Шаарей Тшува — Врата первые — Разъяснение основ заповеди тшувы (возвращения)

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

2619

(1) Одно из благ, которыми одарил Всевышний Свои творения, – то, что Он приготовил для них путь подняться из глубокой ямы их дурных дел и вырваться из западни грехов, спасти свою душу от гибели и отвратить от себя Его гнев. По Его великой доброте и справедливости Он обучал и предупреждал их о необходимости вернуться к Нему, если согрешат, ибо ведомо Ему дурное побуждение их, как сказано (Теилим, 25:8): «Благ и справедлив Г-сподь, поэтому указывает Он грешникам путь». И даже если приумножили преступность и мятеж свой, и «измену предателей творили» (Йешаяу, 24:16), – не закрывает Он пред ними путь к возвращению, как сказано (Йешаяу, 31:6): «Вернитесь к Тому, пред Кем вы углубили ослушание!» И сказано (Ирмияу, 3:22): «Вернитесь, сыны непослушные, – излечу непослушание ваше!».

О необходимости тшувы нас в нескольких местах предупреждает Тора. И разъясняется, что тшува принимается, даже если грешник совершает ее вследствие многих бед, обрушившихся на него, и тем более – если приходит к раскаянию из страха пред Всевышним и любви к Нему, как сказано (Дварим, 4:30): «В горести твоей, когда найдут тебя все эти вещи в конце времен, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его». И видно из Торы, что Всевышний помогает вернуться к Нему, когда недостает у людей естественных сил для того. Он обновляет в них дух чистоты, чтобы они могли подняться до любви к Нему. Ведь после стиха, говорящего о раскаянии (Дварим, 30:2): «И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, – ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всею душою твоею» сказано (Дварим, 30:6): «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое [сделает его утонченным и чувствительным] и сердце потомства твоего, чтобы [ты мог] любить Г‑спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею», – чтобы человек мог достичь этой любви. И в Пророках, и в Писаниях постоянно говорится о тшуве – так, что объяснены все основы ее, как это мы увидим далее.

(2) И знай, что когда грешник задерживается с возвращением, его наказание становится намного тяжелее с каждым днем. Ведь он знает, что Всевышний в гневе на него, и есть у него убежище, куда бежать, и убежище это – возвращение к Нему. А этот грешник непоколебим в своем непослушании, оставаясь в злодействе своем. В его руках уйти от грозящей беды, но он не страшится гнева и ярости [Судьи]; и потому злодейство его столь велико. И наши мудрецы приводят по этому поводу такую притчу в Мидраш Коэлет (7:15). Царь заточил в темницу шайку разбойников, а они прокопали подземный ход и выбрались на свободу; но один из них остался. Пришел тюремщик – и видит, что из нее прорыт подземный ход, а этот заключенный почему-то в ней остался. Стал тюремщик бить его жезлом своим и приговаривать: «Несчастный! Перед тобой подземный ход прорыт – так почему же ты не поторопился спасти свою душу?» [Оставшись в темнице, он показывает, что пренебрегает не только законами царя, из-за нарушения которых в нее попал, – ведь это еще можно было бы, хотя бы частично, оправдать неуемностью его плотских вожделений, – но также и наказанием, ждущим его от имени царя; и это еще хуже первого греха].

(3) Но подобная задержка возможна лишь у невежественных в Торе, «лежащих в дрёме» (по Йешаяу, 56:10), которые не принимают все это близко к сердцу, и нет у них ни разума, ни понимания, чтобы поторопиться избежать беды; есть среди них и отверженные Б-гом, вовсе не верящие в наказание за грех. Но о разумеющих сказали наши мудрецы (Брахот, 19а): «Если ты видел мудреца Торы, совершившего грех ночью, – не подозревай его ни в чем днем, ибо он, конечно же, вернулся [к Всевышнему]».

(4) Вдумайся также и в другое великое зло, которое творит задерживающий свое возвращение. Ведь если бы он сразу же раскаялся, вздыхая от горечи в сердце, с содроганием, в тревоге и с обильными слезами, – тогда, если к нему вновь подступит дурное побуждение и представится случай согрешить, он подавит соблазн дурного побуждения. Вспомнит, какое тяжелое раскаяние пришлось ему перенести и не пожелает испить вновь горькую чашу. Как сказано (Теилим, 4:5): «Ригзу – сердитесь и не грешите», что означает: «содрогайтесь, сожалейте о сделанном вами» и больше не грешите, ибо грех их был упомянут перед этим (там, 4:3): «Доколе будете искать ложное». И подтверждением такому толкованию слова ригзу – слова Торы (Берешит, 45:24): «аль тиргезу – не сердитесь – в дороге» [слова Йосефа после его признания братьям, когда он отпускает их в обратный путь к их отцу: не переживайте, не волнуйтесь слишком из-за того, что вы продали меня, и не ссорьтесь из-за этого между собой в пути], а также (Хавакук, 3:16): «И содрогнулся я [рассердился на себя самого в раскаянии] на месте моем», – здесь всюду речь идет о сожалении и боли по поводу прошлого и настоящего, поэтому использовано именно слово ригзу, а не «бойтесь« или «страшитесь». Но если грешник запаздывает с возвращением, то, когда перед ним снова появляется возможность согрешить, он попадает в эту западню точно так же, как и в предыдущий раз, – и возрастет тогда его повторный грех чрезвычайно. И предстанет злодейство его пред Всевышним,  ибо перед этим он не думал, что разрушительное дурное побуждение подступает к нему внезапно. Но после того как видели его глаза, насколько малы его силы и как одолело его дурное побуждение, ибо оно сильнее его, – он должен был понять, что разрушена ограда его, и обдумать, каким образом он мог бы увеличить в себе страх перед Всевышним и проникнуться трепетом, чтобы уберечься от ловушки дурного побуждения и избежать греха. И сказал Шломо, мир ему (Мишлей, 26:11): «Как пес, возвращающийся к рвоте своей, так глупец возвращается к безрассудным делам своим». Это означает следующее: пес глотает разные мерзости, и если он изрыгнет их, они становятся еще отвратительнее; и вот, он возвращается к ним и опять глотает! И то же самое делает глупец: делает что-то изначально дурное, но когда он это повторяет, – оно становится еще намного отвратительнее.

Перевод книги Шаарей Тшува – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=18922