Шмират а-Лашон — 1 — Хатимат а-Сефер — Глава 4 — О том, сколь велика награда хранящих свои уста, и о заслуге тех, кто наделяет заслугами многих других

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1403
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Хатимат а-Сефер

Глава 4. О том, сколь велика награда хранящих свои уста, и о заслуге тех, кто наделяет заслугами многих других

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Разумный человек должен очень укрепляться в этом, то есть в тщательном соблюдении заповеди охраны своих уст, – и тогда хорош будет удел его и в этом мире, и в будущем. Ведь даже в других заповедях, если человек укрепляется в одной из них, чтобы никоим образом ее не преступать, награда его чрезвычайно велика, как мы писали выше, – то тем более в этой [заповеди хранить свои уста; когда почти нет тех, которые в ней укрепляются].

Ведь сказано (Мишлей, 2:4-5): «Если будешь искать его, как серебро, и разыскивать его, как клад, то постигнешь страх пред Г-сподом», и известно, что каждый из людей больше хотел бы иметь постоянное пропитание, пусть даже скромное, чем случайное, и даже изобильное, – и тем более здесь [когда речь идет о награде за заповедь хранения уст], где награда и постоянная, и изобильная. Ведь награду за исполнение этой заповеди человек может зарабатывать как дома, так и в Доме молитвы или в Доме учения, или же когда он идет по улице и видит людей, занятых неподобающими разговорами, – и отдаляется от них, как сказали наши мудрецы (Кидушин, 39б): «Сидел человек [в бездействии] и не согрешил – дают ему награду, как за исполненную заповедь». Таким образом, человек может зарабатывать награду за исполнение этой заповеди с момента, когда он встает утром, до вечера, когда ложится спать, без особого труда, – и притом награда велика. Ведь за каждое мгновение, когда он смыкает свои уста, он удостаивается скрытого света, как говорили наши мудрецы (см. «Игерет а-Гро»).

Также известно сказанное нашими мудрецами (Йома, 9б; Гитин, 57а) о том, что Второй Храм был разрушен из-за греха напрасной ненависти и злоязычия. И если сила этого греха такова, что он способен разрушить Храм уже построенный, то тем более он может задержать отстройку разрушенного, не дай Б-г!

Потому чрезвычайно велика заслуга того, кто укрепит себя в этом деле, изо всех сил храня свои уста, и поощряет других в этом великом деле ради славы Всевышнего и Торы Его, чтобы не казались ее заповеди чем-то ненужным и как бы бесхозным, не дай Б-г. Ведь в действительности община Израиля – люди достойные и праведные, лишь недостает им знания деталей законов в этой сфере, и многие не знают, как избежать в ней соблазнов дурного начала, как мы писали об этом во «Вратах разумения». Потому, если найдется кто-нибудь, кто станет пробуждать и поощрять их в этом, – речи его наверняка будут приняты, и будет зачтена ему заслуга многих.

И вот что пишет об этом «Зоар Хадаш» (Лех Леха): «И сказал раби Абау: пойди и посмотри, сколь велика награда человека, побуждающего другого вернуться к Всевышнему. Где мы это видим? Из сказанного (Берешит, 14:18): “И Малки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино [навстречу Аврааму]”. Сказано в “Таней раби Хия раба”: “В тот час, когда душа праведника, побуждавшего других вернуться к Всевышнему, выходит из тела, Михаэль, великий ангел, приближающий души праведников перед Творцом своим, выходит и первым приветствует душу того праведника, как сказано: “И Малки-Цедек…” И это – Михаэль, глава хранителей ворот Цедек. Сказано: “Царь Шалема”; “Шалем” – это Иерусалим в высших мирах. “Вынес хлеб и вино” – первым выходит навстречу [тому праведнику] и говорит ему: “Мир пришедшему!”»

И также сказано там (лист 62б): «Каждый день провозглашают [на Небесах]: “[Велика] заслуга тех, которые занимаются Торой, и которые помогают обрести заслуги другим, и которые преодолевают свои естественные склонности [например, гневливость и мстительность]”».

Нет сомнения, что это помогает приблизить приход Избавителя – вскоре, в наши дни, – подобно тому, как это помогло избавлению от египетского рабства, ибо не было там у сынов Израиля злоязычия, как говорится в «Мидраш раба» (Эмор): «В заслугу четырех вещей был освобожден Израиль из Египта: за то, что не изменяли своих имен; и не отказывались от своего языка; и не было у них злоязычия; и не предавался ни один из них разврату». А если покажется это непонятным в связи со сказанным в (Шмот, 2:14): «И испугался Моше, и сказал: верно, стало известным это дело» [за день до этого Моше убил египтянина, преследовавшего и избивавшего еврея, и Раши приводит мидраш, рассказывающий, что Моше понял, что есть среди евреев доносчики и, возможно, из-за этого они не достойны освобождения], – то это уже объясняли комментаторы. [Например, «Кли Якар» к Шмот (4:4) пишет, что к тому времени, когда Всевышний послал Моше вывести сынов Израиля из Египта, у них уже не было злоязычия].

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=26404