады близости к нему и возможности видеть его; он будет способствовать благу своего города, его исправлению и защищать жителей того места от разных бед, как сказано (Мишлей, 10:25): «…Праведник – основание мира». Пример этому [мы находим в Торе] в истории о том, как Лот спас город Цоар (см. Берешит, 19:17-21).

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=20451