Введение в устои веры — 1

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1649
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

Урок первый

13 устоев сущности человека

1. Важность знания 13 устоев веры, и их значимости в законе

Когда мы приступаем к изучению устоев веры в первую очередь нам необходимо определить само понятие устой. Рамбам определил место для этой темы в своем введении в комментарий на Мишну: «У каждого еврея есть удел в будущем мире… а у следующих нет удела в будущем мире» (Санедрин, гл. Хелек). Предварив длинное обсуждение определения сущности будущего мира, являющегося целью жизни человека, в завершении Рамбам добавляет 13 основ веры:

«Подобает нам упомянуть здесь, как в самом подходящем для этого месте, что устои нашей веры и ее основы – тринадцать основ».

После перечисления и объяснения всех 13 устоев, Рамбам, подытоживая, пишет:

«И вот я очень много написал и даже отклонился от основной темы моего сочинения (комментария Мишны), однако я сделал так потому, что видел в этом пользу для веры, и собрал полезные и разбросанные высказывания из великих книг.

Поэтому познай их, и преуспей в них, и повторяй их много раз, и вдумывайся в них глубоко, и если надоумит тебя твое сердце и ты подумаешь, что постигнешь ты их с первого раза или даже с десятого – Б-г благословенный знает, что сердце твое тебя обмануло. Поэтому не спеши в чтении, ведь я не написал это сразу, как пришло в голову, а после глубокого и вдумчивого изучения, и после того, как я проверил ясные знания, и познал, какие из них истинны и достойны доверия, а какие – нет. И в каждом случае привел четкое доказательство каждого утверждения».

Итак, мы увидели, какое величайшее значение придает Рамбам выяснению устоев. И есть вопрошающие, почему Рамбам не упомянул 13 устоев, как закон в книге «Мишне Тора»? Ведь на первый взгляд, он должен был предварить их другим заповедям Торы!

Вопрос этот – элементарная ошибка, потому что на самом деле Рамбам приводит их также в 3-й главе законов Возвращения в объяснении темы достойных будущего мира, в соответствии с тем, как они приводятся в Мишне в начале главы Хелек. Из этого мы сможем также понять, в чем заключается определение понятия икар (устой). После объяснения, каким образом вершат суд над человеком в Рош Ашана и в час смерти, и что каждый согрешивший, получив свое наказание, обретает место в будущем мире, Рамбам пишет:

«У каждого из народа Израиля есть удел в будущем мире, несмотря на то, что согрешил, как сказано: “А твой народ – все праведники, навсегда унаследуют землю” (Ешаяу, 60:21). Земля – это аллегория, имеется ввиду “земля жизни”, а именно будущий мир… А у следующих нет удела в будущем мире, они отсекаются и пропадают, и наказываются за грандиозность их злодеяний на веки вечные – миним (вероотступники), и апикоресы, и отрекающиеся от Торы, и отрицающие воскрешение мертвых и приход избавителя» (закон 5).

2. Разделение 13 устоев на группы в законах возвращения Рамбама – миним

В списке не удостоившихся удела в будущем мире Рамбам перечисляет в законах Возвращения (гл. 3) также и некоторые прегрешения, не относящиеся к устоям веры. Однако большинство связанно с верой. Рамбам объясняет там разные виды отрицаний, деля их на группы, содержащие вместе все 13 устоев. Приведем здесь его слова (з. 7) и проследим, как эти группы вместе включают в себя все 13 устоев.

Первая группа – это миним и их отрицания устоев, занимающихся сущностью Б-га.

«Пятеро называются миним: утверждающий, что Б-га нет и что миром никто не управляет; также утверждающий, что есть властелин, но их двое или больше; также утверждающий, что есть единый властелин, но он телесный и обладает формой; и также утверждающий, что Он не единственный предвечный и сотворивший все; и также служащий другому богу в качестве посредника между ним и Владыкой мира. Каждый из этих пяти мин».

Под названием «мин» объединяются отрицающие первые пять устоев, относящихся к Творцу. Основа первая – реальность Творца. Вторая – единственность. Третья – вера в нематериальность Б-га и в то, что Он не является духовной силой в теле (Райвед оспаривает это и утверждает, что ошибающийся в данном не отторгается, как будет объяснено подробнее ниже (п.8)). Основа четвертая – предвечность, вера в то, что Б-г единственный, был всегда, и все остальное в мире произошло от Него, как сказано в законе: «Самый первый и Цур ла-коль». Объясняется в книге Рамбама «Море Невухим» (1:16), что значение слова «цур» «источник», как написано: «Взгляните на цур, из которого вы были высечены, и на молоток, которым ваялись. Взгляните на Авраама, праотца вашего, и на Сару, породившую вас (Ешаяу, 51:1-2). И также, когда говорят о Творце, что он «Цур», подразумевается, что он источник, из которого мы черпаем жизнь.

В пятой основе язык Рамбама соответствует его же словам в законе. И вот как он объясняет пятую основу: «Он предвечен, и только Ему подобает служить, и только Его возвеличивать, и не делать подобного никому из подвластных Ему, будь то основы творения или созвездия. И также строго запрещено служить им в качестве посредников в приближении к Б-гу» и т.д.

3. Разделение 13 устоев на группы (продолжение) – апикорсим и отрицающие Тору.

Продолжает Рамбам (там же, закон 8), говоря о следующей группе устоев:

«Трое называются апикоресами: утверждающий, что пророчество вообще не существует и знание не приходит от Творца в сердца людей; и отрицающий пророчество Моше Рабейну (Моисея); и утверждающий, что Творцу неизвестны деяния людей».

Слова Рамбама соответствуют следующим устоям: основа шестая – пророчество. Основа седьмая – «Пророчество Моше Рабейну, мы должны верить в то, что он – родоначальник всех пророков, как предшествующих ему, так и последующих – абсолютно все ниже его по уровню пророчества». Последний в этой группе соответствует десятой основе – «Ведь Творец знает деяния людей и не перестает следить за ними». Все эти называются апикоресами.

Третья группа устоев (закон 8) – отрицающие Тору:

«Трое отрицают Тору: утверждающий, что Тора не дана Б-гом, и тот, кто говорит, что Моше сказал от своего имени даже одну фразу или даже одно слово – отрицает Тору; также отрицающий ее толкования, а именно устную Тору; и отрицающий полномочия мудрецов, передающих ее, как отрицали их Цадок и Байтус; и утверждающий, что Творец заменил какую-то заповедь другой, а эта Тора уже не существует, несмотря на ее изначальную Б-годанность, как христиане и мусульмане».

В этой группе Рамбам разделил отрицание Письменной Торы и Устной на две основы, хотя в введении к главе Хелек они перечисляются в одной. Его слова там: «Восьмая основа – Тора с небес, т.е. мы должны верить в то, что вся эта Тора передана нам Моше Рабейну и что вся она – из уст Творца… и также в то, что переданные разъяснения Торы – из уст Творца и т.д.»

В этой группе находится также девятая основа – «эта Тора передана от Творца и только от Него. К ней нельзя ничего добавить, и из нее нельзя ничего убрать, что равно касается как Письменной, так и Устной Торы».

В таком случае, мы имеем одиннадцать основ, разделенных на три группы. Две последние были перечислены отдельно, «отрицание воскрешения мертвых и приход избавителя». Получается, что все 13 устоев были определены в качестве закона Рамбамом.

4. 13 корней древа Торы и основы еврейского мировоззрения

Из приведенных слов Рамбама мы учим, что отрицающий один из этих 13 устоев называется мин или апикорес, и выходит из общины Израиля, о которой сказано «А твой народ – все праведники, навсегда унаследуют землю». Указание Торы и заповедей распространяется лишь на того, кто имеет к этому отношение.

Понятие устой говорит о том, что тот, у кого этого нет, не включается в определение «Исраэль» и не имеет возможности получить и исполнить Тору и заповеди в соответствии с волей Того, кто их заповедовал. Поэтому такой человек обязан понять и принять все устои, и начать исполнять заповеди, основываясь на правильном мировоззрении.

Понятие «основа» (йесод) означает, что на этом построено все. Под «устоем» (икар) подразумевается корень, из которого растет дерево. Ветви дерева называются на языке мудрецов «ноф» (крона), а ближайшая к корню часть ствола, называется «икар» (устой, главное). Так, мудрецы называют жену «акерет абайт» (главное в доме), потому что она является устоем дома настолько, что сама называется «домом» (Шаббат, 118б). И так же – тот, у кого эти устои присутствуют в сознании, – такой имеет отношение к Торе и заповедям. А без них он выходит за рамки иудаизма.

Перевод – р. Ш. Каплан


http://www.beerot.ru/?p=38210