Шаарей Тшува — Врата первые — Разъяснение основ заповеди тшувы (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1912

Врата первые. Разъяснение основ заповеди тшувы (продолжение)

(5) Еще одна причина, по которой повторяющему грех тяжело вернуться к Всевышнему, состоит в том, что грех превратился для него как бы во что-то разрешенное, и стал от этого гораздо тяжелее, как сказано (Ирмияу, 3:5): «И вот, говорила ты, и творила злодейства – и смогла». И что же означает «смогла»? «Злодейства» эти сделались для тебя как бы разрешенными, чем-то возможным и находящимся в твоей власти, подобно значению «не можешь» в стихе Торы (Дварим, 12:17): «Не можешь есть во вратах твоих десятины хлеба твоего», что переведено в Таргуме как «нет у тебя права». И сказали наши мудрецы (Кидушин, 40а): «После того, как согрешил человек и повторил этот грех, – сделалось это для него как бы разрешенным». И сказали они о таком человеке, что с этого времени и далее, если он задумал совершить такой грех, но в силу обстоятельств не смог, то сам по себе этот злодейский замысел уже засчитывается ему как действие. Об этом сказано (Ирмияу, 6:19): «Слушай, земля! Вот, Я навожу на народ этот бедствие – плод помыслов их».

(6) А теперь – пойми и внимай, ибо в том заключена великая и истинная основа. Есть среди праведников такие, которые временами оступаются в грехе, – то, о чем сказано (Коэлет, 7:20): «Ибо нет такого праведного человека на земле, который будет делать только добро, и не согрешит». Они действительно подавляют свое дурное побуждение, и если совершат один раз грех, – не повторяют его больше, глубоко раскаиваются и возвращаются к Всевышнему. Но всякий, кто не остерегается того греха, о котором знает, что совершил его, и не принимает для себя решение оберегаться от него (также и в случае какого-то легкого греха), – хотя он и оберегается от всех прочих грехов, упоминаемых в Торе [также и Устной], мудрецы называют его «оставившим Тору в чем-то одном» (Хулин, 4б). Он причисляется к великим грешникам, и грех его – нестерпим! Ведь если скажет раб своему хозяину: «Все, что скажешь мне, я исполню, кроме такого-то одного», то он сбрасывает тем самым с себя бремя служения своему господину и делает то, что сам считает нужным. О таком человеке сказано (Дварим, 27:26): «Проклят тот, кто не осуществляет слова этой Торы [не принимает на себя обязательство], чтобы исполнить их». Речь здесь идет о человеке, который не принимает на себя обязательство осуществлять все слова Торы от начала до конца. Об этом сказано там: «Кто не осуществляет… чтобы исполнить», и не сказано просто: «который не исполнит их».

(7) И знай также, что повторяющий один грех десять раз, даже если он остерегается всех остальных грехов, считается совершившим десять отдельных грехов, а не один. Например, сказали наши мудрецы (Назир, 42а), что если говорят назиру [принявшему обет, запрещающий, в частности, пить вино]: «Не пей вино!» – а он пьет; и опять говорят: «Не пей!» – а он пьет, то его наказывают ударами за каждый раз в отдельности. И то же самое – с едящими мясо трефа, и нечистых животных, и запрещенный жир, и кровь.

(8) Мы ясно видим, что умножились грехи поколения в этом [«оставлении Торы в чем-то одном»], так как есть немало людей, не принимающих на себя остерегаться определенных грехов, которых они всю свою жизнь не остерегаются, и сделались грехи эти для них как бы разрешенными. Если бы они вели себя так только в отношении одного греха, – это было бы дурной болезнью душ их, как это мы объясняли, так как они были бы тогда «оставившими Тору в чем-то одном». Но они ведут себя так по отношению ко многим запретам Торы, также и к очень тяжким грехам, таким, как напрасные клятвы, проклятия в адрес ближнего или самого себя с употреблением имен Всевышнего, напрасное упоминание Его имен, или в нечистом месте, или с грязными руками; отведение глаз от просящего подаяние бедняка, злоязычие, напрасная ненависть, гордыня в сердце; устрашение общины не во имя Небес [со стороны ее руководителей]; разглядывание запрещенных ему женщин, пренебрежение занятиями Торой (а ведь это грех, равносильный всем остальным, вместе взятым), и многие другие грехи, подобные этим. Мы привели здесь некоторую часть [грехов] людям нашего поколения для напоминания и предупреждения. И еще: всем, кто возвращается к Всевышнему после грехов своих, следовало бы записывать в особую книгу, в чем они оступились, а также неисполненные или плохо исполненные заповеди, и читать эти записи каждый день.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=20554