Одного – кто знает? — Урок 6 — Только Он

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2808
только Он
Продолжение. Начало здесь.

Урок шестой. Только Он

1. Как мы уже упомянули, Рамбам связывает абсолютное единство Творца с Его бестелесностью. Ведь всё, что обладает материальным телом, конечно и ограничено, а значит, и не может включать в себя всё существующее. А основа нашей веры заключается в том, что не существует никакой иной реальности, кроме Б-га. В Торе прямо сказано: «Б-г – Он Всесильный, нет ничего, кроме Него (אֵין עוֹד מִלְּבַדּוֹ  – эйн од мильвадо)» (Дварим, 4:35).

В соответствии с объяснением Маараля из Праги, смысл слов эйн од мильвадо («нет ничего, кроме Него») не ограничивается тем, что в мире нет других богов, кроме Творца. Но имеется в виду, что не существует ничего, кроме Б-га (см. Маараль из Праги, «Друш ле-Шаббат а-Гадоль»; см. также р. Хаим Воложинер, «Нефеш а-Хаим», 3; «Реэ Эмуна» 5:3, с. 51). Нет иной реальности, кроме Него. Реальность – это и есть Он.

2. Существование Творца – это единственная и единая реальность. Но теперь необходимо понять, как же мы можем вместиться в эту реальность. Какое место остается для всей вселенной?

У нас нет и не может быть никакого понимания того, что было прежде, чем Всевышний сотворил мир. И мы не может постичь ничего, кроме сотворенного Им мира. Мы не можем понять ничего, кроме того, что нам приоткрыто. Вне этого наше сознание просто недееспособно.

Границы нашего познания определены в самой Торе. Там говорится о «временах» – «с того дня, когда сотворил Б-г человека на земле», а также о пространстве – «от края неба и до края неба» (см. Дварим, 4:32). Это пространство и время. Это те границы, в которых мы еще способны что-то понять.

Мы можем попытаться понять процессы, происходящие в этом мире, и их причины. Но постичь что-то вне рамок нашего мира – что-то, что касается Его Самого, – мы не можем.

Вместе с тем, не существует никакой иной реальности вне Его. Если бы Творец был, не дай Б-г, ограничен, как ограничены все материальные тела, то вне этих границ могла бы существовать какая-то другая реальность. Он был бы в Своих границах, а другая реальность, которую Он создал, – в своих границах.

Но это не так! Именно об этом говорит Рамбам: «Если бы у Создателя было тело или какая-либо материальная оболочка, то Он бы имел конец и предел, потому что не бывает материальных объектов, не имеющих конца и предела». Но «поскольку Б-г бестелесен, к Нему вообще неприложимы определения, характеризующие мир материальных тел». Он «не разделен на части и не отделен от других объектов, и поэтому Он, по определению, Один» (Рамбам, «Йесодей а-Тора», 1:7).

Всевышний – это вся существующая реальность, без всяких ограничений. Он включает в Себя всё. Ничего не может оказаться вне Его или от Него отделиться. Если что-то не входит в Его реальность, то оно просто не существует. Б-г – это сама реальность. Это самое высокое постижение, которое доступно нам в понимании Его единства. Продвинуться дальше наше сознание просто не в состоянии. Но подняться до этого высочайшего рубежа мы обязаны. «Нет ничего, кроме Него» – нет никакой иной реальности, кроме Б-га. Это единственная и единая реальность. Именно в этом заключен глубинный смысл слов «Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один» (Дварим, 6:4).

3. Сейчас мы говорили о трех первых основах веры. Первая – основа всех основ, – «верить в существование Творца». Верить, что «Он – причина всего существующего» и что «всё существует в Нем и благодаря Ему» (предисловие Рамбама к гл. Хелек).

Вторая основа – единство Творца. А третья, тесно связанная со второй, – это понимание Его бестелесности.

Его реальность не ограничена рамками пространства и времени. Это просто реальность – насколько мы способны это понять.

Вторая основа веры сформулирована в наших Сидурах так: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, – един, и нет единства, подобного Его единству, ни в каком отношении, и только Он один, наш Б-г, был, есть и будет». Эти слова подразумевают, что во всей протяженности, которую мы называем «пространством», и во всей протяженности, которую мы называем «временем», не существует никакой иной реальности, кроме Него.

Третий принцип веры гласит: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, бестелесен, и к Нему не подходят характеристики материальных тел, и Ему нет вообще никакого подобия». Его невозможно себе представить. Всё, что мы может себе представить, противоречит определению Торы: эйн од мильвадо – «нет ничего, кроме Него».

Всё, что мы может себе представить, противоречит словам: «Б-г – один (точнее – «един»). Поэтому тут необходима вера. Мы можем укрепить эту веру, дважды в день произнося слова Торы «Слушай Израиль! Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один». Он – один и един. Произнося эти слова Торы, мы должны «принять на себя ярмо Царства Небес» – оль Малхут Шамаим.

Мы должны «признать Его власть над четырьмя сторонами света, а также верхом и низом» – и пока наше сознание ограничено рамками пространства и времени, «этого достаточно».

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.

http://www.beerot.ru/?p=31619