Шмират а-Лашон — 2 — Глава 7 — Тот, кто остерегается злословия, помогает строительству Храма

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1334
помогает строительству Храма

Шмират а-Лашон — Часть 2

Глава 7. Тот, кто остерегается злословия, помогает строительству Храма

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Известно высказывание наших мудрецов (Йома, 9б) о том, что в поколении Второго Храма были Тора и заповеди, а разрушен он был из-за греха беспричинной ненависти и злоязычия. Писали мудрецы-ришоним, что если была у этого греха сила разрушить Храм построенный, то, тем более, он не позволит отстроить его заново. На это намекают слова наших мудрецов о том, что каждому поколению, в дни которого не был отстроен Храм, это засчитывается, как если бы в его дни он был разрушен. Из этого неизбежно следует, что мы должны укрепляться с целью исправить этот грех, то есть остерегаться, чтобы не оступиться в нем, — ибо доколе нам пребывать в изгнании?!

Подумаем, действительно, кто в состоянии исправить этот грех? Простой человек наверняка не сможет остерегаться, как полагается по закону, поскольку не знает, что такое злоязычие и что такое рехилут, и какого рода разговоры подпадают под эти определения. Основная работа по исправлению зависит от бен Тора [серьезно изучающего ее]. Он может разобраться в законах, остеречься и исполнить их.

Сказали наши мудрецы (Йерушалми, Санедрин, 13а, 2:6): «В тот час, когда Шломо взял в жены дочь фараона и преступил тем самым заповедь: “ло ярбе — не приумножит — [царь] себе жен” (Дварим, 17:17), предстала буква йуд слова ярбе перед Всевышним и спросила: если отменена часть дарственной — она отменена полностью; если Шломо сотрет меня, кто исполнит меня?» [Примечание автора. Ведь исполнение упомянутой заповеди зависит только от царя]. Ответил ей Всевышний: пусть сотрется Шломо и тысяча таких, как он, но не будет стерта даже одна буква из Торы. [Подробно о том, почему говорится о стирании именно буквы йуд из слова ярбе, см. в комментарии «Маръэ а-Паним» там в Йерушалми.] Из этого ясно видно, что Всевышний чрезвычайно строго относится к тому, чтобы какое-то слово Торы стало как бы «бесхозным» для всех [чтобы с ним не считались и нарушали с легкостью].

Если мы как следует присмотримся, что же именно в Торе теряет важность для людей, то найдем, что это — грех злоязычия у тех из них, которые не ощутили вкус Торы.

[Примечание автора. И из-за множества наших грехов даже у того, кто в состоянии понимать законы Торы, этот грех не столь тяжел, как остальные. Это видно из того, что, если вдруг он по какой-то причине съест некошерное мясо, перепутав его с кошерным, это причинит ему огорчение и настоящую душевную боль, и он устроит себе пост, запомнит этот случай на всю жизнь.

Но не так это с грехом злоязычия: даже если оступится человек, обидев другого словами, или пристыдив в присутствии других, или настоящим образом оступится в злоязычии и рехилуте (притом, что на каждую из этих вещей есть прямой запрет в Торе), и даже если нарушит все перечисленные запреты разом, затеяв ссору, — его сердце не станет волноваться так сильно. И если даже случится потом, после ссоры, что он задумается и поймет, что сам был причиной ее, — все равно не разыграется такая буря в душе его, чтобы он пошел из-за нее к мудрецу Торы спросить совета, что ему делать теперь, как пошел бы из-за съеденного некошерного мяса и т. п.

Другое доказательство — в том, что он будет помнить о том, что произошло, лишь считаные дни, после чего все забудет, будто никогда и не было за ним того греха. Все это — ясное свидетельство, что дурное побуждение не оставляет в покое даже человека, стремящегося к духовному совершенству, и это обязывает его обращать свой взор и сердце на вещи, о которых шла здесь речь.]

Если это так, то насколько же обязан бен Тора укреплять себя, чтобы быть осторожным в отношении упомянутых выше запретов, связанных с силой речи (злоязычие, рехилут, обида словом и публичное причинение стыда), — чтобы не стали слова Всевышнего как бы «бесхозными»!

Согласно тому, что мы объясняли выше, от этих вещей зависит построение будущего Храма. [Примечание автора. И сказано в наших книгах от имени святой книги «Зоар», что если в одном Доме молитвы будут оберегать дух мира как подобает, то смогут удостоиться прихода Машиаха. Если это так, то приход Машиаха зависит от нас. Известно, что мы можем удостоиться установления мира только в том случае, если будем остерегаться прежде всего греха напрасной ненависти и злоязычия.] И у каждого, кто укрепит себя, чтобы исправить этот грех, будет в будущем удел в отстроенном Храме, ибо иначе Храм останется разрушенным навеки, не дай Б-г.

И вот, если бы у нас было разрешение отстроить Храм и на это требовались деньги, то нет сомнения, что каждый еврей с желанием отдал бы на это все, что мог, чтобы у него тоже был удел в Храме. Но чтобы обрести тот удел, о котором мы здесь говорим, совершенно не нужны деньги! Нужно только укрепиться, чтобы отдалиться от тяжкого греха злоязычия и напрасной ненависти и держаться того, что приводит к установлению мира! Таким образом будет исправлен грех, и мы удостоимся прихода Машиаха и строительства Храма.

Сколь же превознесено будет имя такого человека, который стал причиной строительства Храма, подобно тому, как в книгу Нехемии (гл. 3), навеки вписаны имена людей, внесших свой вклад в строительство стены вокруг Иерусалима! И тем более подобное этому будет в заслугу строительства самого Храма.

Перевод — рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=34696