Ховот а-Левавот — 6 — Врата упования — Раздел 3 — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1464

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Существуют пять предпосылок [в сознании человека], таких, что их прояснение и раскрытие их истинности создают у человека цельное и совершенное упование на Б-га.

Первая предпосылка: человек должен поверить и уяснить для себя, что у Творца исполняются те семь условий, которые необходимы всякому, на кого можно было бы положиться; я уже упоминал их и приводил к ним пришедшие на ум соответствующие стихи из Писания.

1. Творец, будь Он благословен, жалеет человека больше, чем всякий другой, кто жалеет его, и [даже] те жалость и милосердие, которые проявляют к человеку другие, помимо Творца, [в действительности] проистекают из Его жалости и милосердия, как сказано (Дварим, 13:18): «…и наделил бы Я тебя милосердием, и помиловал бы, и размножил тебя…».

2. От Творца не укроется ничто, что могло бы быть на пользу человеку. Это должно быть именно так, поскольку человек является одним их Его творений, и нет никого, кто знал бы, что исправляет его, и что ему вредит, и какие неприятности могут его подстерегать, болезни его и их лечение, лучше, чем Тот, кто сделал его. И если подобное верно в отношении людей, изготовляющих [те или иные предметы] и обновляющих в ходе трудов своих лишь внешнюю форму [материала], хотя изменить внутреннюю суть его они никоим образом не способны, – то тем более Творец, создавший материал человеческого [тела], его форму, свойства и принципы строения его! Вне всякого сомнения, Он – мудрец, знающий, в чем польза человеку и в чем вред, что хорошо для него в этом мире и в грядущем, как сказано (Йешаяу, 48:17): «Я – Г-сподь, Б-г твой, который учит тебя быть полезным [себе самому], наставляющий тебя на путь, которым ты пойдешь», и также сказано (Мишлей, 3:12): «Ибо, кого полюбит Г-сподь, того вразумлять будет, и благоволит [к нему], как отец к сыну».

3. Творец, будь Он благословен, – сильнее всех сильных, и слово Его тверже, чем у всякого другого, и никто не отвратит Его суда, как сказано (Теилим, 135:6): «Все, что пожелает Г-сподь, Он делает…», и также сказано (Йешаяу, 55:11): «Также и слово Мое, что изойдет из уст Моих, – не вернется ко Мне впустую, но свершит то, чего Я желал…»

4. Он надзирает над тем, что происходит со всеми людьми, не оставляет их и не пренебрегает ими, и не укроется от Него ничего, касающееся их, ни малое, ни большое, и не забудется одно из-за другого, как сказано (Йешаяу, 40:27): «Зачем говоришь ты, Яаков, и изрекаешь, Израиль: сокрылся путь мой от Г-спода, и от Б-га моего – мой суд ускользает», и отвечает на это (там, 40:28): «Разве не знаешь ты, разве не слышал, что Б-г [всего] мира – Г-сподь, Творящий края земли? Не утомляется Он и не устает; разумение Его непостижимо».

5. Ни один из сотворенных не в состоянии ни принести какую-либо пользу самому себе, ни вред, и то же самое – в отношении других людей, иначе, как с согласия Творца, будь Он благословен. Ведь если у раба будет больше чем один господин, и каждый из господ может сделать что-то ему на пользу, то этот раб не сможет полагаться [только] на одного из них, ибо будет надеяться на них всех. И если один из господ может делать для него больше, чем остальные, то раб будет рассчитывать на него больше, чем на остальных, соответственно его возможностям, хотя он надеется также и на остальных. Но если лишь один из них способен принести ему пользу или вред, то этот раб поневоле будет полагаться лишь на него одного, ибо он не рассчитывает больше ни на кого. Точно так же, когда человек чувствует, что ему не принесет пользы и не повредит ни одно из творений иначе, как с согласия Творца, то сердце его больше не станет ни бояться их, ни надеяться на них, и он будет полагаться лишь на одного Творца, как сказано (Теилим, 146:3): «Не уповайте на великодушных [благодетелей], на человека, ибо не придет от него спасение».

6. Следует знать о тех великих благах, которыми наделяет Б-г человека, и о том, что Он воздавал и воздает ему добром и милостью без того, чтобы тот был этого достоин, и не из какой-либо нужды для самого себя, но только из-за щедрости своей, доброты и милости, как это объяснялось во второй части этой книги (Врата познания). И об этом сказал царь Давид (Теилим, 40:6): «Великое содеял Ты, Г-споди, Б-г мой! Чудеса Твои и помышления – о нас; нет равного Тебе! Возвестил и рассказал бы я о них; но слишком велики они, не описать».

7. Человеку должно быть ясно, что у всего существующего в этом мире, у всякой вещи и явления есть известная граница, и невозможно ни добавить к тому, что установил Творец, будь Он благословен, ни убавить от этого, будь то количество или качество, время или место; нельзя увеличить того, о чем постановил Он, что будет малым, и уменьшить то, о чем Он решил, что будет большим. Не дано задержать того, о чем постановил Он, что произойдет раньше, и ускорить того, о чем решил, что будет позже. А всюду, где [как нам кажется] происходит обратное тому, о чем мы говорили [и вещи или явления в силу каких-то причин или человеческих усилий получают новые границы], это происходит потому, что таков был изначальный замысел Творца [при творении этих вещей]. Однако для всех этих изначальных решений [Творец предуготовил] причины и причины этих причин.

Тот, кто не понимает, как происходит управление делами в этом мире, считает, что постоянно обновляющиеся причины обуславливают изменения в вещах и явлениях и их взаимопревращение. Однако причина сама по себе слаба и незначительна, чтобы из нее произошли изменения и превращения, как это мы видим на примере пшеничного зерна. Одно такое зернышко может произрастить триста колосьев, и в каждом из них – тридцать [новых] зерен; таким образом, одно зернышко становится причиной появления около десяти тысяч новых. Но разве можно не видеть, что сила одного зернышка слишком мала, чтобы произвести такое количество [нового зерна]? То же самое и с другими видами посевного материала, который сеют или высаживают, и то же самое относится к зарождению человека и животных из капли семени, или большой рыбы из крохотной икринки.

И все заботы человека о делах этого мира, его усилия ускорить то, чему Творец назначил поздний срок, и задержать то, чему Он назначил быть раннее, и увеличить то, о чем Он решил, что будет малым, и уменьшить то, чему предопределил Он быть большим, если это не направлено на исполнение заповедей, служение Творцу и изучение Его Торы, свидетельствует о недостаточном осознании человеком всеведения Творца и о непонимании того, что Он ведет все дела человека во благо ему [однако во всем связанном с Торой и заповедями человек обязан прикладывать максимальные усилия, ибо положение здесь в корне отлично от положения в прочих делах этого мира, как сказали наши мудрецы (Брахот, 33б): «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами»].

Об этом сказал мудрец (Коэлет, 3:1): «Всему – [свое] время, и [своя] пора для всякой вещи под небом», а затем он перечисляет двадцать восемь дел человеческих [для которых есть свой срок], от «время рождаться и время умирать» до «время войне и время миру» [«под небом» означает: в делах этого мира, не связанных со служением Всевышнему. В делах же, связанных с Торой и заповедями, усилия человека приносят плоды, как мы отмечали выше]. Далее он говорит (там, 9:11): «…срок и бедствие постигают всех». И еще он сказал (там, 5:7): «…над высоким надзирает высший, а над ними – наивысшие» [Всевышний учредил иерархию естественных причин, «высоких», «высших» и «наивысших», посредством которых в свой час придет наказание, и еще не настало его время]. И пути правосудия Творца неуловимы, глубоки и возвышенны настолько, что нам недоступны даже частности их, тем более общие правила. Сказано об этом в Писании (Йешаяу, 55:9): «Ибо, как небеса выше земли, так выше пути Мои путей ваших, и замыслы Мои – мыслей ваших».

Вторая предпосылка [из пяти упомянутых в начале данного раздела]: человек должен знать и ему должно быть ясно, что Творец, будь Он благословен, наблюдает за ним, и не укроются от Него ни открытые [дела его], ни скрытые, ни сокрытое [в глубинах его души], ни видимое, и то, полагается ли он на своего Б-га всем сердцем или нет, как сказано (Теилим, 94:11): «Г-сподь знает мысли человека, что они – тщета», и также сказано (Мишлей, 24:12): «…Разве не разумеет Он того, что в сердцах?..», и еще сказано (Млахим-1, 8:39): «…ибо Ты один знаешь сердца всех людей». И когда все это станет ясно человеку, он почувствует, что не подобает уповать на Б-га своего лишь на словах, без того, чтобы полагаться на него в своем сердце и в глубине души, подобно тем, о ком сказано (Йешаяу, 29:13): «…Устами и губами своими чтили меня, а сердца далеки от меня».

Третья предпосылка: [человек должен] полагаться только на Б-га во всем, в чем человек обязан полагаться на Него, и не присоединять к Нему никого другого, полагаясь разом и на Него, и на какое-то из Его творений, ибо из-за этого претерпит ущерб его упование на Б-га. Вспомним, что говорит Писание о праведном царе Аса, когда он понадеялся на врачей (Диврей а-ямим-2, 16:12): «…И также в болезни своей не искал Г-спода, а [надеялся] на врачей», и был наказан за это. И еще сказано (Ирмияу, 17:7): «Благословен муж, который уповает на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой». Известно также, что когда назначают двух людей или больше ответственными за одно и то же дело, это не имеет успеха. Тем более, когда кто-нибудь полагается на Б-га и еще на кого-то кроме Него, – его упование рушится, и это – достаточная причина для неудачи в том, чего он надеялся достичь, как сказано (Ирмияу, 17:5): «…Проклят муж, который понадеется на человека, и сделает плоть опорой своей, и от Г-спода отвернет свое сердце».

Четвертая предпосылка: [человек должен] относиться с предельным вниманием к тому, к чему обязывает его Творец в служении Ему, и проявлять большое старание в осуществлении этого; исполнять Его заповеди, остерегаться того, что запретил ему Творец, как Он того требует от человека, если он действительно желает, чтобы Творец согласился дать ему то, что человек надеется получить от Него, как сказано (Авот, 2:4): «Исполняй Его волю, как свою собственную, чтобы Он исполнял твою волю, как Свою; устраняй свои желания перед Его желанием, чтобы Он подчинил желания других твоим». И еще сказано (Теилим, 37:3): «Надейся на Г-спода и делай добро, живи на [своей] земле и находи свое пропитание с верой [в Г-спода]», и еще сказано (Эйха, 3:25): «Благ Г-сподь к тем, кто надеется на Него, к душе, ищущей Его».

Однако тот, кто уповает на Творца и вместе с тем нарушает Его волю – насколько же он глуп и насколько же слаб его разум! Ведь он знает, что если один человек поручает другому какое-то дело и дает ему повеление либо предостережение, связанное с этим делом, а тот нарушит его слово и об этом станет известно, то давший повеление не сделает для нарушителя того, что тот ожидал, полагаясь на него. Тем более подобное случится с тем, кто преступает Б-жественные законы и нарушает заповеди, которые Б-г дал нам и о которых свидетельствовал, – надежды и ожидания его будут обмануты, и он не достоин называться полагающим на Б-га; о подобном сказано (Иов, 27:8-9): «Ибо какова надежда нечестивца, грабителя, когда отнимет Б-г у него душу? Разве услышит Б-г его вопль, когда придет к нему беда?», и также сказано (Ирмияу, 7:9-11): «Красть, убивать, прелюбодействовать, клясться ложно… А потом приходить и стоять предо Мной в этом доме, названном именем Моим?.. Разве пещерой разбойников сделался дом этот, названный именем Моим?»

Пятая предпосылка: человеку должно быть ясно, что появление и обновление предметов [и явлений] в этом мире после [его] творения состоит в следующем. Первое – это постановление Творца, желание Его, чтобы новая вещь стала реальностью. Второе – причины и средства [требуемые для осуществления Его воли], среди которых есть близкие и удаленные, видимые явно и скрытые, и все они превращают в реальность то, чему суждено воплотиться и открыться, с Б-жьей помощью.

Пример тому можно найти, глядя на [механизм] с колесом для подъема воды из глубин земли: сосуды, поднимающие воду из колодца, – это близкое средство [непосредственно исполняющее требуемое действие], тогда как далекое – это человек, привязывающий к колесу осла, который приводит это колесо в движение, чтобы поднимать воду из глубины колодца на поверхность земли. А то, что находится между человеком и сосудами, – это промежуточные средства: осел, колеса, приводящие в движение друг друга, и веревка. Если же случится повреждение в чем-то одном из всего перечисленного, весь этот механизм не сможет исполнять того, для чего он предназначен. И так – всякий раз, когда что-то новое должно войти в мир: ничто не появляется в нем ни вследствие [усилий] человеческих, ни вследствие других факторов, но только по решению Б-га, и Он же подготавливает [естественные] причины для этого, как сказано (Шмуэль-1, 2:3): «…И пред Ним пересчитаны [и взвешены] все дела [от которых зависит вхождение в мир каждой из вещей]», и также сказано (Ирмияу, 32:19): «Велик Ты в замысле и могуч в деяниях…», и еще сказано (Млахим-1, 12:15): «…ибо суждено это было Г-сподом…» Но если необходимые [материальные] причины вообще будут отсутствовать – ничего не произойдет в рамках естественных явлений [нашего мира].

Когда мы смотрим на то, что приходится человеку делать, чтобы привести в действие [материальные] причины и средства, устраивая свои дела, мы видим все, о чем говорилось, воочию. Ведь, когда кто-нибудь нуждается в пище, и ее ставят перед ним так, как это удобно ему, то, если он не потрудится, чтобы донести пищу до рта и разжевать ее, он не утолит свой голод, и то же самое относится к испытывающему жажду. И тем более придется ему [потрудиться, обращаясь к материальным причинам и средствам], если он не сможет получить еду, пока не смелет зерно, замесит и испечет [хлеб] и т. д. И еще более, и еще труднее – если ему нужно будет купить еду и приготовить ее, и еще более того – если у него нет денег на еду, и нужно будет потрудиться еще более прежнего, чтобы наняться и заработать денег или продать что-то из своих вещей и имущества, и т. п.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=21219