138 врат мудрости — Врата вторые — Добро и зло

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2198
добро и зло

138 врат мудрости — Врата вторые

Его желание — только сделать добро, и даже зло — средство к совершению добра. И это убедительно указывает на единство.

[Примечание переводчика: автор использует два разных слова, обозначающих два способа сотворения: בריאה и אצילות. Так как в русском языке нет точных эквивалентов этим словам, я перевёл слово בריאה просто как «творение» или «создание». Слово אצילות я перевёл как «сотворил-ээциль». В тексте также встречаются производные этих слов, которые переведены соответствующим образом.]

Воля Создателя-маациль, благословенно имя Его, — это исключительно добро. И поэтому не будет ничего, кроме Его добра. И всё, что вначале является злом, не исходит из другой сферы управления, не дай Б-г, таким образом, что может противостоять Ему, а в конце концов несомненно станет добром. И тогда [в конце] станет известно, что не существует никакой другой власти, а только Он.

И вот ответ на вопрос, который я задал выше: допустим, что Высшая Воля хотела, чтобы исходящие из неё производные желания превозмогали её силу. И это не противоречит Его воле, так как Он хотел этого.

Воля Создателя-маациль, благословенно имя Его, — это исключительно добро.

Невозможно сказать, что Высшая воля хотела существования других желаний, мешающих Ему каким бы то ни было способом. Ибо Высшая Воля желает исключительно добра, а это [существование противоречащих ему желаний] — явно противоречит добру, ибо Его добро не сможет распространиться на всё творение [из-за того, что другие желания будут мешать этому]. А если скажешь: это и есть добро — сделать добро праведникам и зло злодеям, ведь «Жалеющий злодеев жесток» (Мишлей, 12:10). Но ведь написано: «”Помилую того, кого помилую” — даже если он недостоин» (Брахот, 7а, на стих Шмот, 33:19). Также сказано (Ирмияу, 50:2): «Будут искать вину Израиля, и нет её, и грехи Йеуды, — и не найдут их». Это говорит о том, что Всевышний хочет нести добро даже злодеям.

На это можешь возразить: «Всё это только после долгого изгнания и получения наказания!» На это я отвечу тебе: «Именно это я и утверждаю; Высшая воля как раз и заключается в том, чтобы так повернуть события, чтобы в конце концов все удостоились [добра]». Из этого следует, что желание Его только в том, чтобы сделать добро в прямом смысле слова; но каждый человек требует индивидуального подхода: злодеев следует наказать для того, чтобы после этого простить их грехи. Ведь если бы цель заключалась в том, чтобы отвергнуть злодеев, они пропадали бы в самом прямом смысле, и не получали бы наказание с тем, чтобы потом обрести заслуги.

Это очень убедительное доказательство. Ведь окончательный результат действия показывает, с какой целью это действие и все его детали были затеяны.

Окончательный результат того, что происходит со всеми людьми, будь они праведниками или злодеями, — нести им добро. Следовательно, окончательная цель — нести добро всем. Выходит, что Воля Его — это исключительно добро.

И поэтому не будет ничего, кроме Его добра. Теперь, после того как стало ясно, что Его желание — только нести добро, следует вывод, что вещи не должны продолжаться бесконечно. То есть, если бы Высшая Воля не гнушалась уничтожением злодеев, тогда мы бы сказали, что это наказание не является чем-то отрицательным, а (Мишлей, 13:21): «Грешных преследует зло», и так и должно быть, как было сказано выше. Но мы уже сказали, что в действительности это не так. Наказание предназначено для того, чтобы заставить грешника вернуться и получить добро [от Всевышнего]. [Другими словами, наказание — это не самоцель. Наоборот, оно является лишь средством к достижению цели, которая диаметрально противоречит его собственной натуре. Наказание приносит человеку страдания, а окончательная цель — принести ему добро.]

Из этого следует, что наказание — это зло, поэтому оно должно быть временным, а не вечным, чтобы грешник мог выйти из него.

И так как наказание — это зло, оно противоречит Высшей Воле. И из-за того, что оно противоречит Высшей Воле, то, так же как оно не может вечно поражать отдельного человека, так и не может оно существовать вечно в этом мире. [Так же как Высшая Воля желает исправить каждого грешника, так она желает и исправить мир в целом, чтобы в нём вообще не осталось зла.]

И теперь разъясним это [то, что зло должно полностью исчезнуть из этого мира]. Результат каждого действия — это окончательная цель, заложенная в него и во все его детали. Добро — это конец всего, что происходит с каждым индивидуальным человеком, даже если он злодей. Если так, то добро — это окончательная цель всего круговорота событий.

Таким образом, первый вывод — это утверждение, что окончательная цель всех событий — это добро.

И то, что движет всем происходящим, — это Высшая Воля. Следовательно, цель Высшей Воли заключается исключительно в том, чтобы нести добро. Таким образом, второй вывод – Высшая Воля целиком добродетельна.

Теперь рассмотрим, является ли наказание, которое предшествует окончательному назначению злодеев, добром или злом. Если какая-либо вещь в начале своей истории качественно отличается от того, чем становится в конце, это говорит о том, что её начало и конец разнородны. События, которые постигают злодея в конце цикла отличаются от тех событий, которые постигали его в начале цикла. Следовательно, начало и конец этого цикла качественно отличаются друг от друга. Но конец всего этого — это добро, и именно в этом заключается цель Высшей Воли, движущей всем этим. Но середина, то есть то, что предшествует концу, качественно отличается от самого конца. Следовательно, то, что появляется в середине круговорота событий — не хорошо и не желанно Высшей Воле с точки зрения её окончательной цели.

На это можно возразить: «В чём же необходимость [наказания]?»

Дело в том, что без него невозможно достичь окончательной цели. А если бы этой цели можно было достичь без наказания, то его существование было бы неоправданно.

Из всего этого можно заключить, что наказание — это зло. Оно является полной противоположностью тому, к чему стремится Высшая Воля. Но его существование необходимо [творениям], чтобы мироздание достигло своей конечной цели. И если бы можно было обойтись без него — было бы лучше, с точки зрения Высшей Воли.

Из этого следует, что, так же как действие наказания на индивидуумов противоречит Высшей Воле, и из-за этого оно должно в конце концов измениться [то есть в определённый момент наказание должно прекратиться,] так и наказание как фактор, влияющий на управление миром, должно в конце концов измениться. [То есть мера суда должна перестать действовать при управлении миром. И всё это доказывает, что в определённый момент всё зло должно быть аннулировано.]

Совершенно очевидно, что, так же как Высшая Воля пожелала, чтобы каждому индивидууму в конце концов было сделано только добро, так же и в мире в целом в конце концов должно остаться только хорошее. И как было создано наказание для отдельных людей, [с тем, чтобы исправить их,] и в конце они смогли получить добро, так же можно создать подобие наказания, или что-то в этом роде, для мира в целом. Но в конце концов будет только добро. [И так же как наказание необходимо для того, чтобы исправить каждого отдельного человека, так же подобный наказанию способ управления миром необходим для того, чтобы исправить мир. И так же как наказание, которому подвергается индивидуум, не противоречит добру Творца, так и качество суда, действующее в мире, не противоречит добру Творца.]

Истина заключается в том, что Всевышний желает только добра.

И это то, что будет существовать вечно, так как власть Его воли существует вечно. И даже если есть промежуточная стадия, на которой существует зло, это не противоречит конечной цели сделать добро. Наоборот, Его окончательный замысел [привести всё к добру] говорит о том, что и на промежуточной стадии Им движут добрые намерения. И замысел Его в том, чтобы из всего круговорота событий во всех аспектах вышло только добро, которое было запланировано Им изначально.

И всё, что вначале является злом, не исходит из другой сферы управления, не дай Б-г, таким образом, что может противостоять Ему.

После того, как нам стало известно, что все Его действия в конце концов приводят к добру, нам необходимо уяснить ещё одну истину. А именно, что вне всяких сомнений существует только одна власть, в противоположность мнению вероотступников [дуалистов], которые утверждают, что существует две власти. [Как, например, персы, которые считали, что существует царство добра и царство зла, пребывающие в постоянной и непримиримой борьбе.] То есть, когда мы утверждаем, что наш Б-г один, необходимо понять две вещи.

  1. Несмотря на то, что мы видим множество объектов в мире и столь многочисленные и разнообразные события, тем не менее, мы знаем, что нет ничего, кроме единственного Творца-маациль, благословенно имя Его, и единственной Воли. Поэтому ясно, что никакая другая воля не может помешать этой Воле, даже если эта другая воля является производной Его Воли.
  2. И тем более ясно, что нет двух властителей, не дай Б-г, один из которых делал бы добро, а другой — зло.
На самом деле Всевышний един во всех смыслах.

А то, что касается возникающего сейчас впечатления, что совершаются различные действия, исходящие от кого-то другого, или от какого-то Его творения [но не от Него Самого], или из другой сферы, не дай Б-г, — оно неверно. В действительности только Он, по Своей добродетели, совершает всё это. Ведь мы уже уяснили, что всё существующее сейчас зло не сохранится вообще, и в конце концов всё станет добром. И тогда мы поймём и осознаем, что нет другой власти, [кроме той, в которой всё диктуется Волей Всевышнего]. Ибо тот, кто является обладателем отдельной власти [не входящей в сферу власти других] должен существовать вечно. И это очевидно, ведь самостоятельная власть — это та власть, над которой не может воцариться никто другой. Это сила и власть, которые существуют самостоятельно, а то, что не существует [вечно] — это не власть. И принимая это во внимание, познаем, что нет никакой воли, даже из тех, что Он создал, которая могла бы помешать Ему. Наоборот, круговорот событий необходим для того, чтобы в конце раскрыть Его власть и привести всё к совершенству силой Его добра. И в это мы должны верить полной верой.

Польза данной мудрости [каббалы] — ясно понять всё это.

И нам это заповедано, как сказано (Дварим, 4:39): «Познай же ныне и утверди в сердце своём, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Как это можно понять? Только когда поймём это правление, которое исходит из высших частей мира и достигает его конца. Тогда нам станет очевидно, что это действительно так: что всё исходит от Него, благословен Он, только с тем, чтобы выполнить Его добрый замысел — нести добро другим, и ни с какой другой целью. [Прим. ред. И это — основная тема книги «Даат Твунот».]

А те самые вещи, которые были нам тяжелы для понимания, и которые привели злодеев к вероотступничеству, сами раскроют нам эту истину, и сами покажут нам истинное единство Творца во всех Его деяниях, как мы написали.

Таким образом, мы пришли к двум положениям, связанным с существованием зла.
  1. Зло не исходит из некой другой силы, благодаря чему оно могло бы противостоять Воле Творца, не дай Б-г.
  2. В конце концов зло превратится в добро.

В конце концов несомненно приводит к добру. Оно [зло] не противоречит добру Его, даже одним из упомянутых выше способов. А именно: не может быть даже такого, чтобы некое исходящее от Него желание [т. е., желание сотворённого Им создания] могло помешать Ему. В действительности же, в конце концов, всё приведёт к хорошему. Более того, именно таким способом Бесконечный по-настоящему показывает истинность Своего единства.

И тогда [в конце] станет известно, что не существует никакой другой власти, а только Он. Даже если бы Он одарил Свои создания возможностью познать Своё совершенство, и они полностью осознавали бы Его совершенство, которое Он раскрыл бы им, и понимали бы величие славы Его, это всё же оставило бы лазейку вероотступникам в других поколениях утверждать, что крайность можно понять только в контрасте с противоположной крайностью. Они бы сказали: если говорят, что есть единый Б-г, являющийся абсолютным добром, тогда должен быть некто другой, являющийся абсолютным злом, не дай Б-г. Ведь если бы это было не так, то невозможно было бы вполне познать абсолютное добро. И поэтому для того, чтобы опровергнуть и это заблуждение, Он по Своей воле создал зло, как сказано (Йешаяу, 45:7): «Делает мир и создаёт зло». И противоположное видно сразу, и моментально становится понятно, что такое добро. Но знай ещё одну вещь: даже это зло не является отдельным независимым обладателем власти. В действительности Творец, благословен Он, всемогущ, и может создать даже то, что Ему противоположно, и благодаря этому [созиданию] мы увидим Его великое совершенство.

А зло не является некоей другой властью. Зло сотворено Им для того, чтобы творения смогли узреть противоположность [добру].

Чтобы не думали они, что существует другая противоположность [Его добру], а только та противоположность, что Он создал. И когда увидят антипод добра, также поймут, что это — ничто. Это всего лишь Его создание, благословенно имя Его. И [создания] с ясностью познают Его единство и совершенство, и поймут бестолковость злодеев и вероотступников. Ибо так у созданий — они могут понять что-либо только исходя из обратного. Но путь Создателя совсем не как путь созданий. Ведь создание не может сотворить свою противоположность. А Он сотворил, а потом аннулирует, и увидим единство Его в совершенстве.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=46728